edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Токио - история и современность японской столицы. Что изменилось за полтора века...

После реставрации Мэйдзи (1868) Эдо был переименован в Восточную столицу, Токио, а страна вступила на путь стремительной модернизации. В XX веке город дважды подвергся разрушениям – во время Великого землетрясения Канто 1923 года и в ходе Второй мировой войны, но каждый раз возрождался из пепла. Несмотря на все обновления общий план города остаётся тем же, каким его задумывал Токугава Иэясу.
За сто лет, начиная с первых лет XVII века, сёгунат Токугава превратил маленькую деревню, окружённую густыми лесами и сырыми болотами, в большой шумный город Эдо. Позднее город пережил новое рождение, когда лидеры периода Мэйдзи (1868-1912) наняли западных архитекторов и инженеров, чтобы ускорить модернизацию нации. Они начали с того, что возвели вдоль главных магистралей Эдо, теперь переименованного в Токио, изящные каменные и кирпичные здания в западном стиле.

Великое землетрясение Канто
После реставрации Мэйдзи в 1868 году в центральном районе Токио, где были сосредоточены правительственные и корпоративные офисы, доминировали здания в западном стиле, но коммерческие и жилые районы остались такими же, как и всегда – длинными рядами жмущихся друг к другу деревянных зданий. Разрушения в городе ИокогамаКогда 1 сентября 1923 года произошло Великое землетрясение Канто магнитудой 7,9, повсюду вспыхнули пожары, опустошившие город. В результате катастрофы погибло более 100 000 человек и миллионы остались без крова.


Многочисленные здания в западном стиле, в которых размещались офисы Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Департамента столичной полиции и других правительственных и административных учреждений, а также культурные и коммерческие структуры, такие как Императорский театр и универмаг Нихомбаси Мицукоси, были уничтожены пожаром. Даже современная на тот момент западная архитектура не смогла противостоять бедствию, вызванному мощным землетрясением.

Гото Симпэй (1857-1929), назначенный министром внутренних дел на следующий день после Великого землетрясения Канто, сыграл важную роль в возрождении разрушенного города. Гото, не теряя времени, опубликовал основной план реконструкции Токио, и 27 сентября, менее чем через четыре недели после катастрофы, учредил Совет по восстановлению столицы империи, который он и возглавил. Он отправил запрос на реконструкцию с бюджетом в 4 млрд йен, что почти в три раза превышало весь оперативный бюджет правительства. Парламент ему отказал, и в конце концов он смог получить только 600 миллионов йен.

Приступая к восстановлению, Гото попросил старого друга, историка и политолога Чарльза Остина Берда (1874-1948) приехать в Японию и помочь ему. Берд немедленно ответил телеграммой с советами Гото построить широкие проспекты, запретить строительство зданий, которые могли бы их блокировать в экстренных ситуациях, и придерживаться последовательного подхода к проектированию столичных железнодорожных станций. В то время Токио был уже переполнен, население составляло более 3 миллионов человек. Жилья не хватало, улицы были узкими и изогнутыми, а канализация и водоснабжение совершенно не соответствовали потребностям. Воодушевлённый советами Берда, Гото включил в свой план реконструкции меры по решению многочисленных проблем, которые накопились задолго до Великого землетрясения.

В ходе крупномасштабного проекта реконструкции были построены основные проспекты, в том числе Ясукуни-дори, пересекающая город по центру с востока на запад, а также Харуми-дори и Сёва-дори, пересекающиеся в районе Гиндза, а также обширные зелёные зоны, такие как парки Сумида и Хаматё. Последний участок железной дороги между станциями Уэно и Токио на круговой линии JR Яманотэ был завершён в 1925 году, после того как неуступчивые землевладельцы, которые блокировали строительство, наконец отдали землю после землетрясения и последовавших пожаров.

Многочисленные дороги и сооружения, построенные после землетрясения, а также масштабное перераспределение городских земель, осуществлённое в то время, создали современный вид Токио.

Из-за землетрясения и пожаров множество людей перебралось из центра города в пригороды. Многие из них были образованными интеллектуалами, и владение домом в пригороде и близлежащих городах, таких как Камакура и Урава, стало своего рода символом статуса. Последовавший за этим бум строительства загородного жилья также привёл к появлению новых железнодорожных линий, связывающих пригороды с центром города.

Вторая мировая война в Токио
Благодаря стремительным темпам восстановления, Токио восстал из пепла после Великого землетрясения Канто за невероятно короткий срок. Однако новый городской пейзаж просуществовал недолго; город был снова сожжён дотла спустя два десятилетия в результате бомбардировок Токио в конце Второй мировой войны. С ноября 1944 года до конца войны город пережил 106 бомбардировок. Говорят, что наихудшим был налёт 10 марта 1945 года в районе Фукагава, в результате которого погибло более 100 000 человек. Многократные бомбардировки разрушили большую часть центрального Токио, превратив его в сожжённую и бесплодную пустыню.



Однако новое восстановление шло быстрыми темпами, и всего за несколько десятилетий экономическая активность Токио вернулась к довоенному уровню. В условиях острой нехватки рабочей силы выпускники школ из отдалённых районов массово ехали в города. Эти молодые работники сыграли значительную роль в быстром экономическом росте послевоенной Японии. Преисполнившись решимости продемонстрировать миру послевоенное возрождение, страна поспешила построить линию скоростных поездов синкансэн Токайдо и скоростные автомагистрали в Токио к Олимпиаде 1964 года. Первый в Японии современный офисный небоскрёб высотой более 100 метров, здание Касумигасэки, было завершено в 1968 году. Пересмотр в 1968 году Закона о градостроительстве и Закона о строительных нормах 1971 года ускорили реконструкцию, центр города стал всё более высотным.
Первый в Японии небоскрёб – здание Касумигасэки, построенное в 1968 году. Его высота составляет 147 метров, здание имеет 36 надземных и 3 подземных этажа. И сейчас, более чем 50 лет спустя, это полностью функционирующее офисное здание, хотя сегодня даже не входит в сотню лучших небоскрёбов ЯпонииПервый в Японии небоскрёб – здание Касумигасэки, построенное в 1968 году. Его высота составляет 147 метров, здание имеет 36 надземных и 3 подземных этажа. И сейчас, более чем 50 лет спустя, это полностью функционирующее офисное здание, хотя сегодня даже не входит в сотню лучших небоскрёбов Японии

Очередная Олимпиада в Токио и мост Нихомбаси
Сейчас идёт подготовка к Токийской Олимпиаде 2020 года. Токио достиг зрелости в качестве современного мегаполиса, и изменения инфраструктуры и сооружений не будут столь значительными, как в 1964 году, но Игры являются сильным стимулом для противодействия возможным кибератакам, подготовки инфраструктуры для автоматически управляемых транспортных средств и, конечно же, обеспечения готовности к следующему стихийному бедствию. Процесс постоянных перемен и трансформации продолжается, но некоторые аспекты Токио, похоже, никогда не меняются – независимо от масштабов поверхностных изменений Токио по-прежнему прочно связан с городом Эдо сёгуната Токугава.



При реконструкциях после Великого землетрясения Канто и бомбардировок Второй мировой войны земляные работы следовали очертаниям рвов и каналов, окружающих замок Эдо. Линии метро проходят вдоль бывшего внешнего рва замка, а главные проспекты города и скоростные трассы связаны с многочисленными каналами, протекающими через город. Кроме того, многие правительственные здания, университеты и парки в центре города расположены на больших участках земли, которые когда-то были усадьбами феодалов-даймё.
Копия мемориальной доски, обозначающей Нихомбаси как отправную точку пяти основных дорог Японии, установленная в камне у моста. Оригинал находится в центре проезжей части на мосту
Копия мемориальной доски, обозначающей Нихомбаси как отправную точку пяти основных дорог Японии, установленная в камне у моста. Оригинал находится в центре проезжей части на мосту
Первый мост Нихомбаси построил Токугава Иэясу, когда основал свою столицу в Эдо в 1603 году. С начала периода Эдо этот мост был официальной отправной точкой пяти основных магистралей, ведущих из столицы, и в центре моста установлена мемориальная доска. Нынешний каменный мост с двойными арками был построен в 1911 году и чудесным образом пережил землетрясение и Вторую мировую войну, хотя на нём сохранились следы огня и взрывов.
Первоначально мост Нихомбаси был деревянным, его построили в начале периода Эдо. Нынешний каменный мост с двумя арками (девятнадцатая реконструкция) был построен в 1911 году. Он пережил землетрясение и бомбардировки и продолжает функционировать как часть дорожной инфраструктуры города
Первоначально мост Нихомбаси был деревянным, его построили в начале периода Эдо. Нынешний каменный мост с двумя арками (девятнадцатая реконструкция) был построен в 1911 году. Он пережил землетрясение и бомбардировки и продолжает функционировать как часть дорожной инфраструктуры города

Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма и столичная администрация Токио в настоящее время рассматривают планы демонтажа верхней части скоростной автомагистрали Сюто, которая в настоящее время закрывает сверху исторический мост, и вместо этого прокладывают скоростную автомагистраль под землёй. Этот проект по улучшению вида на самый известный мост Японии планируется начать уже после Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 года. Сеть скоростных автомагистралей столицы была построена в 1963 году, за год до первых Олимпийских игр в Токио. В то время строительство скоростной автомагистрали над городскими каналами, включая водный путь, пересекаемый Нихомбаси, считалось наиболее быстрым и экономичным способом завершить проект к Олимпиаде. Это символизирует как постоянную изменчивость, так и традиционность Токио: спустя более полувека появляются новые планы открыть небо над Нихомбаси и вернуть ему былое великолепие.

Tags: Токио, Япония, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments