edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Монастырь Дайтокудзи в Киото: сады камней и другие национальные культурные сокровища

Дайтокудзи – главный монастырь направления Дайтокудзи дзэнской школы Риндзай, на территории комплекса расположено более двадцати храмов. Этот древний монастырь – настоящая сокровищница культурных ценностей, резиденция настоятеля (ходзё) и «Китайские ворота» Карамон внесены в список Национального достояния, здесь есть несколько «сухих садов» из песка и камня, а росписи на стенах и потолке делал прославленный художник Кано Танъю (1602-1674).
Почитание духа Ода Нобунага
Дайтокудзи – главный монастырь направления Дайтокудзи дзэнской школы Риндзай, на территории комплекса расположено более двадцати храмов. Этот древний монастырь – настоящая сокровищница культурных ценностей, резиденция настоятеля (ходзё) и «Китайские ворота» Карамон внесены в список Национального достояния, здесь есть несколько «сухих садов» из песка и камня, а росписи на стенах и потолке делал прославленный художник Кано Танъю (1602-1674). Дайтокудзи является главным монастырём одноимённого направления школы Дзэн Риндзай. До него можно за пять минут доехать на автобусе от станции Китаодзи линии метро Карасума. Даже в Киото подобных монастырей немного. Его отличает то, что на территории монастырского комплекса расположено множество храмов, в том числе Рюгэнъин, Обайин, Синдзюан, и главный храм – Дайтокудзи-хомбо.
Южные ворота Наммон у проспекта Китаодзи. Рядом с этим местом находится остановка автобуса K'LOOP Дайтокудзи и остановка городского автобуса Дайтокудзи-маэ.
Монастырь был основан монахом Сюхо Мётё (1282-1338), известным также под именем Дайто-кокуси, в 4 году Сёва (1315). Он процветал при поддержке императоров Годайго (1288-1339) и Ханадзоно (1297-1348), однако в последствии его опустошили пожары и смута годов Онин (1467-1477), а затем его отстраивал необычный дзэнский монах Иккю Содзюн (1394-1481), известный своим остроумием. Когда Ода Нобунага погиб в результате предательства собственного вассала Акэти Мицухидэ в ходе инцидента в храме Хоннодзи, Тоётоми Хидэёси, его преемник, проводил для него в 1582 году погребальные церемонии в Дайтокудзи, заодно показывая миру, что именно он является наследником Нобунаги. На годовщину его смерти он построил храм Сокэнъин для молитв о посмертном просветлении, а также пожертвовал монастырю земли. По этому случаю Маэда Тосииэ (1538-1599), Хосокава Тадаоки (1563-1646) и другие даймё тоже возвели немало построек в Дайтокудзи. В начале периода Эдо (1603-1868) из-за несогласия политики сёгуната в отношении буддизма бывший настоятель монастыря Такуан был сослан, однако Токугава Иэмицу, третий сёгун, уважал Такуана и вернул ему доброе имя. После этого монастырь процветал, имея большие земельные владения и множество храмовых построек. В период Мэйдзи (1868-1912) часть их была разрушена, но и сейчас в Дайтокудзи есть два больших храма и 22 меньших.
Главные ворота, расположенные с восточной стороны монастыря, перед ними – большая автобусная стоянка
Закрытая для посещений Главная часть монастыря (Хомбо)
На территорию комплекса вход свободный, и прогулка по величественному дзэнскому монастырю навевает умиротворяющее настроение. Здесь можно полюбоваться самым старым храмом комплекса, Рюгэнъин, увидеть Дзуйхоин, который возвёл даймё Оотомо Сорин (1530-1587), храм Котоин, построенный семейством Хосокава, храм Дайсэнъин, известный своим садом песка и камней, однако Главная часть (Хомбо) и многие другие храмовые постройки закрыты для публики. Здесь мы хотим представить часть Хомбо, посетить которую можно только в особых случаях.
В Главной части (Хомбо) монастыря Дайтокудзи с южной стороны в ряд расположены ворота для императорских посланцев Тякусимон, Тройные ворота Саммон, Павильон Будды Буцудэн, Зал проповедей Хото – все они внесены в национальный список Важного культурного наследия. В глубине – постройка кури, где располагалась монастырская кухня и жилища монахов, находящиеся в списке Национального достояния келья настоятеля Ходзё и Китайские ворота Карамон, настоятельский сад, внесённый в национальный список ландшафтных памятников.
                                     Ворота для императорских посланцев Тякусимон
На территории Хомбо находится много произведений знаменитого художника начала периода Эдо Кано Танъю (1602-1674). На потолке Ходо, Зала проповедей, изображён Дракон в облаках (Унрюдзу) кисти Танъю, его ещё называют «Лучшим кричащим драконом Поднебесной». Если встать прямо под его грозной мордой и хлопнуть в ладоши, то по залу разносится долгое эхо.
                                 Дракон, которого Танъю написал в 35-летнем возрасте
В потолочных росписях часто использованы драконы – это потому, что они традиционно считались водными божествами, и их изображение символически предохраняло от пожаров. По той же причине в стенах Ходо сделаны волнообразные прорези – намирэндзи, напоминающие о текущей воде
        Волнообразные прорези – намирэндзи, призванные защищать постройку от пожаров
В жилище настоятеля (ходзё) сохранилось 84 створки раздвижных дверей фусума, расписанных Танъю в стиле монохромной живописи суйбокуга, «картины водой и тушью». На 16 створках центральной части – пейзаж «Горы и воды». За счёт смелого использования пустого пространства в композиции ему удалось передать чувство простора.
       Пейзаж «Горы и воды» в жилище настоятеля монастыря
За счёт использования разных оттенков туши Танъю передаёт глубину пространства
илище настоятеля, Китайские ворота Карамон и быт дзэнских монахов
При строительстве кельи настоятеля обычно устраивали шесть комнат, три с южной и три – с северной стороны. Однако жилище настоятеля Дайтокудзи необычно, в нём восемь комнат, по четыре с каждой стороны. Основатель монастыря, Дайто-кокуси, перед смертью говорил, чтобы специально для его погребения новый монастырь не строили, и потому на территории Хомбо возвели храм Уммонъан для почитания сидящего изваяния Дайто-кокуси, отведя для этого две комнаты в жилище настоятеля.
    Унмонъан, где почитается изображение Дайто-кокуси
Настоятельский сад, внесённый в национальный список ландшафтных памятников – это сад песка и камней, волнообразный рисунок в котором символизирует водное течение. Китайские ворота Карамон, внесенные в список Национального достояния, как говорят, были перевезены в Дайтокудзи из роскошного дворца Дзюракудай, построенного Тоётоми Хидэёси. Под «китайской крышей» карахафу можно видеть металлические украшения с гербами рода Тоётоми.
Настоятельский сад, внесённый в национальный список ландшафтных памятников; справа в глубине – Китайские ворота Карамон
Ворота Карамон украшает прекрасная резьба – например, изображения «китайских львов» (карадзиси) с правой и левой сторон. Эти ворота ещё называют «Сумеречные ворота», подразумевая, что ими можно любоваться хоть целый день, пока не будет смеркается.

      Ворота Карамон, вид снаружи настоятельского жилища

На воротах Карамон под крышей заметно множество украшений в виде гербов дома Тоётоми. За «китайским львом» виднеется мифическое животное баку с длинным носом, слева – морское чудище син с белой мордой и клыком
На территории Главной части монастыря (Хомбо) можно увидеть множество других вещей, представляющих историческую ценность. Между жилищем настоятеля и кухней стоит котёл для кипячения воды, который использовался во время Великого чайного собрания в 1585 году. Это было крупномасштабное мероприятие, посвящённое назначению Тоётоми Хидэёси на должность канцлера и одновременно для поминовения Ода Нобунага. Неподалёку находится и набор для приёма посетителей -- стол и стулья, использовавшиеся для приёма императрицы Тэймэй, жены императора Тайсё.

Котелок для кипячения воды, использовавшийся во время Великого чайного собрания в Дайтокудзи в 1585 году

Стол и стулья, предназначенные для приёма императрицы Тэймэй, жены императора Тайсё
Привлекают внимание и большие печи монастырской кухни, расположенной западнее жилища настоятеля. Раз в году, 22 ноября, в них готовят 7 сё (1 сё равен примерно 1,8 л) риса для служб в день поминовения Дайто-кокуси, основателя монастыря.

                                    Большие печи монастырской кухни
В коридоре с потолка свисают таблички, которые снимали оттуда и получали по ним еду. Здесь тоже проявилась по-дзэнски логичная и практичная организация жизни. В монастыре можно не только почувствовать дыхание истории, исходящее от старинных реликвий, но и ознакомиться с современной жизнью монахов, занимающихся буддийской практикой в монастыре. Своя особенная атмосфера присутствует в храмах, которые не приспосабливали под нужды туристов и которые обычно закрыты для посещений. Очарование старины в Дайтокудзи можно ощутить в любое время, однако мы бы особо рекомендовали зайти туда, когда на определённые периоды открываются Главная часть (Хомбо) и некоторые из закрытых храмов.
                        Комната, где жили практикующие монахи
Время открытия для посещения Главной части (Хомбо) Дайтокудзи 
Адрес: Kyoto-shi Kita-ku Murasakino Daitokuji 53
Что можно осмотреть: Ходзё, жилище настоятеля (Национальное достояние), настенные росписи кисти Кано Танъю в Ходзё (Важное культурное наследие), сад Ходзё (национальный ландшафтный памятник, исторический памятник), Китайские ворота Карамон (Национальное достояние), изображения архатов (Ракандзу) кисти Хасэгавы Тохаку
Время посещений: 9:30-16:00
Цена билетов: 1000 йен для взрослых, 700 йен для учеников средних и старших классов, остальные дети бесплатно (в сопровождении взрослых)
Tags: Киото, Монастырь Дайтокудзи, Япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments