edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Путешествуя по Японии. Камакура — один из древнейших городов Японии (6 часть)...

Храм Хокай-дзи
Храм Хокай-дзи (Hōkai-ji / 宝戒寺) был основан в 1335 году по приказу императора Го-Дайго (Go-Daigo-tennō / 後醍醐天皇), действия которого привели к завершению эпохи сёгуната Камакура и падению клана Ходзё. Недолгий период абсолютистского правления Го-Дайго, получивший название Реставрация Кэмму, продлился всего 3 года с 1333 по 1336 году, но Асикага Такаудзи (足利尊氏), один из главных организаторов свержения Правительства в Камакуре, не поддержал политику восстановления прямого императорского правления и организовал самурайское правительство, сам став первым сёгуном Муромати в 1338 году. Фактически сёгунат Муромати заменил сёгунат Камакура, а реальную власть из рук клана Ходзё перешла к клану Асикага. Однако происходило это более чем трагически и зримым свидетельством является этот храм. Именно на этом месте находилась главная резиденция клана Ходзё. Примерно в 400 метрах к северо-западу от этого места находятся ступени храма Цуругаока Хатиман-гу, где в 1219 году Киё, племянник третьего сёгуна Камакуры и последнего главы клана Минамото убил его и целый день считал себя сёгуном, так как являлся последним оставшимся в живых прямым наследником мужского пола линии Сэйва Гэндзи (Seiwa Genji / 清和源氏) клана Минамото, но был казнён по приказу Ходзё Ёситоки, будущего регента, с которого началось более чем столетнее правление клана Ходзё. А 300 метрах к юго-востоку от этого места находился фамильный храм клана Ходзё - Tōshō-ji (東勝寺), место, где эта власть прекратилась. 1333 год оказался более чем драматичным для Японии. Сёгунат собрал армию и отдал командование Асикага Такаудзи для уничтожения на западе Японии войск мятежного императора Го-Дайго. Однако Асикага перешёл на сторону Го-Дайго и стал воевать уже против сёгуната. Одновременно на востоке начались самурайские восстания против клана Ходзё, как узурпаторов власти и под лозунгами "возрождения рода Минамото", более того, руководитель этих восстаний Нитта Ёсисада (新田義貞) являлся представителем клана Нитта, происходившего от одной из младших ветвей клана Минамото. И именно ему удалось взять Камакуру во главе стотысячной армии. Видя бессмысленность сопротивления последний регент из клана Ходзё - Такатоки (北条 高時) собрал ближайших самураев и всех членов своего клана, включая женщин и детей, заперся в фамильном храме, поджёг его изнутри (для невозможности дальнейшей идентификации) и организовал массовый сеппуку (около 900 человек). Не смотря на то, что храм был восстановлен, позже он пришёл в упадок и сейчас на том месте ничего нет. А вот храм Хокай-дзи, основанный в память о клане Ходзё его победителями, остался до сих пор, более того, ежегодно 22 мая, в день этого массового сеппуку, мемориальная служба о клане Ходзё проводится до сих пор именно здесь. Храм можно считать примером долгостроя, ведь строительство завершилось лишь в 1353 году. В 1538 году храм полностью сгорел, затем долго восстанавливался, в начале XVII века, уже во времена сёгуната Токугава, запрашивал государственную помощь.
Главный зал
Главный зал (Hon-dō / 本堂). Так как храм Хокай-дзи не принадлежал буддийским школам риндзай и сото-сю, где главный зал назывался "Буцудо", то есть "зал Будды", а принадлежит более ранней школе тэндай, то это здание называется Hon-dō, более точно будет его подтип Сhu-dō (中堂).
У главного зала храма Хокай-дзи
У главного зала храма Хокай-дзи
Храм Токусё
Храм Токусё (Tokusō Daigongen / 得宗大権現). Токусё - это титул, который носил Ходзё Такатоки (北条 高時), последний регент из клана Ходзё и, формально, последний глава клана. Как легко видеть по тории - синтоистский храм. Он был воздвигнут для упокоения ками Ходзё Такатоки, так как его душа возвратилась на это место и беспокоила оставшихся в живых после своей смерти. Впоследствии этот храм стали считать храмом упокоения душ всех погибших Ходзё. Не смотря на камышовую крышу это здание построено совсем недавно, в 1992 году, на месте сильно обветшалого старого здания.
Мемориал Такатоки
Мемориал Такатоки в храме Хокай-дзи
Фронтон главного зала храма Хокай-дзи
Фронтон главного зала храма Хокай-дзи. Под коньком и на торцах черепиц виден родовой знак (камон / 家紋 или монсё / 紋章) клана Ходзё – три треугольника «Митцу-уроко», толкуемый как «три дракона» и обозначающий «защищая императора».
Тории храма Камакура-гу
Тории храма Камакура-гу
Храм Камакура-гу
Храм Камакура-гу (Kamakura-gū / 鎌倉宮) построен по приказу Императора Мэйдзи (明治天皇) в 1869 году в часть духа Принца Мориёси (Moriyoshi / 護良親王), казнённого в Камакуре в 1335 году, сына Императора Го-Дайго. После падения клана Ходзё в 1333 году и восстановления власти императора начался короткий период, называемый "Реставрация Кэмму". Однако реальные победители Ходзё - кланы Асикага и Нитта это совсем не устраивало, так что начался период борьбы всех против всех, особенно учитывая, что сторонники Ходзё не могли полностью исчезнуть мгновенно. Попытку подавить военный переворот силой от имени императора предпринял Принц Мориёси, однако он потерпел неудачу и был пленён кланом Асикага. Его отослали в Камакуру, где распоряжался младший брат будущего первого сёгуна - Асикага Тодаёси (Ashikaga Tadayoshi / 足利 直義). Тодаёси приказал держать пленённого Принца Мориёси под домашним арестом на территории буддийского храма Токо-дзи, расположенного практически на этом месте, но в настояще время не существующего. За храмом располагается небольшая пещера (примерно 4х4х3 метра), считающаяся местом заточения принца, где он провёл почти 9 месяцев, однако исторических подтверждений этого утверждения нет, равно как и подтверждения того, что небольшая лужайка рядом с пещерой являлась местом обезглавливания принца, произошедшей после того, как сторонники свергнутых Ходзё на некоторое время захватили Камакуру в августе 1335 года, а Тодаёси бежал, но успел приказать казнить Мориёси. Однако уже через месяц Асикага Такаудзи без приказа Го-Дайго освободил Камакуру, проигнорировал приказ вернуться в Киото и фактически поднял военный мятеж. В феврале следующего года он разбил проимператорские войска под командованием своего недавнего сподвижника и победителя Ходзё - Нитта Ёсисады, что фактически стало началом 235-летнего правления сёгуната Асикага. Неудивительно, что после успеха реставрации Мэйдзи, фактически завершившейся в мае 1869 года поражением сёгуната и возвращением реальной власти императору, герою Реставрации Кэмму было уделено особое внимание, пусть и с более чем пятисотлетним опозданием. Тут можно обратить внимание на разницу европейского и азиатского менталитета – в Европе скорее внимание уделили бы могиле (а могила Принца Мориёси находится метрах в 500 отсюда). А здесь речь идёт о месте заточения, куда и возвращалась душа.
Храм Камакура-гу
Храм Камакура-гу
Район Никайдё
Район Никайдё (Nikaidō / 二階堂). На заднем плане видны тории храма Камакура-гу
Никайдё
Никайдё (Nikaidō / 二階堂). Это место соответствует восточной границе Ōkura Bakufu (大蔵幕府), то есть месторасположения первого Правительства сёгуна Минамото-но Ёритомо (源 頼朝), в центре которого в 1180 году и был построен дворец сёгуна. Сейчас там ничего не осталось, есть только памятный камень. Соответственно примерно здесь располагались особняки чиновников и самураев. Поверьте, такой особняк в Японии - это очень дорого и очень престижно, так что более чем восьмисотлетние традиции сохраняются.
Паутина проводов в Камакуре
Паутина проводов в Камакуре. Улица Каназава (金沢) в Камакуре, региональное шоссе 204.
Небольшое автомобильное отступление.
Японская парковка
Вот так выглядит японская парковка.
Японский паркомат
А так - паркомат. В общём то всё интуитивно понятно, тем более что подписи наиболее важных кнопок продублированы на английском.
Указатель в районе Нагоэ
Указатель в районе Нагоэ. Проход Сакадёгути (Shakadōguchi Pass / 釈迦堂口 切通), кратко – Shakadō, полностью - Shakadōguchi Kiridoshi (释迦堂口通道). Не относится к "семи проходам в Камакуру", так как соединяет два района внутри города, а не выводит наружу. С другой стороны этого прохода, неподалёку от места расположения фамильного храма клана Ходзё - Tōshō-ji (東勝寺), находятся искусственные гроты, в которых захоронены кости, обнаруженные на месте сгоревшего  храма после массового суппуку членов клана 22 мая 1333 года. Проход стал непроходимым весной 2010 года, когда после сильного ливня произошёл сильный обвал на противоположной стороне в районе Ōmachi (大町), до сих пор на там существует угроза камнепада, так что проход закрыт.
Река Намери
Река Намери (Nameri-gawa / 滑川). Длина реки - всего около 8 км, но у неё целых 6 различных названий в зависимости от участка: Kurumigawa (胡桃川), Namerigawa (滑川), Zazengawa (座禅川), Ebisudōgawa (夷堂川), Sumiurigawa (墨売川) и, наконец,  Enmagawa (閻魔川). Чаще всего используется название Намери (кандзи 川 читается как "гава" и означает "река") без учёта места, но часть реки на этом фото в любом случае называется Намери.
Река Намери
Формально под мостом Omidōbashi (大御堂橋), с которого сделано это фото, река Намери меняет своё название на Зазен (座禅), что можно перевести как «место медитации». Такое название эта часть реки получила в честь буддийского монаха Монгаку, жившего здесь.
А Монгаку – довольно известный персонаж японской литературы. Самурай Эндо Морито, живший в XII веке, влюбился в жену начальника дворцовой стражи, прекрасную леди Кеза. Та не захотела изменять своему мужу и согласилась стать любовницей Эндо при условии, что тот убъёт её мужа во сне. Сама же остригла свои длинные волосы и легла на место мужа. Эндо отрубил голову своему сопернику, как он считал, однако обнаружил свою ошибку и решил наказать себя, став под ледяной водопад зимой, пытаясь замёзнуть до смерти. Однако его спас полулегендарный буддийский монах Fudō Myō-ō, после чего Эндо стал буддийским монахом Монгаку и стал жить именно на этом месте. Весьма популярный сюжет в укиё-э (ukiyo-e / 浮世絵).
Храм Сугимотодэра
Храм Сугимотодэра (Sugimotodera / 杉本寺). На белых вертикальных флагах написано «Одиннадцатиголовая Сугимото Каннон». Вход платный, 200 йен (слева видна касса). В центре фото видны ворота Нио-мон (Nio-mon / 仁王門), в которых установлены две статуи небесных царей Нио (Deva King Nio / 仁王), охраняющих храм от вторжения дьявола.
Статуя Нио Статуя Нио
Статуи Нио. Рот правого Нио открыт, обозначая звук «а» (阿), то есть начало, рот левого Нио закрыт, обозначая звук «ум» (吽), то есть конец. Вместе эта комбинация имеет значение «от а до я» или «от альфа до омеги», то есть «от начала до конца». Вместе получается «Аум» (или, правильнее, «Ом» - изначальная мантра в буддизме, символ божественной троицы Брахмы, Вишну и Шивы). Считается, что эти статуи вырезаны из дерева в конце XII века, однако исторических подтверждений этого не имеется.
Лестница к храму Сугимотодэра
Лестница к храму Сугимотодэра закрыта, посетители должны подниматься по левой современной лестнице.
Храм Сугимотодэра
Храм Сугимотодэра
Главный зал храма Сугимотодэра
Главный зал храма Сугимотодэра (Sugimotodera / 杉本寺). Этот буддийский храм является самым старым храмом в Камакуре, предположительно он был основан в 734 году по приказу Императора Сёму, при котором государственной религией фактически стал буддизм, а на строительство буддийских храмов выделялись огромные средства. В 1189 году, вскоре после установления власти клана Минамото, храм сгорел, однако удалось спасти несколько священных статуй, включая статую одиннадцатиголовой Каннон, которые спрятали от огня за стволом большого кедра, росшего здесь. В результате новый храм, строившийся на выделенные Минамото средства, получил название Суги-мото-дэра (Суги (杉) - кедр, мото (本) - корень, дэра (寺) - храм). Кроме того, на средства Минамото в 1191 году была изготовлена другая статуя одиннадцатиголовой Каннон, основного объекта поклонения. Третья статуя, самая новая, была изготовлена в 1963 году. Главный зал, в том виде, в котором он существует сейчас, был восстановлен в 1677 году. Соломенная крыша обычно заменяется раз в 20 лет, предыдущая замена была в 2000 году.
Колокол храма Сугимотодэра
Колокол храма Сугимотодэра
Пятичастные ступы горинтё
Пятичастные ступы горинтё
Пятичастные ступы горинтё (gorintō / 五輪等). Можно назвать местом последней битвы Ходзё. В 1337 году, когда клан фактически прекратил свой существование, а клан Асикага фактически победил императора Го-дайго, последние оставшиеся в живых после временного успеха 1335 году и казни принца Мориёси, сторонники Ходзё предприняли ещё одну попытку захватить Камакуру. Позади церкви, со стороны Камакуры, находилась крепость, защищающая восточную дорогу в город, что превратило церковь в поле сражения, во время которого было убито более 300 самураев. Эти пятичестные ступы (к настоящему времени их сохранилось более 100) установлены в память этих жертв.
Тории за храмом Сугимотодэра
Тории за храмом Сугимотодэра
Камакура от храма Сугимотодэра
Камакура от храма Сугимотодэра
Вид на Фудзияму от храма Сугимотодэра
От храма Сугимотодэра тоже видна Фудзияма. Можно двигаться ещё дальше, но интереснее будет отправиться в Хасэ, проще всего - на автобусе.
                                 (Продолжение следует)
Tags: Камакура, Япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments