edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Страница истории. Индустриальная революция в Японии. Модернизация на рубеже XIX-XX веков.

Во второй половине XIX века Япония быстро менялась – после реставрации Мэйдзи 1868 года строились новые пути коммуникаций и создавалась новая индустрия лёгкой промышленности. В 1871 году новое правительство императора Мэйдзи для предотвращения краха своей зарождающейся власти упразднило систему княжеств хан и заменило их префектурами, подчинёнными центру. До этого каждое из примерно 270 княжеств имело собственные вооружённые силы и проявляло политическую волю в условиях децентрализованной структуры власти. Внезапное упразднение этой структуры было практически государственным переворотом. Лидеры Мэйдзи решили, что их правительство должно быть единственной политической властью в стране, чтобы оно могло выполнить неотложную задачу построения современного государства. Правительство было крайне обеспокоено тем, что Япония может стать колонией под контролем одной из великих держав. Такова была судьба большей части Индии и Юго-Восточной Азии, в то время как Китай был вынужден уступить Гонконг Великобритании в 1842 году после проигрыша Первой опиумной войны.

По мнению правительства, стране было необходимо как можно быстрее модернизироваться, наращивая свою экономическую мощь, чтобы укрепить собственные вооружённые силы и защитить себя от вторжения. Вот почему многие японские лидеры и другие важные правительственные чиновники отправились с миссией Ивакуры, путешествуя, наблюдая и обучаясь в Соединенных Штатах и Европе, всего через несколько месяцев после революционного перехода к системе префектур. В миссии также было много студентов, и её участники внесли большой вклад в модернизацию страны по возвращении в Японию.

Поезда, корабли и телеграфные провода
Примерно в то же время правительство Мэйдзи сконцентрировало свои усилия на развитии промышленности и внедрении современных форм предпринимательства с целью развития капитализма в Японии. Одним из ранних этапов было уничтожение феодальной системы внутренних контрольно-пропускных пунктов, почтовых станций и торговых гильдий как барьеров для промышленного развития. Новая инфраструктура включала первую телеграфную линию между Токио и Йокогамой в 1869 году. Пять лет спустя телеграфная сеть простиралась от Нагасаки до Хоккайдо, а подводный кабель далее соединял Нагасаки с Шанхаем. В 1871 году современная почтовая служба заменила бывшую курьерскую систему, и по всей стране были созданы почтовые отделения, торгующие марками и открытками по установленным ценам. В 1877 году Япония вступила во Всемирный почтовый союз, связав свою почтовую службу со всем миром, и в том же году импортировала первые телефоны. Железнодорожное сообщение началось с линии между Токио и Йокогамой в 1872 году. Этот первый проект в значительной степени зависел от британской помощи, а европейские власти предоставили финансирование, железнодорожные вагоны и даже главного инженера-строителя Эдмунда Мореля. В 1874 году новая линия соединила Кобе с Осакой, дойдя далее до Киото в 1877 году. К концу столетия железнодорожная сеть охватила всю Японию. Правительство также инвестировало средства в модернизацию основных дорог страны, чтобы обеспечить более эффективную перевозку грузов с помощью телег и других транспортных средств.
Гравюра, изображающая начало железнодорожного сообщения в Японии от токийской станции Симбаси до Йокогамы в 1872 году (Утагава Хиросигэ III, 1872, предоставлена Краеведческим музеем города Минато)
Гравюра, изображающая начало железнодорожного сообщения в Японии от токийской станции Симбаси до Йокогамы в 1872 году (Утагава Хиросигэ III, 1872, Краеведческий музей города Минато)
Сильная государственная поддержка частной компании «Мицубиси» обеспечила японским грузоперевозчикам способность конкурировать с западными компаниями. Предоставление особых привилегий конкретным организациям было одним из способов, которыми лидеры Мэйдзи стремились развивать современную промышленность. Такие компании как «Мицуи» и «Оно» также получали значительную помощь. Правительство также создало многие заводы и учреждения в таких областях, как лёгкая промышленность и сельское хозяйство, чтобы стимулировать развитие частной промышленности. В промышленном секторе это были стекольный завод «Синагава», прядильная фабрика «Айти», цементный завод «Фукагава» и пивоваренный завод «Саппоро». Самой известной, пожалуй, является шёлковая фабрика Томиока в префектуре Гумма, которая в настоящее время является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в 1872 году, на ней были установлены 300 новейших шёлковых мотальных машин, импортированных из Франции. Поль Брюна возглавил коллектив французского технического персонала, в основном женщин, которые следили за работой на машинах и обучали японских рабочих, а те, в свою очередь, делились полученными знаниями на заводах по всей стране.
Гравюра, изображающая шёлковую фабрику в Томиоке преф. Гумма (Утагава Кунитэру II, 1873, предоставлена Библиотекой парламента Японии)
Гравюра, изображающая шёлковую фабрику в Томиоке преф. Гумма (Утагава Кунитэру II, 1873, Библиотека парламента Японии)
Промышленная революция и капитализм

Примеры железнодорожного сообщения и шёлковой фабрики показывают тот огромный вклад, который западные технические специалисты и учёные, нанятые правительством, внесли в развитие японской промышленности. В общей сложности около 3000 иностранных специалистов прибыли в Японию, на пике модернизации в 1876 году в стране работало более 500 из них. Их знания и квалификация оплачивались более чем щедро – например, британский инженер Томас Киндер получал ежемесячную зарплату в размере 1045 йен за работу на Императорском монетном дворе, тогда как японский высокопоставленный чиновник Сандзё Санэтоми зарабатывал 800 йен в месяц на должности главного министра. Такая щедрость оплаты услуг западных специалистов свидетельствует о стремлении японского правительства модернизировать промышленность страны. Министерство внутренних дел организовало первую Промышленную выставку Японии в 1877 году в парке Уэно и в общей сложности провело пять выставок, последняя из которых состоялась в 1903 году. Выставки проводились под влиянием всемирных выставочных мероприятий в других странах и способствовали развитию современной промышленности и торговли. На первой выставке было представлено 84 000 продуктов в шести категориях, включая сельское хозяйство, садоводство и машиностроение. Она прошла с большим успехом и привлекла 450 000 посетителей за 102 дня.
Первая японская Промышленная выставка (Кобаяси Киётика, 1877, предоставлена Библиотекой парламента Японии)
Первая японская Промышленная выставка (Кобаяси Киётика, 1877, Библиотека парламента Японии)
В начале 1880-х годов министр финансов Мацуката Масаёси проводил политику дефляции, которая привела к падению цен на сельскохозяйственную продукцию и обанкротила многих фермеров, однако некоторые богатые люди получили выгоду, скупив дешёвую сельскохозяйственную землю у тех, кто оказался разорён, и стали «землевладельцами-паразитами», которые получали большую прибыль, сдавая землю в аренду. Вместе с богатыми городскими торговцами они начали покупать и продавать акции и создавать новые компании. Пик бума создания компаний пришёлся на три года начиная с 1886 года.
Мацуката Масаёси (1835-1924) несколько раз был министром финансов, и дважды – премьер-министром, в 1891-1892 и 1896-1898 годах (фотография предоставлена Библиотекой парламента Японии)
Мацуката Масаёси (1835-1924) несколько раз был министром финансов, и дважды – премьер-министром, в 1891-1892 и 1896-1898 годах
Прядильная промышленность, шелководство и другие отрасли лёгкой промышленности вскоре стали процветать. На частной прядильной фабрике в Осаке установили много английских прядильных машин, что послужило началом крупномасштабного механизированного производства с использованием паровых машин. Рабочие работали посменно днём и ночью, поддерживая работу фабрики 24 часа в сутки и обеспечивая производство огромного количества хлопчатобумажной пряжи. К слову, многие из рабочих, трудившихся долгие часы за небольшую плату, были детьми разорившихся фермеров, которые стали жертвами политики дефляции. Чрезвычайная дешевизна производства побудила и других предпринимателей, увидевших потенциальную прибыль, создавать подобные компании в других местах. Массовое производство и экспорт хлопчатобумажной и шёлковой пряжи позволило осуществить промышленную революцию в лёгкой промышленности в конце XIX века. Менее чем через 30 лет после реставрации Мэйдзи 1868 года в стране была создана капиталистическая экономика.

Период Эдо как начало модернизации
На самом деле основы быстрой модернизации Японии в начале периода Мэйдзи (1868-1912) были заложены ранее, ещё в период Эдо (1603-1868). Помимо самурайской элиты, которая училась в школах при княжествах, множество простых людей научились читать и писать в местных храмовых школах – тэракоя. Процветало издательское дело, что позволяло продолжать обучение по книгам. В Японии также разработали собственную передовую форму счёта васан, «японский счёт». Начальное образование страны, возможно, было тогда лучшим в мире.
Дети учатся в школе тэракоя (Иссунси Ханасато, ок. 1844-1848, предоставлено Токийской столичной библиотекой)
Дети учатся в школе тэракоя (Иссунси Ханасато, ок. 1844-1848гг).
Американский коммодор Мэтью Перри, когда в 1854 году две страны подписали Договор о мире и дружбе, хотел показать японцам чудеса западной цивилизации, для чего преподнёс подарки – американское оружие, телеграф и модель паровоза, который мог ехать со скоростью 32 километра в час. Всего через год княжеству Сага удалось построить собственный паровоз. Говорят, что Сацума и другие княжества ещё раньше создавали экспериментальные паровые двигатели. Вскоре княжество Увадзима построило пароход, а в Сага и других местах были созданы заводы по производству вооружений для производства оружия по образцу новейших британских пушек Армстронга.
Копия пушки Армстронга в музее истории замка Сага в преф. Сага (предоставлено Историческим музеем замка Сага)
Копия пушки Армстронга в музее истории замка Сага в преф. Сага (Исторический музей замка Сага)
Таким образом, в последние дни сёгуната Япония не так уж сильно отставала от Запада и могла быстро перенимать технологии. Перри также, вероятно, видел потенциал страны, предсказывая, что после открытия Японии «японцы станут сильными конкурентами в гонке за успех в механике в будущем». Высокоразвитая система образования периода Эдо в Японии стала ключевым фактором в её стремительном повороте к индустриализации и капиталистической экономике после реставрации Мэйдзи, а также в последующем выходе в разряд крупнейших экономик мира.
Tags: Индустриальная революция, Япония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments