edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Японский художественный музей Куботы Итику у подножья горы Фудзи. Древние шедевры и необычные кимоно

Недалеко от озера Кавагути, славящегося своими видами горы Фудзи, находится музей, где представлены работы Куботы Итику, воссоздавшего утраченные техники окрашивания для создания уникальных кимоно. В музее, который получил три звезды Мишлен, можно увидеть эти кимоно и ближе узнать об эстетическом чувстве знаменитого художника.
Мир изящества
Туристы приезжают к озеру Кавагути в префектуре Яманаси, чтобы полюбоваться великолепным видом на гору Фудзи, расположенной южнее, а если пройти около 10 минут на север по пологому склону от северо-восточного берега озера, вы окажетесь перед внушительными воротами, которые будто бы перенеслись сюда из другой страны. Это вход в музей, построенный Куботой Итику (1917-2003), художником по текстилю, который восстановил утраченное искусство крашения шелка и использовал своё мастерство для создания собственного стиля крашения шёлка и производства кимоно – итику цудзигахана. Эстетическое чувство Итику проявляется во всём пространстве музея и обширных садов, которые его окружают. Он рассчитывал на то, что этот музей с его совершенно необычной «иностранной» атмосферой станет местом для демонстрации как кимоно, работы всей его жизни, так и обширной коллекции антиквариата, предметов искусства, каменных резных изделий других предметов со всего мира, которые вдохновляли творческие усилия самого Итику на протяжении всей его жизни. Пройдя через главные ворота, входная дверь которых представляет собой сложное резное деревянное произведение, первоначально использовавшееся в индийском дворце, посетители оказываются на территории музея. По склонам пространства площадью 13 000 кв. м текут ручьи. Сад сам по себе является произведением искусства, особенно хорош он осенью, когда разноцветные листья создают картины, соперничающие красотой с представленными в экспозиции кимоно, и в октябре и ноябре музей открыт каждый день.
Главный вÑод в музей с резной деревянной дверью, купленной Итику во время поездки в Индию; в Ð²ÐµÑ‚Ð²ÑÑ Ð½Ð°Ð´ воротами гнездятся мусасаби, японские белки-летяги
Главный вход в музей с резной деревянной дверью, купленной Итику во время поездки в Индию; в ветвях над воротами гнездятся мусасаби, японские белки-летяги
Обширный сад был в основном построен по представлениям Итику о том, как он должен выглядеть, а проектировал и создавал его Китаяма Ясуо, знаменитый мастер Ñ‚Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð¿ÐµÐ¹Ð·Ð°Ð¶ÐµÐ¹ из Киото
Обширный сад был в основном построен по представлениям Итику о том, как он должен выглядеть, а проектировал и создавал его Китаяма Ясуо, знаменитый мастер традиционных пейзажей из Киото
Посреди сада возвышаются музейные сооружения. Новое крыло представляет собой необычное здание, напоминающее о парке Гуэль в Барселоне, террасы которого проектировал Антонио Гауди. Итику был большим поклонником Гауди и в этом здании он выразил уважение к работам испанского мастера. На первом этаже этого строения, построенного из тщательно уложенного известняка с архипелага Рюкю, расположены приемная музея и магазины. На втором этаже находится небольшой зал, в котором выставлена ​​ценная коллекция томбодама – красочных стеклянных бусин с узорами, которые он собирал по всему миру. Эти бусы, которые вдохновляли его на создание произведений из окрашенного шёлка, включают редкие сокровища – одна бусина с золотыми полосами c побережья Средиземного моря сделана в I веке до нашей эры, и пара финикийских образцов – в V веке до нашей эры. В коллекции представлены яркие цветные бусы из Африки, Азии и других регионов, куда Итику ездил в поисках вдохновения для своих творческих замыслов.
ВÑод в Новое крыло с его поразительными известняковыми колоннами
Вход в Новое крыло с его поразительными известняковыми колоннами
Ðкспозиция бус на втором этаже
Экспозиция бус на втором этаже
Возможно, на заре своей творческой жизни Итику, родившийся в семье торговцев антиквариатом в токийском районе Канда, вспомнил о своих детских занимательных исследованиях наполненного томбодама ящика своего отца. После достижения творческого успеха с произведениями итику цудзигахана он совершил поездку по миру, чтобы собрать свою собственную коллекцию.
Ðлегантные венецианские розеточные бусы (слева); финикийские бусы справа – самые старые в коллекции Итику, им около 2500 лет
Элегантные венецианские розеточные бусы (слева); финикийские бусы справа – самые старые в коллекции Итику, им около 2500 лет
Традиции и инновации
Выше над Новым крылом на холме стоит внушительное деревянное главное здание музея. Здесь хранятся лучшие творения Итику – его кимоно цудзигахана. Эта пирамидальная постройка, спроектированная как помещение для его шёлковых шедевров, вдохновлена природой и, в частности, горой Фудзи. Её поддерживает 16 огромных столбов, сделанных из кипарисов префектуры Аомори, возрастом более тысячи лет.
Главное здание на каменном фундаменте
Главное здание на каменном фундаменте
Глаза посетителей вначале замечают солнечный свет, льющийся через стеклянные окна на вершине пирамиды, а затем – завораживающую красоту подсвеченных кимоно внизу. Три одеяния экспонируются на возвышении в центре зала, они подвешены так, чтобы показать их во всю длину, составляющую более двух метров. Ещё несколько десятков кимоно выставлены вдоль четырёх стен.
Выставочный зал площадью около 200 кв. м накрыт поддерживаемой столбами крышей, её высота в верÑней точке составляет 13 метров
Выставочный зал площадью около 200 кв. м накрыт поддерживаемой столбами крышей, её высота в верхней точке составляет 13 метров
В целом при виде зала захватывает дух. На расстоянии кимоно кажутся окрашенными в пятна однородных оттенков – здесь красный, там светло-голубой, но при приближении к кимоно посетителей поражает удивительная глубина и сложность дизайна: более светлые оттенки подчёркивают тёмные участки рисунка, а трёхмерная топография окрашенной узелковым способом ткани выглядит фантастически текстурированной, и впечатление усиливается по мере приближения. Это характерные черты техники цудзигахана, которая сегодня носит имя Итику. Когда-то она считалась утраченной, но Мияхара Сакуо, почётный директор музея, рассказывает, что когда художник в 20-летнем возрасте в музее Уэно увидел обрывок такой ткани, он стал мгновенно потенциалом техники цудзигахана, но потребовалось два десятилетия проб и ошибок, чтобы реализовать его творческое чувство цвета в усилиях по восстановлению забытого искусства. Техника цудзигахана была создана в период Муромати (1333–1568). Основой её является узелковое окрашивание, но при этом оно сочетается с росписью, вышивкой, нанесением сусального золота и другими декоративными техниками. Роскошное великолепие кимоно цудзигахана очаровывало могущественных военачальников в период Воюющих провинций (1467-1568), однако в начале периода Эдо (1603-1868) появилась техника росписи юдзэн, которая позволила более творчески выражать свои замыслы и повысить эффективность производственного процесса. Ремесленники цудзигахана ушли со сцены, и искусство вымерло.
Итику был полон решимости вернуть технику цудзигахана миру, но реализацию его мечты задержала Вторая мировая война. В возрасте 28 лет он оказался в лагере в Сибири, где провёл шесть крайне холодных лет до освобождения, после чего благополучно вернулся в Японию. Когда ему исполнилось 40 лет, он наконец нашёл своё место в жизни и был готов посвятить остаток своих лет утраченному искусству цудзигахана. Последовали годы экспериментов. Только к 60 годам он наконец был достаточно уверен в своих работах, чтобы провести первую персональную выставку. Это был момент славы для ранее неизвестного ремесленника, мир кимоно и текстильного искусства был потрясён творениями в жанре итику цудзигахана. В Соединенных Штатах и в Европе появился интерес к его работам, и Итику организовал серию заграничных показов своих кимоно. В 1990 году французское правительство наградило его орденом Искусств и литературы, а в 1995 году он стал первым художником, прижизненно представленным на персональной выставке в Смитсоновском институте в Вашингтоне.
Кимоно в экспозиции музея. Слева – «Он» (菀, «Буйный рост», 1991), изображающее золотую гору Фудзи; МияÑара Сакуо, ученик Итику, помогал в её создании.
Кимоно в экспозиции музея. Слева – «Он» (菀, «Буйный рост», 1991), изображающее золотую гору Фудзи; Мияхара Сакуо, ученик Итику, помогал в её создании.
Мияхара Сакуо, ныне заслуженный директор музея, долги е годы был ведущим учеником мастера. Он объясняет технику цудзигахана: «В ней используются смелые, динамичные композиции и богатая цветовая палитра. Выступы, которые остаются на материале после удаления нитей узелков при окраске техникой сибори, придают его топографии объём, к выступающим частям добавляется вышивка, увеличивающая его трёхмерность и цветовые градации. В дополнение к смелым решениям в технике сибори присутствуют крошечные цветы карахана, окрашенные самым тщательным образом. В результате мы получаем то, что является одной из основных характеристик цудзигахана – одна и та же работа издалека и вблизи выглядит совершенно по-разному».
МияÑара проработал вместе с Итику четверть века, до самой смерти мастера
Мияхара проработал вместе с Итику четверть века, до самой смерти мастера
ТеÑника итику цудзигаÑана включает в себя сшивание ткани, связывание её частей, окрашивание, пропаривание для фиксации цвета, ополаскивание в Ñолодной воде и удаление нитей. Ðто повторяется десятки раз, чтобы достичь желаемого результата
Техника итику цудзигахана включает в себя сшивание ткани, связывание её частей, окрашивание, пропаривание для фиксации цвета, ополаскивание в холодной воде и удаление нитей. Это повторяется десятки раз, чтобы достичь желаемого результата
Техника Итику не опиралась исключительно на методы и материалы прошлого, говорит Мияхара. «Одним из ключевых моментов в развитии его искусства было определение возможностей использования современных химических красителей, с которыми, как известно, обращаться непросто. В отличие от традиционных растительных красок, химические красители имеют тенденцию разделяться при попытках смешивания, когда вы пытаетесь получить новые цвета. Но сэнсэй обнаружил, что их можно постепенно смешать с добавлением тёплой воды. Это значительно облегчило задачу создания определённых конечных цветов в окрашенной ткани и нанесение нужного цвета на связанные участки. Это сделало возможным реализацию его собственных цветовых решений».
В музее представлены некоторые из Ð»ÑŽÐ±Ð¸Ð¼Ñ‹Ñ ÑÐ¸Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ñ ÐºÑ€Ð°ÑÐ¸Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¹ Итику, которые он заказывал из Германии, и щётки, которые он использовал для Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð½ÐµÑÐµÐ½Ð¸Ñ на ткань
В музее представлены некоторые из любимых химических красителей Итику, которые он заказывал из Германии, и щётки, которые он использовал для их нанесения на ткань
Фудзи – любимая гора Итику
В возрасте 70 лет Кубота Итику приступил к осуществлению чрезвычайно амбициозного проекта, который стал бы величайшим шедевром его творчества в технике ицуку цудзигахана. Это была «Симфония Света», коллекция из 80 кимоно, которая представляла бы огромный холст, если разместить их в определённом порядке, с японскими пейзажами четырёх времён года, величественной фигурой горы Фудзи над ними и сценами космоса над всем этим. К сожалению, он закончил только 29 работ и скончался в возрасте 85 лет, оставив серию незавершённой.
Панель в музее показывает окончательный макет «Симфонии Света» с готовыми работами на ÑÐ¾Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‚ÑÑ‚Ð²ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ‚Ð°Ñ
Панель в музее показывает окончательный макет «Симфонии Света» с готовыми работами на соответствующих местах
Гора Фудзи была особенным мотивом в творчестве Итику, особенно в его поздние годы. У истоков очарования этой горой был вид красной Фудзи, который ему довелось наблюдать, как объясняет Мияхара. «Рано утром, когда я куда-то его вёз, мы с сэнсэем мельком увидели гору, залитую алым светом восходящего солнца. С этого момента ему постоянно хотелось снова увидеть этот захватывающий пейзаж, и мы выходили на улицу много раз. Но гора Фудзи не показывается вам в одном и том же обличье дважды».
В ясную погоду с террасы кафе на втором этаже Нового крыла открывается прекрасный вид на самую высокую гору Японии
В ясную погоду с террасы кафе на втором этаже Нового крыла открывается прекрасный вид на самую высокую гору Японии
Итику стал почитать Фудзи как священную вершину, и его увлечение горой продолжалось до самой смерти. На берегу озера Кавагути, у подножья горы, которой восхищался Итику, его прекрасные кимоно ждут новых поколений посетителей, которые будут смотреть на них в обстановке, которая как нельзя лучше подходит для этого.
Итику-ан, чайная комната в задней части выставочного пространства, – это место, где можно полюбоваться видом на водопад, выпить чай маття и насладиться традиционными сладостями
Итику-ан, чайная комната в задней части выставочного пространства, – это место, где можно полюбоваться видом на водопад, выпить чай маття и насладиться традиционными сладостями
В пещере в верхней части сада на склоне холма находятся две скульптуры Итику, посвящённые его матери: бодхисаттва Самантабхадра (Фугэн-босацу), сидящая на слоне справа, и фигура женщины и ребенка слева
В пещере в верхней части сада на склоне холма находятся две скульптуры Итику, посвящённые его матери: бодхисаттва Самантабхадра (Фугэн-босацу), сидящая на слоне справа, и фигура женщины и ребенка слева
Художественный музей Куботы Итику
Адрес: 2255 Kawaguchi, Fuji Kawaguchiko, Minamitsuru-gun, Yamanashi-ken Japan, 401-0304
Часы работы: с 9:30 до 17:30 (апрель-ноябрь), с 10:00 до 16:30 (декабрь-март);вход закрывается за 30 минут до закрытия. Закрыт по вторникам, за исключением государственных праздников и первого вторника января; закрыто 26-29 декабря. Открыт каждый день в октябре и ноябре.
Плата за вход: взрослые – 1300 йен, школьники и студенты – 900 йен, школьники младших классов – 400 йен.Музей стеклянных бусин имеет отдельную входную плату в размере 500 йен, которая включает в себя напиток в кафе.
Tags: Япония, художественный музей Куботы Итику
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments