edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

40-летний юбилей «Гандама»: классическое анимэ для нескольких поколений

Продюсер «Гандама» Томино Ёсиюки (третий слева) после пресс-конференции проекта «G-SATELLITE – в космос» (15.05.2019, Токио, р-н Тиёда, фото Jiji Press)
С момента выхода на экраны телесериала «Мобильный воин Гандам» прошло уже четыре десятилетия, однако культовое произведение, совершившее революцию в индустрии меха-анимэ, пользуется непреходящей популярностью.
Нынешний год ознаменовался проведением множества мероприятий по случаю 40-летнего юбилея телепремьеры «Мобильный воин Гандам». Тесная связь мероприятий с жизнью и бытом японцев, а также с предшествующими годовщинами коренным образом отличает их от других рядовых юбилеев. После появления в новостях информации о совместном проекте «G-SATELLITE – в космос» Японского Агентства аэрокосмических исследований JAXA и Токийского университета, предусматривающем отправку из космоса послания в знак поддержки Олимпиады и Паралимпиады Токио-2020, концепцию «космической эры» из «Гандама» стали воспринимать как предсказание данного события. Подобное отношение – результат 40-летней истории и свидетельство внимания, которым пользуется «Гандам» у выросших на этой эпопее представителей промышленных и научных кругов.

Участники проекта «G-SATELLITE – в космос» осматривают фигурки Гандама, устанавливаетсяе в спутник (4.09.2019, г. Сидзуока, р-н Тиёда Аои, фото Jiji Press)
Участники проекта «G-SATELLITE – в космос» осматривают фигурки Гандама, устанавливаетсяе в спутник (4.09.2019, г. Сидзуока, р-н Тиёда Аои
Чтобы раскрыть причины влияния сериала «Гандам» на общество, обратимся к истокам – первому фильму эпопеи.
Взросление поклонников анимэ
Японские коммерческие анимэ создаются и развиваются на протяжении многих лет, их содержание становится всё более разнообразным. «Мобильный солдат Гандам» стал одним из катализаторов этого беспрерывного прогресса. На протяжении многих лет анимэ считали детским жанром, и данная тенденция сохранялась даже после перехода на стабильное массовое производство анимэ, поводом для которого послужила премьера телесериала «Атом» (1963), состоящего из 30-минутных фильмов. Отношение к анимэ изменил сериал «Космический корабль Ямато», вышедший на экраны в 1974 году. Сначала рейтинг сериала был невысок, однако появившийся в 1977 году сиквел завоевал популярность зрителей, вступивших в подростковый возраст, и был замечен в средствах массовой информации. Наступила эпоха захватывающих и насыщенных по содержанию анимэ. Изначально сюжет большинства японских анимэ основывался на манга, однако в 1978 году на свет появился ежемесячный журнал «Анимэ». Специализированные статьи помогли избавиться от распространённого предубеждения, будто бы анимэ – дело рук помощников авторов манга, и сформировать правильное представление об анимэ, создаваемых совместными усилиями специализированных компаний и киноиндустрии. Поклонники анимэ узнали о существовании уникальных методов и техник, необходимых для создания видеоконтента, постепенно осознали наличие огромного количества участвующего в этой работе персонала и чёткой концепции, используемой при разработке сюжета и персонажей. Когда поклонники анимэ были готовы оценить более совершенный продукт, в 1979 году появился «Мобильный воин Гандам». Это был крайне благоприятный момент. «Гандам» представлял собой оригинальное произведение, без предшественников в виде манга и печатной продукции. В его создании участвовали продюсер Томино Ёсиюки, директор дизайна персонажей и анимации Ясухико Ёсикадзу, дизайнер роботов Оокавара Кунио и группа технических разработчиков. Богатый видеоряд и непредсказуемость развития сюжета очаровали поклонников. Сложный насыщенный мир «Гандама» был труден для понимания, однако это лишь подогревало интерес любителей анимэ. Популярности «Гандама» способствовало и распространение домашних видеомагнитофонов. Многократный просмотр позволял насладиться сложными линиями и деталями, поделиться впечатлением с друзьями. «Гандам» стал пионером эпохи развития домашних кинотеатров, он шёл в ногу со временем и стал символом своей эпохи.
Реальный мир жанра «меха»
Существованием уникального мира «Гандам» обязан продюсеру Томино Ёсиюки. О разработке сложного мира и сюжета фильма, о процессе его создания силами множества сотрудников можно узнать, посетив выставку «Мир Томино Ёсиюки», проходящую с июня в 2019 года в муниципальном музее искусств Фукуока и других музеях страны, и своими глазами увидев огромное количество экспонатов. Изначально «Мобильный воин Гандам» задумывался как инструмент содействия продажам фигурки робота. Это в определённой мере развязало руки создателям фильма – от них требовалось только обеспечить продажи. Продюсер Томино воспринял это как возможность для реализации своего креативного потенциала и максимально воспользовался ею.
Продюсер Томино Ёсиюки (фото Jiji Press)
                                  Продюсер Томино Ёсиюки 
Сначала Томино решил проанализировать существующие меха-анимэ с точки зрения реализма и создать новое определение этого жанра. Это стало «вторым открытием жанра». Томино решил, что «20-метровый гуманоидный робот должен быть реализован в виде дорогостоящего оружия». Предыдущие анимэ посвящались нашествию загадочного врага (преимущественно инопланетян), которых встречали тайно разработанные учёными роботы. Однако Томино отверг данную концепцию. Если в анимэ происходит война, в образе врага должен предстать человек. Для создания непохожего на существующие анимэ образа Томино назвал огромное гуманоидное оружие «мобильным воином». С учётом его размеров действие должно было развёртываться в космосе, однако уровень современных достижений науки ограничивал космическое пространство участком между Луной и Землёй. Томино разработал концепцию войны «Космос против Земли» и решил использовать идею космической колонии (космических поселений), провозглашённую доктором наук Джерардом О'Ниром, которая с высокой вероятностью могла быть реализована в будущем. Мир фильма «Гандам» основан на множестве реальных деталей. Это создаёт у зрителя достоверную иллюзию реального мира.
Крошечная надежда в мире жестокой битвы
Один из секретов многолетней популярности «Гандама» – его историзм. Эта эпическая картина, сюжет которой как будто вырезан из времени и пространства, демонстрирует зрителю революционную космическую эру – время создания поселений в космосе («вселенский век»). После окончания сериала «Хроники вселенского века» продолжали выпускаться. Синергический эффект популярности фигурки Гандама, прославившейся после показа фильма, и «Хроник», диверсифицировали образ персонажа, способствуя появлению отсутствующих в фильме деталей. В отличие от металлических фигурок, пластиковый конструктор позволял пользователю создавать своего собственного Гандама, перекрасив или собрав его по-другому. Впоследствии сериал вышел в виде комиксов и книги, и «годовая война» (война герцогства Зион(*1), провозгласившего независимость от федерального правительства) обросла множеством занимательных деталей.Модель «Гандам HGUC1/144 RX-78-2», выпущенная в честь 35-летней годовщины появления пластиковой фигурки (производитель Bandai, фото Jiji Press).
Модель «Гандам HGUC1/144 RX-78-2», выпущенная в честь 35-летней годовщины появления пластиковой фигурки
Появление масштабного мира фильма «Гандам» стало возможно благодаря отсутствию предшествующих комиксов. Экранизация комиксов не допускала сколько-нибудь значительных отклонений от исходного сюжета, однако «Гандам» с его пробелами в изображении деталей позволял любителям создавать собственный мир с помощью своего воображения. Многие не просто наслаждались картиной в качестве зрителей, но и переходили к действиям, изменяя реальный мир с помощью идей из «Гандама». Одним из примеров является проект «G-SATELLITE – в космос». Неизменный сюжет, не поддающийся влиянию последующих линий, стал главной причиной популярности фильма среди нескольких поколений. Наивный подросток Амуро Рэй, сталкиваясь с жестокими сценами насилия на войне и несправедливыми поступками взрослых, испытывает широкий спектр эмоций, и иногда позволяет им выйти наружу. Однако во время сражений ему удаётся обзавестись лучшими друзьями. Универсальная история о взрослении юноши превращается в «новую теорию»(*2) об «эволюции человека, вышедшего в космос». Выйдя в открытый космос, обладающий практически бескрайними просторами и возможностями, люди, возможно, прекратят воевать и начнут понимать друг друга. Эта надежда тонко выражается в конце эпопеи. Никакой прогресс не приведёт к взаимному пониманию, пока люди не изменятся, – и это источник перманентного отчаяния. Однако лишь немного изменив себя, люди могут приблизиться к мечте. Эта надежда на лучшее стала тонким лучиком света в мире жестокой войны с участием мобильных воинов.Сцена из финальной темы «Вечный Амуро» фильма «Мобильный солдат Гандам» (©SOTSU・SUNRISE)
  Сцена из финальной темы «Вечный Амуро» фильма «Мобильный солдат Гандам»
«Мобильный солдат Гандам» – это выполненная в документальном стиле история развития оказавшегося на войне подростка, переполненная тёплыми чувствами к главному герою. Основное достоинство «Гандама» – это позитивный настрой, через призму войны демонстрирующий зрителю способность человека к изменению действительности и человеческие возможности. Именно этот аспект стал залогом успеха продаж пластиковой фигурки Гандама. Сложность и многослойность произведения обеспечила ему беспрецедентую непреходящую популярность.
Tags: 40-летний юбилей «Гандама», Япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments