edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Японцы и христианство. Почему в Японии так мало верующих?...


В Японии христианская культура воспринимается в целом позитивно, однако количество верующих не доходит даже до 1,5% населения страны. Об истории знакомства японцев с христианством и причинах такого отношения к этой религии.
Интерес к «христианству без Нового завета»
Как известно, сейчас христианство является самой распространённой религией в мире. Количество верующих оценивается примерно в 2,4 миллиарда человек, или 32% населения мира, однако в Японии христиане составляют крошечное меньшинство. По сравнению с соседней Южной Кореей, где их около 29%, в Японии реально христиане – это всего 0,8% населения. Другими словами, более 99% японцев не являются христианами.
Значит ли это, что японцы плохо относятся к христианству? Вовсе нет! Наоборот, можно сказать, что в повседневной жизни японцев христианство затрагивает многие культурные аспекты. Дети знают, конечно, имя Иисуса Христа, и в школах они узнают о связанных с христианством культурных и исторических проблемах и личностях, таких как, Мать Тереза,  Достоевский или  Мартин Лютер. Вырастая, японцы проявляют интерес к христианскому искусству и музыке, во время своих поездок за границу они охотно посещают местные церкви и соборы. Рождество как «праздник» отмечают очень многие люди разного пола и возраста, и многие пары вступают в брак по христианскому обряду, даже если они не являются верующими. Христианская культура в целом воспринимается позитивно. Несмотря на всё это, подавляющее большинство японцев безразличны к «христианской вере». Не то чтобы они критиковали христианство, хорошо ознакомившись с христианской мыслью и учением – им это просто неинтересно.

В стране много учебных заведений, которые были основаны миссионерами и верующими. Согласно одному исследованию, если учитывать все уровни образовательной системы от детского сада до университета, то мы увидим, что каждый десятый японец за свою жизнь когда-либо посещал христианское или вдохновлённое христианами учебное учреждение, но это не способствует увеличению числа верующих. Из того небольшого количества христиан, которые всё же есть в Японии, около 60% являются протестантами и около 40% католиками, при этом многие японцы, христианами не являющиеся, не могут объяснить различия между ними и не проявляют интереса к этому вопросу. Японцы, таким образом, интересуются «христианством без Нового завета».
Экономическая и военная мощь первых миссионеров

Христианство в Японию проникло в 1549 году, когда Франсиск Ксавье (1506-1552) и его сопровождающие прибыли в Кагосиму, после чего началась евангелизация страны. Первые миссионеры обратили некоторых японцев в христианство и их число стало очень быстро расти, но всего 60 лет спустя христианство было запрещено. Эта политика запрета на христианство длилась около 260 лет, в течение которых христиане подвергались самым жестоким преследованиям, пытам и казням. Христианство запрещали и уничтожали в период с XVII до второй половины XIX века по ряду причин, из которых, вероятно, главной была угроза с его стороны для общества и политики Японии.
Общество Иисуса, которое в течение второй половины XVI века было основным инициатором миссионерства, принимало активное участие в торговле между Японией и португальцами, так называемыми «южными варварами» (намбан). Это помогало Обществу более эффективно выполнять свою работу, поддерживая и расширяя христианские общины в стране. Их участие в экономической деятельности не только приносило выгоду некоторым феодалам-даймё, но включало в себя поставку военных материалов. Миссионеры были не просто проповедниками – за ними стояла экономическая и военная мощь, поэтому их влияние на политику игнорировать было нельзя.
Кроме того, среди прибывших в Японию в XVI веке миссионеров некоторые всерьёз обсуждали возможность установить в Японии своё господство, призвав армии Португалии или Испании. На практике такие планы были вряд ли осуществимы, но идею защиты церкви и евангелической деятельности с помощью оружия разделяло не так уж мало миссионеров. Неудивительно, что японские государственные деятели того времени испытывали к христианам недоверие и опасались их.
Миссионеры с самого начала были крайне нетерпимы к сложившейся в Японии религиозной культуре и считали буддизм идолопоклонничеством, которое создал дьявол. Они были убеждены, что христианство было единственной истинной религией, а остальные религии были неправильны и вдохновлялись злыми силами. Некоторые миссионеры подстрекали японских верующих сжигать буддийские храмы и во множестве уничтожать большое количество буддийских изображений, которые монахи прятали от них в пещерах, о чём можно узнать из записей, оставленных самими миссионерами.

По фильму американского режиссёра Мартина Скорсезе «Молчание», вдохновлённому одноимённым романом Сюсаку Эндо (1923-1996), может сложиться впечатление, что христиане были безвинно гонимыми жертвами. Однако не стоит думать, что христианство стремилось к мирному сосуществованию с другими религиями и всё же было уничтожено несмотря на это. Сейчас, в XXI веке, мы считаем, что представители разных религий должны уважать друг друга и жить в мире, но в те времена так думало совсем немного людей.

Поиски учения, которое бы помогло развитию Японии
Во второй половине XIX века запрет на христианство был снят, и вновь открылись возможности для миссионерства. В это время уже многие проповедники были протестантами. Однако в Японии того времени, когда шла модернизация и радикально менялся политический режим, от миссионеров люди ожидали в первую очередь знаний об иностранцах и хотели изучать языки, а поскольку сами миссионеры считали, что научные знания и преподавание языка могут послужить основой для их проповеднической работы, то желания обеих сторон совпали. Однако горячо озабоченные модернизацией японцы видели в христианстве лишь средство развития и открытия страны миру, для них оно было частью иностранной (западной) культуры.
Изначально пришедшее из португальского языка название религии по-японски звучало как кириситан, но с конца XIX века христианство стали называть переведенным с английского Christianity словом кирисутокё. Тогда же появляются другие переводные неологизмы – кёкай (教会, церковь), сэнкё (宣教, миссия), дзюнкёся (殉教者, мученик). Само слово «религия» также перевели с английского как сюкё (宗教), и это слово закрепилось в японском языке. Все эти слова включают элемент кё (教), «учение» либо «обучение», и этот нюанс стремились передать при переводе иностранных слов на японский язык. Это красноречиво говорит о том, чего японцы времён модернизации ожидали от христианства или других религий.

Среди японских интеллектуалов того времени некоторые считали, что христианство, поддерживая общественную мораль в странах Европы и Америки, помогает им развиваться, и выступали за использование христианства как орудия для достижения того же результата. Оокума Сигэнобу (1838-1922), основатель Университета Васэда, одного из престижнейших в Японии, высоко ценил христианство как метод упрочения морали, но в конечном счёте рассматривал эту религию только как набор любопытных историй или басен, то есть вымысел. Японцы того времени требовали реалистичного учения, которое помогло бы открытию страны и её развитию, поэтому была заметна сильная тенденция использовать христианство как средство укрепления морали и воспитания, рассматривая его с очень конкретной точки зрения.
История знакомства японцев с христианством на самом деле пока ещё очень недолгая. Как написано выше, его запретили всего через 60 лет после того, как Общество Иисуса представили его в Японии в 1549 году, после чего веру жестоко подавляли ​​в течение примерно 260 лет.
Со второй половины XIX века протестантские миссионеры и Русская православная церковь также появились в Японии, но в результате японско-русской войны, а затем и Второй мировой войны христианство снова преследовали как «религию Запада».

Настоящая свобода вероисповедания появилась лишь в 1947 году благодаря гарантировавшей такую свободу новой Конституции. Таким образом, период, в течение которого японцы контактировали с христианством, не превышает полутора веков. Возможно, нам придется немного подождать, пока японцы начнут думать о христианстве отстранённо.


Tags: Японцы и христианство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments