edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Гиганты информационной индустрии.Интернет породил предприятия сферы информационных технологий – GAFA

Интернет породил колоссальные предприятия сферы информационных технологий – GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon) и другие. Теперь, когда усиливаются опасения по поводу монополизации этими предприятиями данных, технологий и кадровых ресурсов, во многих странах ведутся споры о том, каким образом регулировать их деятельность. Важнейшие особенности бизнеса, а также задачи политики в области бизнес-платформ.


Инновации и конкуренция
В последние годы многие государственные учреждения, а также исследовательские институты активно рассматривают вопрос регулирования деятельности предприятий-гигантов сферы информационных технологий (IT). В соответствии со «Стратегией инвестиций в будущее – 2018» правительство Японии учредило специальную комиссию с участием представителей Министерства экономики, торговли и промышленности, Комиссии по честным и справедливым сделкам, а также Министерства по общенациональным делам, местной автономии и связи, и в декабре 2018 года были опубликованы «Основополагающие принципы выработки правил, связанных со становлением услуг бизнес-платформ». Выработка международных правил для обеспечения свободной циркуляции цифровых данных обсуждалась и на июньском саммите «Большой двадцатки» нынешнего года в Осаке.
Для начала сформулируем в обобщённом виде технические и производственные особенности работы компаний-гигантов сферы IT. Первой характерной чертой работы компаний GAFA, создающих и обслуживающих бизнес-платформы, является бурный прогресс, связанный с постоянным появлением новых дополняющих технологий в области полупроводников, коммуникационных сетей, искусственного интеллекта (ИИ) и др. Вторая особенность состоит в том, что в условиях углубления комплексной взаимосвязи всех этих дополняющих технологий технические патенты и прочие права интеллектуальной собственности отнюдь не обязательно обеспечивают преимущественное положение на рынке. Третья особенность заключается в том, что характерной чертой формируемого рынка является то, что бизнес-платформы выступают в роли связующего звена между группами покупателей и поставщиков, принадлежащих к разным рынкам. Такой рынок получил название «двустороннего».
Особенность двустороннего рынка состоит в том, что его полезность для пользователей возрастает по мере того как расширяется масштаб охвата сети, формирующей рынок. Это называют «сетевым эффектом». К тому же, на таком рынке в очень сильной мере проявляется явление «экономики масштаба» – предельное снижение дополнительных издержек по предоставлению услуг. Именно поэтому множество сервисов предоставляется бесплатно. Такая экономика масштабов как со стороны спроса, так и со стороны предложения побуждает обладателей бизнес-платформ консолидировать огромные объёмы данных, технологий, а также кадровые ресурсы. В результате всё более усиливается способность компаний-гигантов сферы IT, подобных GAFA, контролировать рынок.
При этом происходит параллельный прогресс как исследований и разработок дополняющих технологий для цифровых платформ, так и основанных на этих технологиях товаров и услуг. Как следствие, ключом к успеху выступает постоянное продолжение разработок новых функций и новых услуг. Особенно важно то, что конкуренция, которая разворачивается в области бизнес-платформ, скорее представляет собой не ценовое соперничество, которое ведётся «на рынке», а состязание за скорейшее предложение новых товаров и услуг – конкуренцию «за рынок». Более того, приходится констатировать, что с целью привлечь пользователей на ту или иную платформу ведётся как конкурентная борьба за их внимание – посредством предложения бесплатных услуг, масштабной рекламы и т. п., так и конкуренция за силу влияния на потребителей, которая заключается в способности на основе знаний о психологии и поведенческой экономике задавать рамки, в которых происходит выбор потребительских предпочтений и сознательных решений.
Таким образом, вектор ожесточённой конкуренции в области бизнес-платформ задают инновации. Этот момент следует расценивать как положительный. С другой стороны, сетевой эффект и экономика масштабов стимулируют концентрацию данных в руках обладателей бизнес-платформ, что наделяет их силой влияния, которая распространяется вплоть до поведения и образа мышления каждого человека в отдельности. Необходим осторожный подход, поскольку из-за этого сила влияния предприятий-обладателей бизнес-платформы не ограничивается способностью контролировать экономику – возрастает их возможность воздействовать на политику и общество.

Расширение разрыва доходов и уклонение от уплаты налогов
Изменяется и понимание необходимости обеспечить надлежащие функции и механизмы в области конкуренции и регулирования, способные препятствовать расширению разрыва доходов и уклонению от уплаты налогов. Попробуем обобщить политические задачи, связанные с предприятиями-создателями бизнес-платформ, с учётом их возможности влиять на различные аспекты жизни. Изложенное позволяет свести возникающие противоречия к трём.
Первое противоречие состоит в том, что развитие платформенных технологий, с одной стороны повышая производительность, в то же время усиливает неравенство распределения. К примеру, автоматизация, осуществляемая благодаря использованию роботов, искусственного интеллекта и т. п., приводит к сокращению числа задач, преимуществом в выполнении которых обладают живые работники, а соответствующий переток капитала оборачивается снижением уровня оплаты труда. Как следствие, с распространением технологий автоматизации с использованием ИИ происходит сокращение доли оплаты труда, если только процесс не сопровождается увеличением числа предложений высокооплачиваемой работы.

Это противоречие порождает всё более острые задачи, способные распространяться на всё общество в целом. К примеру, следует ожидать, что постепенно будет увеличиваться количество фрилансеров рабочих профессий с непостоянной занятостью - таких как водители, предоставляющие свои услуги через приложение Uber. Но такие рабочие-фрилансеры, которые с юридической точки зрения считаются индивидуальными предпринимателями, оказываются крайне незащищёнными в юридическом плане. С точки зрения трудового законодательства они не рассматриваются в качестве рабочих, а профсоюзное законодательство не даёт им в достаточной мере права объединяться и вести коллективные переговоры, которым обладают рабочие. Имеется множество примеров, когда с целью обеспечить конкурентоспособность предприятия-гиганты сферы IT, помимо так называемого «запрета на уход», связывают своих работников такими условиями как «обязательство не конкурировать», запрещающее переход в предприятия той же сферы деятельности и конкурирующие фирмы. Решительно необходимо принять законодательные меры с целью ликвидировать прорехи в трудовом и антимонопольном законодательстве.
Второе противоречие состоит в том, что концентрация данных, технологий и кадров, с одной стороны, стимулируя инновации, с другой стороны повышает риск ущемления многообразия исследований, разработок и услуг. Предприятия-гиганты IT, делая колоссальные капиталовложения в исследования и разработки, активно скупают венчурные фирмы и другие предприятия, которые могут стать движущей силой будущего. Из-за этого прогрессирует не только консолидация данных, но и технологий, а также кадров.
Но можно ли считать желанной для общества в целом подобную консолидацию инноваций? Судить об этом необходимо по отдельности в каждом случае. К примеру, необходимо тщательно рассматривать вопрос, можно ли рассчитывать на то, что консолидация данных, технологий и кадров будет стимулировать переход к технологиям, повышающим производительность и вместе с тем создающим для людей больше возможностей высокооплачиваемого трудоустройства. Можно сказать, что суть задачи состоит в том, каким образом посредством политики в области конкуренции и инноваций поддерживать среду, в которой исследования и разработки реализуются во всём многообразии.
Второе противоречие порождает международный вопрос о налогообложении крупных компаний сферы информационных технологий. Консолидация посредством интернета данных, кадров и технологий облегчает задачу перевода прибыли в страны с низким уровнем налогов. Крупные фирмы сферы IT, которые не имеют физических сервисных центров, через которые они предоставляют свои услуги, регистрируясь в странах с низким налогообложением и налоговых офшорах, получают возможность законным образом уклоняться от налоговой нагрузки. Это порождает опасения о том, что такое уклонение от налогового бремени, искажая честную и справедливую рыночную среду, способствует росту неравенства в распределении.
Начиная с 2013 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также «Большая двадцатка» называют такого рода уклонение от налоговой нагрузки «размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения» и занимаются реализацией проекта, призванного к 2020 году выработать направления пересмотра правил налогообложения, препятствующих такому уклонению. В марте 2019 года ОЭСР опубликовала соответствующий план действий, а в июне – отчёт о проделанной работе. Однако ввиду сложного переплетения интересов и выгод компаний-гигантов сферы IT и правительств разных стран на нынешнем этапе сложилась ситуация, требующая дальнейших согласований.

Защита приватности
Третье противоречие состоит в том, что консолидация данных, с одной стороны, позволяя повышать качество услуг, предоставляемых платформами, с другой стороны повышает риски, связанные с защитой приватности и обеспечением безопасности. Концентрация бизнес-платформами персональных данных позволяет определенно рассчитывать на улучшение функций, предлагаемых пользователям – точности и скорости поиска, способности давать рекомендации и предлагать наиболее подходящие варианты. Но одновременно всё это требует особой осторожности, поскольку собираемые воедино персональные чаще становятся объектом кибератак, возрастает и риск утечки сведений. Поэтому необходимо развивать инновации, способствующие рассосредоточенному управлению и использованию данных, и обеспечивать для этого переносимость данных, консолидируемых платформами, а также операционную совместимость интерфейсов платформ. При этом желательно уверенно проводить в жизнь политику, обеспечивающую прозрачность процедур, а также честность и справедливость. Желательно, чтобы имелась возможность выбора разнообразных услуг в условиях конкуренции технологий и обслуживания в области цифровой безопасности и охраны приватности.
Даже на монопольном рынке определённые условия позволяют обеспечивать возможность конкурентного подхода. Для этого необходимо, насколько возможно, обеспечивать рыночные меры, облегчающие доступ новым участникам, а также благоприятствующее ему распределение ресурсов, выполняющих роль «бутылочного горлышка» (например, данных и технологий). Эти усилия должны приводить к снижению барьера для новых участников, сдерживая огромный уровень требуемых капиталовложений, который становится преградой для выхода на рынок новых игроков.
Задача политики по отношению к предоставлению услуг бизнес-платформ состоит в том, чтобы, не препятствуя способности продвигать инновации, вместе с тем выработать возможности ограничивать мощь гигантов IT-индустрии, которая позволяет им расширять своё монопольное положение в экономике и обществе. Законодательная база, служащая основой для такого регулирования, не должна ограничиваться антимонопольным законодательством: необходимо, чтобы она охватывала трудовое законодательство, закон об охране персональных данных, международные правила налогообложения и т. п. Компании GAFA, которые прежде являлись первопроходцами, воплотившими в жизнь поразительные инновации, всё больше превращаются в монополистов, обладающих колоссальной властью. Групповой эгоизм этих фирм становится препятствием для появления новых игроков, способных претендовать на превосходство в долгосрочной перспективе. Решительно нельзя допустить, чтобы сила влияния на рынки и общество, постепенно обретаемая компаниями GAFA, превратилась в их безусловное право. В отношении гигантов сферы IT, приобретающих всё большую весомость в современном обществе с его многообразными ценностями, необходимо особо позаботиться о реализации справедливости и открытости общества, защите персональных данных, свободе слова, гарантирующей сохранность либеральных ценностей, а также о рыночной экономике, которая поддерживается свободной, честной и справедливой конкуренцией.
Tags: информационная индустрия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments