edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Путешествуя по Японии. Камакура — один из древнейших городов Японии (8 часть)...

История о том, откуда вообще взялась эта статуя заслуживает отдельного рассказа.  Создатель сёгуната Камакура (фактически правительства Японии) Yoritomo Minamoto (源頼朝) в 1185 году принимал участие в церемонии открытия после ремонта Дайбуцу в тогдашней столице – Нара, датируемого 752 годом, но серьёзно повреждённого в 1180 году. По его идее создание статуи Большого Будды в Камакуре явилось бы политическим актом демонстрации возрастающего влияния клана Минамото-но. Однако осуществить свой замысел до смерти в 1199 году он не успел, идею стала продвигать его жена - Hojo Masako (北条政子), умершая в 1225 году, а собственно реализовал проект последователь Минамото-но - Inadano Tsubone (稲多野局). Средства на строительство собирались «по народной подписке» монахом Joko (淨光), прошедшим всю Японию, - это связано с тем, что сёгунат Камакура официально поддерживал секту «Дзен», а храм планировался в честь Амида Нё, то есть формально относился к секте «Дзёдо». Создание деревянной статуи началось только в 1238 году, а закончилось в 1243 году, причём вокруг статуи был возведён деревянный же храм. Размеры той статуи точно не известны, есть лишь запись о том, что обхват головы той статуи (в современных единицах) составлял 24 метра. Однако в 1247 году статуя была полностью уничтожена сильным штормом. В 1252 году (и именно этим годом чаще всего датируют статую) тот же монах Joko (淨光) начал вторую компанию по сбору средств на строительство уже бронзовой статуи. Кстати, к этому моменту клан Минамото-но был практически истреблён, а власть давно контролировалась кланом Ходзё. Точная дата окончания создания статуи неизвестна, но заняло это около 15 лет. Если создание статуи шло так сложно, то наивным было бы предполагать, что и дальше всё было гладко. Первоначально статуя находилась в деревянном здании высотой около 40 метров (сравнимо со считающимся самым большим деревянным зданием в мире - храмом Тодай-дзи в Наре, где находится Дайбуцу-Нара). Уже в 1335 году, через два года после падения сёгуната Камакура, это здание было практически полностью разрушено сильным штормом. Это были времена сёгуната Муромати, столица вернулась в Киото и восстановление храма велось без государственной поддержки. Тем не менее храм был восстановлен, но в 1498 году произошло сильное землетрясение и последовавшее за ним цунами полностью разрушило здание, хотя статуя осталась целой. С того момента статуя называется Роза но Дайбуцу (露座の大仏), что можно перевести как Будда на открытом воздухе. Конечно, предпринимались неоднократные попытки восстановить здание, наиболее известная из них - монаха Ken'yo-Yuten в 1712-1718 годах - оказалась неудачной из-за отсутствия средств, но позволила, хотя бы, предотвратить разрушение статуи. Пропустив ещё более 200 лет необходимо упомянуть ещё и о Великом землетрясении Канто 1923 года, эпицентр которого находился всего в 15 километрах от Камакуры. Тогда статуя сдвинулась вперёд примерно на 50 сантиметров, правда позже это исправили. В 1960 году произошло ещё одно землетрясение, после которого внутри статуи установили современный каркас для усиления области шеи (его видно, если забраться внутрь статуи). Статуя перенесла и мартовское землетрясение 2011 года у восточного побережья Хонсю. Кстати, сами японцы на полном серьёзе считают статую восьмым чудом света, ведь она простояла более 700 лет в сейсмоактивном районе и не упала. В отличие, например, от Колосса Родосского, простоявшего менее семидесяти.

Вид со спины.


За дополнительную плату 20 йен можно попасть внутрь статуи "Гигантского Будды". Отливка и сварные швы XIII века.

Статуя "Гигантского Будды"

По дороге к храму Хасэ-дэра находится японский Арбат, свидетельствующий о повышенной популярности этого места у туристов.




Пруд у храма Хасэ-дэра (Hase-dera / 長谷寺). Классический японский парк с прудом у буддийского храма. Почти парк развлечений в самом страшном месте Камакуры.

Чозуся (chōzuya /手水舎). Столь явный элемент синтоизма объясняется взаимопроникновением синтоизма и буддизма в японской интерпретации.

Каменные (счастливые) Джизо (Jizō / 六地蔵). Каменный – року, счастливый – фукудзю. Jizō (地蔵) – японское название бодхисаттвы Кшитигарбха.

Тысячи статуэток Джизо установлены для облегчения участи неродившихся японцев.



Панорама Камакуры (鎌倉市) и залива Сагами (相模湾) со смотровой площадки у храма Хасэ-дэра.

Храм Хасэ-дэра (Hase-dera / 長谷寺), полное название - Kaikōzan Jishōin Hase-dera (海光山慈照院長谷寺), храм посвящён одиннадцатиголовой Каннон (Kanzeon Bosatsu / 観音, Авалокитешвара на санскрите). Годом основания храма считается 736, что делает храм одним из старейших в Камакуре. На фото – главный зал Kannon-do Hall (観音堂), в котором находится статуя Hase Kannon высотой более 9 метров. По легенде статую одиннадцатиголовой Каннон вырезали из дерева в Наре в 711 году. Подтверждённым можно считать тот факт, что статуя была покрыта золотом по приказу первого сёгуна сёгуната Муромати - Асикага Такаудзи - в 1392 году, а золочёный нимб был изготовлен в 1392 году по приказу третьего сёгуна - Асикага Ёсимицу. Следует помнить, что понимание Каннон как богини милосердия любви не очень верное, правильнее было бы помнить о том, что Каннон – японский эквивалент бодхисаттвы Авалокитешвара, а бодхисаттва является буддой, "существом с пробуждённым сознанием", не имеющим пола. В виде женщины изображают скорее по традиции.

Зал Дайкоку-до (Daikoku-do Hall / 大黒堂) посвящён, как несложно догадаться, Дайкоку – одному из семи японских богов удачи и счастья.

Хасэ-дэра
Зал Амида-до (Amida-do / 阿弥陀堂). В зале установлена позолоченная статуя Yakuyoke, защитницы от дьявольских духов, будды Amida Nyorai (Амитабха На санскрите). Считается, что изготовлена в 1194 году по приказу Минамото-но Юримото, но документальное подтверждение существования статуи есть только с начала XIV века.

Колокол отлит в 1264 году
Инари (稲荷) - синтоистская богиня изобилия, земледелия, успеха и лис. Фигурки лис кицунэ, являющися посланниками богини, видны в центре. Инари часто отождествляется с Бэндзайтен, единственной богиней семи богов удачи и счастья, пещерный храм которой расположен под этим холмом.

Тысяча Джизо
Пруд свастики (卍池). Следует помнить, что свастика в буддизме – символ совершенства: вертикальная черта обозначает связь земли и неба, а горизонтальная обозначает отношения инь и ян.
Ворота (山門) храма Хасэ-дэра (Hase-dera / 長谷寺)

Хасэ-дэра
Статуя счастливого Джизо (Jizō / 六地蔵). Jizō (地蔵) – японское название бодхисаттвы Кшитигарбха, в японском буддизме традиционно являлся одним из наиболее почитаемых божеств, считаясь защитником детей, особенно детей, умерших ранее своих родителей. Однако с начала 1980-х ему стали поклоняться как защитнику душ мизуко (mizuko / 水子), первый кандзи означает "вода", второй - "ребёнок", то есть "водное дитя". В японском этот термин используется в качестве собирательного для обозначения мёртворождённого ребёнка, выкидыша и абортированного зародыша. Дело в том, что в японской мифологии такие дети не имели возможности совершить достаточное количество добрых дел и, соответственно, не могли пересечь границу между миром живых и миром мёртвых - реку Сандзу (三途の川, японский эквивалетн Стикса). На этом сейчас построен огромный бизнес - Mizuko kuyō (水子供養), в дословном переводе - ритуальное обслуживание мизуко, одним из проявлений которого является изготовление таких каменных статуй, очень дорогих. О масштабах этого бизнеса можно судить хотя бы по тому, что контрацепция в Японии была официально разрешена только в сентябре 1999 года, а до этого, согласно выражению матери Терезы, Япония была "раем абортариев". При этом в буддизме аборт не рассматривается как убийство живого существа. Для европейца довольно страшно наблюдать, как японка наряжает такую статуэтку в детскую одежду, понимая, что именно этот процесс означает.
Зал Benten-do и пещера Benten-kutsu. Вход в рукотворную пещеру Бэнтэн, полностью - Бэндзайтэн (弁才天), богини морей, воды, покровительницы исскуств. По легенде этот подземный храм вырыл в IX веке японский монах Кукай (Kūkai / 空海), основатель буддийской школы Сингон.

Статуя Будды

Ворота (山門) храма Хасэ-дэра
Теперь можно выйти к Тихому океану, вернее, к заливу Сагами.

Залив Сагами (Sagami Bay  / 相模湾). В акватории залива находились эпицентры землетрясения Камакура 1293 года и Великого землетрясения Канто 1923 года. Весьма популярное место среди сёрферов. Далее можно проехать к пляжу Ситирикахама две остановки на местной железнодорожной линии, с него очень неплохо видна Фудзияма. Но темнеет очень быстро и фотографии уже будут ночными.

Остров Эносима (Enoshima / 江の島) и пляж Ситирикахама (Shichirigahama / 七里ヶ浜)

Пляж Ситирикахама и мыс Инамуракэсаки (Inamuragasaki / 稲村ケ崎)

Вид на Фудзияму с пляжа Ситирикахама
Tags: Камакура, Япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments