edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Дети в Японии. Подсознательные причины отказа детей ходить в школу...

По сравнению с 80-ми годами ХХ века, когда насилие в школах было серьёзной общественной проблемой, ситуация в учебных заведениях намного улучшилась. Однако многие подростки отказываются посещать школу, а издевательства приобретают всё более изощрённый характер. Почему школьники сменили форму протеста, перейдя от насилия к пассивному отказу?
Официальная статистика и реальная жизнь
Отказ от посещения школы – одна из серьёзных проблем японского общества. «Исследование среди детей, склонных пропускать школу» (12.12.2018), организованное Японским фондом, содержит много информации, необходимой для решения данной проблемы. В отличие от обычного анкетирования, проводимого министерством образования в школах через комитеты образования, Японский фонд обратился к целевой аудитории напрямую, через Интернет. Это позволило охватить широкие слои учащихся, не ограничиваясь определением Министерства образования, признающего «прогульщиками» только тех, кто не ходит в школу минимум 30 дней в году. В Интернет-опросе приняли участие «потенциальные отказники» – те, кто пропускает школу менее 30 дней в год, занимается самостоятельно в школьном медкабинете, посещает не все уроки или присутствует в школе чисто формально. Число респондентов превысило официальный показатель (330 000 человек) в три раза, продемонстрировав тем самым глубину проблемы.
Озвученные причины отказа посещать учебные заведения помогли выявить сложные чувства, испытываемые подростками по отношению к школе и не отражаемые до сих пор в официальной статистике. Данную статью я посвящаю изучению психологического статуса учащихся школы средней ступени с помощью анализа причин отказов от посещения школы.

Классификация причин
Среди причин, по которым подростки отказываются ходить в школу, можно выделить 5 категорий.
1) Вытеснение: «не могу встать утром», «устаю», «стоит начать собираться в школу, ухудшается самочувствие», «сам не знаю, что со мной»
Подросток не отказывается от посещения школы сознательно, а выражает это желание в виде невозможности встать с кровати, чувстве усталости и плохом самочувствии, которые в конце концов не позволяют ему выйти из дома.
2) Взаимоотношения с окружающими: «не лажу с друзьями», «плохие отношения с учителями/не доверяю учителям», «мне неуютно в школе»
Сюда относятся как издевательства, так и расплывчатое ощущение «неуютности» в стенах учебного заведения.
3) Проблемы с учёбой: «не понимаю учебный материал, не справляюсь с программой», «оценки стали хуже, чем в начальной школе», «не хочу писать контрольные»
Корень проблемы – неспособность справиться с программой.
4) Экзистенциальные проблемы: «не понимаю, зачем идти в школу», «в начальной школе было интереснее»
Подросток не видит смысла в посещении школы, считает её скучным и бесполезным местом.
5) Отношение к реальной действительности: «не нравится школьный устав и школьные правила», «чересчур интенсивные занятия в клубах»
Данная категория зависит преимущественно от строгости правил в школах и школьных внеклассных клубах по интересам, а также уровня налагаемых ограничений.
О чём говорят результаты?
Распределение результатов анкетирования по 5 категориям помогает выявить следующие тенденции:
1) «Вытеснение» лидирует среди причин, вызывающих нежелание идти в школу, причём не только среди уже не посещающих школу детей, но и среди тех, кто пока считается «беспроблемными». Это важный признак, характеризующий психический и физический статус современных подростков.

«Вытеснение» – психологический термин, обозначающий состояние, в котором определённые мысли подавляются и утрачивают доступ к сознательному уровню. Применительно к проблеме отказа от посещения школы под «определёнными мыслями» имеется в виду нежелание идти в школу. Если это нежелание вытесняется и перестаёт быть осознанным, оно выражается через тело – запускается механизм соматизации. Подростки не могут встать по утрам, при попытке пойти в школу ухудшается самочувствие, они чувствуют усталость и пр.
Если ребёнок твёрдо уверен, что «посещение школы является обязательным», «нельзя допускать мыслей о том, что не хочется идти в школу», нежелательные мысли могут вытесняться в подсознание. Причина излишнего доминирования слова «надо» может скрываться в запрете протестов в раннем детстве и сформировавшейся привычке пассивно следовать указаниям родителей и школы.
2) У подростков, не посещающих школу в течение определённого времени, преобладали две категории – «взаимоотношения» и «учёба». Обычно речь идёт об издевательствах одноклассников и плохой успеваемости.
Начало подросткового периода сопровождается повышенной чувствительностью к мнению окружающих, поэтому неудивительно, что проблема взаимоотношений становится центральной причиной отказов от посещения школы. Эту проблему можно считать неизбежным этапом взросления.
3) Дети, не желающие идти в школу, могут вести себя как все остальные, испытывая в душе отвращение к школе. «Формальное посещение» – это одна из форм отказа ходить в школу.
Сомнения касательно смысла посещения школы и скука во время нахождения в школьных стенах, особенно по сравнению с начальной школой, – признаки экзистенциальной проблемы. Формальное посещение – распространённое явление среди подростков с рано созревающей психикой и богатым внутренним миром. Многие переживают этот период во время учёбы в старших классах, вузе или в период трудоустройства.
Думаю, что среди формально посещающих школу детей немало тех, кто в силу рано созревающей психики задумывается о проблемах, связанных со смыслом жизни. Эти подростки не только склонны к размышлениям на экзистенциальные темы, но и способны играть требуемую от них обществом роль – посещать школу, присутствовать на уроках. На первый взгляд они выглядят адаптированными к окружающей среде, однако в их душе часто накапливается недовольство. Ещё одна их особенность – не принимать близко к сердцу строгие школьные правила и прочие проблемы реальной жизни. Возможно, это связано со способностью адекватно воспринимать реальность. Позиция родителей и учителей

Для решения проблемы детей, отказывающихся ходить в школу, принимается множество мер, включая вмешательство взрослых в издевательства и другие конфликты и совершенствование процесса обучения для предотвращения дезадаптации на фоне неуспеваемости. Разумеется, все эти меры следует предпринимать и впредь. Однако анализ результатов нынешнего исследования свидетельствует о недостаточном внимании к серьёзной проблеме – форме психологической защиты, к которой прибегают подростки. Я имею в виду вытеснение неприятных мыслей из сознания.

Процесс формирования личности начинается с так называемого «протестного периода», через который дети проходят в 2-3 года. Выражение протеста – это пробуждение самостоятельности, отказ от пассивного следования родительским инструкциям. Родители и воспитатели должны понимать, что протест – это значимое проявление независимости ребёнка. Детское эго постепенно обретает способность к выражению собственной воли.

Чрезмерное увлечение ранним развитием загружает ребёнка принудительными занятиями в кружках и на уроках для подготовки к вступительным экзаменам как раз в тот период, когда следует бережно развивать его самостоятельность. Это губит пробуждающиеся ростки самостоятельности, дети становятся послушными, но безинициативными. Современные дети с загубленными ростками самостоятельности, превращаясь в подростков, выбирают не активную форму протеста, а его подсознательную форму в виде отказа посещать школу. Они перестают слышать голос собственной души, впадают в подавленное состояние.
Пассивное отношение к жизни формируется ещё в дошкольном возрасте в семьях и коммерческих развивающих учреждениях. Нам необходимо задуматься о создании общества, заботящемся о естественном развитии внутреннего мира детей, и пересмотреть контролирующую и подавляющую позицию взрослых по отношению к подрастающему поколению.
Tags: Япония, дети, причины отказа детей ходить в школу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments