edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Влияние японского кимоно на мировую моду...

Мировая икона моды
Сегодня кимоно популярно и оказывает влияние на мир моды больше, чем когда-либо прежде. Однако было время, когда казалось, что эта традиционная одежда рискует исчезнуть из повседневного гардероба японских женщин – кимоно надевали лишь на выход и по особым поводам, таким как свадьбы, дни совершеннолетия и чайные церемонии. Тем не менее, в последние годы как в Японии, так и за рубежом, наблюдается настоящее возрождение кимоно – изысканной и элегантной одежды для повседневных ситуаций и официальных мероприятий. Кимоно повлияло на многих дизайнеров, вдохновляя их на новые открытия в области моды. Можно смело утверждать, что лишь немногие традиционные предметы одежды вдохновляли дизайнеров в той же степени, что и кимоно. В своей весенне-летней коллекции 2018 года дом моделей Maison Margiela представил несколько ярких примеров влияния кимоно. Дизайнер этого дома Джон Гальяно создал мужское пальто из красочного, роскошного старинного оби – пояса, которым подвязывают кимоно. А Кристиан Лубутен спроектировал ботинки для осенне-зимней коллекции люксового текстиля 2017 года, вдохновленные дизайном кимоно периода позднего Эдо (середина XIX века), с бамбуком, цветами сливы и журавлями.Ботинки от Кристиана Лубутена, коллекция осень-зима 2017 (© Киотский институт костюма)
Ботинки от Кристиана Лубутена, коллекция осень-зима 2017
Особенно интересной получилась мужская весенне-летняя коллекция Тома Брауна 2016 года. Вдохновляясь японскими традициями высочайшего качества и исключительного чувства стиля, модельеры дома моделей Tom Brown создали на основе дизайна кимоно мужской деловой костюм, заложив основы современного поп-стиля.

Мужской костюм от Тома Брауна из коллекции весна / лето 2016. (© Fashion Press)
Мужской костюм от Тома Брауна из коллекции весна / лето 2016.
Среди других известных дизайнеров, исследовавших творческий потенциал японского кимоно, можно назвать Александра Маккуина, Ива Сен-Лорана и Кристобаля Баленсиага. Мадлен Вионне и Поль Пуаре в 1920-х годах и Жак Дусе в конце девятнадцатого века также были очарованы уникальной культурой кимоно.Повседневное платье от Жака Дусе с цветками и листьями ириса (какицубата), ок. 1897. Фото Хаяси Масаюки (© Киотский институт костюма)
Повседневное платье от Жака Дусе с цветками и листьями ириса (какицубата), ок. 1897.
Японизм и увлечение кимоно
Изучение непреходящего увлечения традиционной японской культурой выявляет стойкое влияние кимоно на западную эстетику. В семнадцатом веке ведущие комиссионеры (торговцы) филиала голландской Ост-Индской компании в Японии привезли в Голландию мягкие кимоно, где эта японская одежда получила признание в качестве удобного мужского костюма для дома. Легкие и теплые экзотические японские халаты назывались Japonse rok. Они стали настолько популярными, что появились даже на портретах того времени, а в соседних странах их даже начали копировать.Japonse Rok на выставке «Японизм в моде», 1996 год. Фото Хатакэямы Наои (© Киотский институт костюма)
Japonse Rok на выставке «Японизм в моде», 1996 год.
Волна моды на всё японское охватила Европу и Соединенные Штаты во второй половине XIX века; это явление стало известно под названием «японизм». Влияние таких художественных форм, как укиё-э, на художников-импрессионистов хорошо документировано. Однако о роли кимоно в развитии европейской моды известно намного меньше. Отношения между парижской модой и кимоно развивались в естественной прогрессии. Женщинам пришлась по душе красивая и удобная экзотическая одежда, которую можно было носить дома. Затем дизайнеры в Париже и Лондоне начали использовать ткань кимоно для своих собственных творений. Вскоре к ним присоединились и лионские текстильщики, которые дебютировали на модных подиумах Парижа с шелковыми тканями, дизайн которых был явно вдохновлен японскими мотивами. Парижские дизайнеры в начале двадцатого века первыми обратили внимание на то, как кимоно красиво и изящно облегает фигуру. Около 1910 года начали появляться пальто и платья, силуэты которых повторяли кимоно утикакэ, то есть кимоно, которые носят красавицы, изображенные на оттисках укиё-э. Стали популярны декольте в стиле нукиэмон – задняя кромка платья опускается, чтобы обнажить затылок, а длинные рукава и детали напоминают богато украшенные пояса оби.
Дизайнеры-новаторы, такие как Вионне и Пуаре, обратили внимание на конструкцию кимоно прямого кроя, и в 1920-х годах в моду вошли цилиндрические конструкции, состоящие из прямых линий, полученных с помощью сшитых между собой кусочков прямоугольной формы. Это породило новую методологию и изменило традиционный европейский пошив, основанный на следовании объемам и трехмерности. С этого периода структура и форма платья изменились – дизайнеры перестали ориентироваться на форму человеческого тела и начали использовать более широкие возможности свободного диапазона форм. Таким образом, кимоно вышло за пределы привлекательной, но поверхностной моды на экзотику.Платье Поля Пуаре, 1920-е годы. Фото Хаяси Масаюки. (© Киотский институт костюма)
Платье Поля Пуаре, 1920-е годы.
Выставка Kimono Refashioned исследует сложную связь между кимоно и западной модой со второй половины девятнадцатого века до наших дней. Выставка, в программе которой три крупных американских города, открылась в музее Ньюарка в октябре 2018 года, а в феврале 2019 года посетила Музей азиатского искусства в Сан-Франциско. В июне она отправится в музей Цинциннати, где пробудет до осени. Эта выставка, разработка плана которой принадлежит мне, является совместной работой Киотского института костюма и трех музеев в Соединенных Штатах. Наряду с изучением влияния кимоно на западную моду, она представляет работы японских дизайнеров, рассматриваемые с точки зрения этого наследия.Экспонаты выставки Kimono Refashioned в музее Ньюарка, 2018 г. (© Майк Питерс)
Экспонаты выставки Kimono Refashioned в музее Ньюарка, 2018 г
Японские дизайнеры меняют мир моды
Я предлагаю рассмотреть в этом контексте работы ведущих японских дизайнеров, таких как Рэй Кавакубо (Comme des Garçons), Ёдзи Ямамото и Иссэй Миякэ, оказавших глубокое влияние на моду конца XX века. Хотя эти модельеры столкнулись с резкой критикой в прессе за их смелый и порой слишком неортодоксальный подход к дизайну, отличавшийся обращением к не-западному культурному контексту, им удалось преодолеть европейскую и американскую гегемонию в мире моды и в конечном итоге завоевать практически всеобщее признание. Минималистские работы Кавакубы и Ямамото отличает строгая, приглушенная черно-белая палитра. Они лишены чрезмерной орнаментации и воплощают так называемую «эстетику вычитания», которая демонстрирует особенности японской культуры, находящиеся в той же эстетической плоскости, что и ваби и саби чайной церемонии. В XX веке элементы минималистской японской эстетики начали проникать в архитектуру и другие области дизайна, особенно в Западной Европе. Кавакубо и другие поддержали эту тенденцию в мире моды, продвигая сдержанную чувственность, отличную от «шумной» эстетики, доминировавшей в моде того времени.Работы Рэя Кавакубо, Ёдзи Ямамото и Иссэя Миякэ на выставке «Будущая красота: 30 лет японской моды », проходившей в арт-галерее Барбикан
Работы Рэя Кавакубо, Ёдзи Ямамото и Иссэя Миякэ на выставке «Будущая красота: 30 лет японской моды », проходившей в арт-галерее "Барбикан" в Лондоне, 2010–2011 гг. 
Японские дизайнеры использовали прямой крой, который явным образом восходит к традиции кимоно. При таком крое ткань свободно охватывает тело, а не выделяет его силуэт. С точки зрения традиционной западной моды, у которой всегда была лишь одна задача – подчеркнуть линии человеческого тела, – такой подход казался крайне неортодоксальным. Первоначально критики осуждали новый подход, обвиняя его представителей в отсутствии какого-либо чувства формы. Они не понимали, что дизайн этого типа основан на ощущении свободы от правил, ограничивающих традиционную западную моду, и что он впитал суть кимоно, для того чтобы использовать более абстрактное видение создания одежды.Пальто от Comme des Garçons (Рэй Кавакубо), осень / зима 2012. Фото Хаяси Масаюки (© Киотский институт костюма)
Пальто от Comme des Garçons (Рэй Кавакубо), осень-зима 2012.Платье и юбка от Ёдзи Ямамото, осень-зима 1996. Фото Хатакэямы Такаси (© Киотский институт костюма)
Платье и юбка от Ёдзи Ямамото, осень-зима 1996.
Кимоно занимает необъяснимое место в истории западной одежды. Поэтому в эпоху, когда мода пришла к более свободному толкованию формы, именно отличное от общепринятого чувство пространства обеспечило японским дизайнерам необходимое преимущество. Их творения помогли разрушить историческую и символическую гегемонию западной моды, что привело к более широкому пониманию женственности. Женская одежда больше не должна была подчеркивать изгибы тела. В конечном итоге японское влияние разбило жесткую западную концепцию, которая доминировала до тех пор, и помогло повернуть моду в новом направлении.
Японский текстиль: традиции и современность
Хотя модели японских дизайнеров часто вызывали полемику, использование ими материалов было сразу оценено очень высоко. Ткань, или материал, является важным элементом для достижения новых способов выражения в одежде и создания динамичных форм, сочетающих в себе новаторство и креативность. В кимоно с его однородной формой ключом к дифференциации являются ткани. Дизайнеры унаследовали эту традицию и рассматривали выбор ткани как вопрос первостепенной важности еще до того, как начали задумываться о создании моделей. В разработке новых тканей им помогала текстильная промышленность Японии, унаследовавшая из регионов Японии широкий спектр различных навыков, связанных с производством кимоно – ткачество, окрашивание тканей и т. д. Несмотря на переход от традиционной японской одежды к одежде западного стиля, современная японская текстильная промышленность сохранила традицию кимоно и продолжила развивать ее в эру новых технологий. Методы, использующие передовые разработки, продолжают привлекать внимание экспертов по всему миру. В Kimono Refashioned мы показываем платье голландского дизайнера Ирис ван Херпен из ее осенне-зимней коллекции 2016 года, сотканное из ультратонкой нити, отделанное в стиле батик, разработанной японским производителем текстиля. Японская текстильная промышленность, находящаяся в авангарде самых современных технологий, несомненно, продолжит играть важную роль в будущем.Платье от Ирис ван Херпен, коллекция осень / зима 2016. Фото Хатакэямы Такаси (© Киотский институт костюма)
Платье от Ирис ван Херпен, коллекция осень-зима 2016.
Будущее кимоно
Сегодня мода охватила весь мир. Всеобщее принятие ее законов создает в нашей повседневной жизни ощущение удобства, но также является источником однообразия. Предметы, которые широко распространены, в конечном итоге никому не принадлежат, и в эпоху, подобную нашей, существование кимоно за пределами западноевропейского культурного контекста является преимуществом. Кимоно, порожденное уникальным пространством японской культуры, является источником свежих идей для дизайнеров в эпоху, когда всё громче раздаются призывы разнообразить повседневную одежду. Безусловно, кимоно не осталось в прошлом; оно будет продолжать захватывать воображение людей, стимулировать и вдохновлять творцов еще долгие годы.
Tags: мировая мода, японское кимоно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments