edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Новая жизнь эпистолярного жанра. Японский дизайнер марок Тамаки Акира

Со времени появления электронной почты количество писем значительно сократилось, но «традиционная почта» предлагает преимущества, которые невозможно получить в цифровом виде. Вспомните, как бьётся сердце, когда, придя домой, вы находите в почтовом ящике письмо от старого друга. Мы взяли интервью у Тамаки Акиры, одного из восьми дизайнеров марок в Японии.
Тамаки Акира

Родился в 1968 году в префектуре Миэ. В 1991 году был назначен техническим сотрудником тогдашнего Министерства почтовой связи и телекоммуникаций. Разработал дизайн более 150 марок 800 разновидностей, выпущенных тиражом более 2,1 миллиарда штук, объём продаж которых составил более 160 миллиардов йен. Разработал марки в честь 100-летия сельскохозяйственных исследований (его дебютная работа, 1993 год), марки для сбора пожертвований на восстановление инфраструктуры после Великого восточно-японского землетрясения (2011 год) и марки для Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 года в Токио (2019 год).
Между такими темами как традиционные японские сладости, знаменитые сцены театра кабуки, Олимпийские игры в Токио 2020 года, цветные оттиски с изображениями Токио и Йокогамы периода Мэйдзи и Саммит G20 в Осаке нет очевидной связи – кроме того, что все они попали на юбилейные марки, выпускаемые Почтой Японии. Необычность работы дизайнера марок состоит в умении передавать ощущение подлинной Японии на клочке бумаги размером всего в несколько сантиметров. В Японии лишь восемь таких специалистов. В 2019 году Почта Японии планирует выпустить 47 юбилейных марок. Часто на одном листе можно увидеть 10 различных вариантов дизайна, что означает, что задача, с которой столкнулись дизайнеры, оказалась весьма непростой. Мы решили попытаться проникнуть в суть ежедневного творческого процесса дизайнера марок и взяли интервью у старшего дизайнера марок Тамаки Акиры.
–– Почему вы решили стать дизайнером марок?
–– Впервые я пришел в Министерство почтовой связи и телекоммуникаций в 1991 году, ещё до его приватизации. Первоначально, как и большинство учеников художественной школы, я собирался работать в графическом дизайне или в рекламе, но мой учитель сказал мне, что министерство почты набирает художников и предложил подать заявку. Я пришёл на вступительный экзамен и мне удалось его успешно сдать. У меня не было какого-то особого интереса к маркам. Помню, я даже подумал, что всегда могу уйти, если это окажется скучно.
Я приступил к работе, начав с обмена марок, выпущенных государствами-членами Всемирного почтового союза. Марки привозят оптовыми партиями несколько раз в год, и их сортировка является задачей всех новых сотрудников. В процессе их разбора я понял, что даже такой крошечный клочок бумаги обладает безграничными возможностями. Япония выпускает великолепные марки, но у меня сложилось впечатление, что наши марки уступают европейским по дизайну и использованию цвета. Я осознал, что дизайн марок в Японии – это сфера с огромным потенциалом для будущего развития, и увлекся своей работой.
–– Есть ли какое-то конкретное задание, которое выделяется в вашей карьере?
–– Да, это марки, в стоимость которых было включено пожертвование. Мы создали эту серию сразу после Великого восточно-японского землетрясения 2011 года. Было принято решение выпустить марки через несколько дней после катастрофы и нам нужно было предоставить окончательный дизайн в течение недели, хотя обычно этот процесс занимает два-три месяца.
По своей природе дизайнеры не могут усмирить свое эго, даже когда работают в компании. Они находятся в постоянном поиске идеального воплощения того, что можно назвать красивым, крутым или сексуальным. Но в тот раз я понял, что это не является приоритетом. Моя цель состояла в том, чтобы каким-то образом внести свой вклад в увеличение продаж марок – то есть сделать всё, что помогло бы собрать больше денег для оказания помощи. Я отбросил свои предпочтения, не колеблясь ни секунды. Я понимал, что, будучи дизайнером, удостоился огромной чести лично участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий.
Марки, в стоимость которых входило пожертвование для восстановления инфраструктуры после Великого восточно-японского землетрясения (разработано Тамаки Акирой; выпущено 21 июня 2011 г.)
Марки, в стоимость которых входило пожертвование для восстановления инфраструктуры после Великого восточно-японского землетрясения (разработано Тамаки Акирой; выпущено 21 июня 2011 г.)
–– Какая законченная работа нравится вам больше всего с точки зрения эстетики?
–– Это, несомненно, дизайн марок, выпущенных в честь Недели филателии 2018 года с использованием изображений бога ветра и бога грома, созданных Таварая Сотацу. На создание этих марок меня вдохновили складные ширмы начала XVII века, являющиеся Национальным достоянием Японии Я старался, чтобы дизайн не только максимально передавал красоту оригинальных изображений, но и отвечал требованиям, предъявляемым к маркам.
Дизайнер марок похож на шеф-повара. В некоторых случаях мы начинаем с наших собственных иллюстраций, но когда нам предоставляют ингредиенты высочайшего качества, нам нужно подумать о том, как их лучше расположить, чтобы выделить их вкус. Это похоже на приготовление сасими, когда нужно подчеркнуть свежесть продукта.
Марки, посвященные Неделе филателии (разработано Тамаки Акирой; выпущено 20 апреля 2018 г.)
Марки, посвященные Неделе филателии (разработано Тамаки Акирой; выпущено 20 апреля 2018 г.)
–– Стал ли подход к дизайну марок менее строгим после приватизации почтовой службы?
–– В годы существования министерства дизайнеры марок считались ремесленниками или иллюстраторами. Не то чтобы мы не знали о существовании конечного пользователя, но мне не приходилось сталкиваться с такими понятиями, как экономическая эффективность или показатель прибыли. Теперь отношение совершенно иное и увеличение прибыли является одной из наших заявленных целей. Чтобы создавать марки, которые понравятся пользователю, мы сотрудничаем с маркетологами. Мы должны учитывать кому и как мы хотим продавать свою продукцию.
Например, в 2019 году мы выпустили марки, посвящённые международным конференциям и юбилеям, а также саммиту G20 и 150-летию современной топографической съемки. Но мало кто рассуждает в стиле: «Ну надо же! В Осаке пройдет саммит G20 – мне нужно купить марки!». Обычно стимулом к покупке той или иной марки является желание использовать ее, чтобы отправить корреспонденцию. Или же сохранить в коллекцию из-за ее красоты. Мы считаем, что привлекательные, хорошо продающиеся марки повышают осведомлённость о проекте; это не просто марки, выпускающиеся ради рекламы.
Саммит G20 в Осаке (разработано Тамаки Акирой; выпущено 14 июня 2019 г.)
В феврале 2019 года мы выпустили серию марок «Сладости» (дизайн не мой), которая целенаправленно создавалась с оглядкой на удовольствие для клиента.
Мы попросили редакцию модного журнала Brutus выбрать двадцать магазинов в Токио с привлекательными пирожными или другими сладостями, которыми люди хотели бы поделиться со своими друзьями, и использовали их изображения при создании наших марок. Мы продолжили сотрудничество с Brutus при продвижении серии и даже привлекли аудиторию в электронных СМИ и социальных сетях. Люди сказали, что хотят «посетить все магазины», отметили, что «не могут дождаться, когда отправят письмо», и даже попросили создать отдельную серию для района Кансай.
Лист почтовых марок со сладостями и десертами поставляется в удобном формате наклеек, не требующих увлажнения при использовании (разработано Ямадой Ясуко; выпущено 1 февраля 2019 г.)
Лист почтовых марок со сладостями и десертами поставляется в удобном формате наклеек, не требующих увлажнения при использовании (разработано Ямадой Ясуко; выпущено 1 февраля 2019 г.)
Социальные медиа являются прямыми конкурентами обычной почты, поэтому для нас было очень важно использовать их возможности, чтобы вызвать интерес к «общению оффлайн».
–– Можете ли вы утверждать, что онлайн-общение, вместо того чтобы быть честным конкурентом, поставило почтовые службы в крайне непростое положение?
–– Социальные сети и электронная почта чрезвычайно удобны. Они дешёвые и не занимают места. С обычными письмами связано множество хлопот – марки стоят дорого, написание текста от руки занимает много времени; кроме того, чтобы отправить письмо, нужно еще дойти до почтового ящика. Это заставляет задуматься, почему же люди вообще пишут письма.
Думаю, что главная причина в том, что они помогают сохранить память. Когда мы в Японии пишем новогодние открытки, мы обычно смотрим на открытки, которые получили годом ранее. Это помогает вспомнить о тех, с кем давно не общался, или испытать ностальгию по старым школьным друзьям. Можно найти открытку десятилетней давности во время уборки в столе и погрузиться в воспоминания о том, кто ее отправил. Подобное вряд ли возможно, когда имеешь дело с электронной почтой или социальными сетями. Лента в соцсетях, например, представляет непрерывный поток – как правило никто не отматывает ее назад, чтобы перечитать старые сообщения. Для сравнения, письмо – это физический объект, который всегда будет с вами и останется в вашей памяти. Эта форма общения имеет большую долговечность – по сути, она имеет очень большой «срок годности».
Я бы не сказал, что одно хорошо, а другое плохо – это просто разные типы общения. В некотором смысле, это похоже на разницу между фастфудом и обычной едой. Письма обеспечивают «медленное общение». Конечно, мы обеспокоены снижением объёмов почтовых отправлений, но письма по-прежнему играют роль в обмене вещами, которые не могут быть переданы через социальные сети. На мой взгляд, еще существует определенное количество людей, которые ценят такой тип общения, поэтому я не думаю, что почта скоро исчезнет.

–– Являются ли марки декоративной составляющей «медленного общения»?
–– На мой взгляд, марки – это не просто украшение. Они придают переписке вкус. Хорошая аналогия – лапша удон: её посыпают специями ситими, зелёным луком или тёртым имбирем. Добавление приправы усиливает или меняет вкус. Опытный эпистолограф хорошо разбирается в таких «ароматизаторах» как, например, выбор цвета в зависимости от времени года или использование изображений с героями мультфильмов, если у получателя есть маленькие дети. Если вы выбираете марку с изображением родного города, когда пишете другу детства, это может показать ваше желание встретиться снова. Марки – это среда, содержащая невербальную информацию и выступающая в роли усилителя для вашего сообщения. Социальные сети лишены такой функции.
В течение многих лет марки считались крошечными послами своих государств. Они могут представить культуру страны, обычаи, искусство, даже её духовность и изящество. Марки использовались для укрепления национального престижа в военное время, но я рад, что сейчас мы живем в эпоху, когда дизайнеры могут просто импровизировать и создавать приятные марки для людей.
Я надеюсь, что в Японии больше людей будут использовать марки в качестве инструмента для традиционного общения. Но я также хотел бы, чтобы всё больше иностранных гостей открывали для себя наши марки, которые представляют из себя красивые, компактные сувениры и стоят менее 1000 йен за лист из десяти экземпляров. Путешественники могут привезти их домой и использовать, чтобы рассказать о Японии своей семье и друзьям, или даже оформить в рамку как приятное воспоминание о своем путешествии в Японию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment