edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Путешествуя по Японии. Камакура — один из древнейших городов Японии (5 часть)...



Цуругаока Хатиман-гуПожалуй наиболее интересным объектом здесь является храм Цуругаока Хатиман-гу (Tsurugaoka Hachiman-gū / 鶴岡八幡宮)  На фото - одновременно и синтоистские ворота и буддийская башня. В том виде, в котором башня существует сейчас, она построена в 1828 году, хотя фигуры демонов изготовлены в 1624 году. Эти ворота - одно из наиболее ярких проявлений японского переплетения синтоизма и буддизма. Можно просто пройти через тоннель от храмов Кэнтё-дзи и Энно-дзи от Кита-Камакуры, но добраться проще всего от железнодорожной станции Камакура,
Железнодорожная станция КамакураЖелезнодорожная станция Камакура (JR Kamakura Station / JR 鎌倉駅). Отсюда уходят автобусы по всей Камакуре, расстояния здесь всё же есть, и желание воспользоваться автобусом возникает после второй или третьей достопримечательности. Хотя до храма Цуругаока Хатиман-гу проще всего пройти пешком. Более того, здесь две весьма примечательных улицы рядом со станцией.





улица Комати


Первая - узенькая торгово-ресторанная улица Комати (Komachi-dori / 小町通り), где можно закупаться сувенирами, можно поесть или просто понаблюдать. Вторая - улица Вакамия-одзи - является историческим объектом.

Тории на улице Вакамия-одзи
Тории на улице Вакамия-одзи (Wakamiya-ōji / 若宮大路), это – вторые (средние) тории храма Цуругаока Хатиман-гу (Tsurugaoka Hachiman-gū / 鶴岡八幡宮). Первые находятся почти на берегу залива Сагами, третьи – у самого храма. Общая длина Dankazura (дороги к храму) здесь получается примерно 1,5 километра, - свидетельство особой важности этого дзиндзя (синтоистского храма).
Улица Вакамия-одзи
Улица Вакамия-одзи
Улица Вакамия-одзи
Улица Вакамия-одзи
Улица Вакамия-одзи (Wakamiya-ōji / 若宮大路)
Дорога от вторых тории и до храма называется Dankazura, поднята примерно на полметра над уровнем земли, около 3 метров шириной и 460 метров в длину. По бокам растут более 300 вишен, в сезон цветения сакуры получается тоннель из цветов. Но это американская вишня, подарена в 1912 году тогдашней Первой Леди США Хелен Тафт Губернатору Токио. Этот бульвар был разбит Минамото-но Ёритомо (源頼朝), основателем и первым правителем сёгуната Камакура, когда его жена была беременна, но к тому моменту (1182) у него были только дочери, а возраст был уже 36 лет. Так как наследовали только мальчики, то это действительно был важный династический вопрос. Так что в добавление к храму (в свою очередь основанному в ознаменование победы клана Минамото) был разбит бульвар по образу и подобию главного бульвара в Киото - Miyako Oji.
Видимо, молились хорошо, так как родился мальчик, ставший впоследствии вторым сёгуном. Ну а бульвар с Данказура в середине стали называть Вакамия-одзи (Wakamiya-ōji / 若宮大路), то есть «бульвар молодого принца». В те времена этот бульвар выглядел совсем иначе, что подтверждено археологическими раскопками. Ширина была 33 метра, по краям с обеих сторон были рвы шириной 3 метра и глубиной 1,5 метра. Подъём уровня в середине начинался от первых тории, то есть общая длина была примерно 1,5 километра, но на участке от первых тории (на берегу) до вторых был срыт в 1878 году для облегчения движения транспорта. Тем не менее, история здесь почти ощутима, а весной ещё и потрясающе красиво.
Улица Вакамия-одзи
Это – третьи тории у храма Цуругаока Хатиман-гу, его видно на заднем плане.
Храм Цуругаока Хатиман-гу
Фактически территория храма начинается именно здесь. На переднем плане – «арочный мост» или «мост-барабан» (太鼓橋), закрыт для использования, для прохода используются ровные мосты справа и слева, Во времена сёгуната на этом месте было два моста, один - плоский, второй - арочный деревянный, выкрашенный красной краской. Сёгун единственный проходил к храму по арочному мосту, вся его свита пользовалась плоским. В то время мост назывался  Akabashi (Красный мост) и по нему мог пройти только сёгун.  Одновременно Акабаси - один из весьма влиятельных домов из клана Ходзё (北条氏 赤橋流). Мосты проходят над нешироким каналом, соединяющим искусственные пруды Хейке (Heike  / 平家池) и Гендзи (Genji / 源氏池), названных в честь кланов Тайра и Минамото.
Пруд Гендзи
Пруд Гендзи (Genji / 源氏池)
Искусственные пруды Хейке (Heike  / 平家池) и Гендзи (Genji / 源氏池) выкопаны по приказу Ходзё Масако (Hōjō Masako / 北条 政子), жены Минамото-но Ёритомо (源頼朝), основателя и первого правителя сёгуната Камакура. Их можно рассматривать как завершение бульвара Вакамия-одзи. Вместе эти пруды называются «Генпей», причём пруд "Ген" посвящён клану Минамото, а пруд "Пэй" - побеждённому им клану Тайра. Здесь речь идёт о японском произношении китайских иероглифов - 源 произносится как «ген», а氏 (фамильное имя) произносится как дзи. Восемьсот лет назад пруд "Ген" был засажен белыми лотосами, а пруд "Пэй" - красными, - это соответственно цвета кланов Минамото и Тайра, сейчас они уже перемешались, да и на фото их нет - зима. Далее, на пруде "Ген" - три небольших островка, а на пруде "Пэй" - четыре. Это тоже символ, ведь в японском "3" произносится как "сан", а "4" - как "си", звучание сходно со звучанием на японском слов "рождение" и "смерть". То есть пруды до сих пор являются зримым свидетельством падения клана Тайра и возвышения клана Минамото, который, в свою очередь, был побеждён императором Го-Дайго. Но уже через 5 лет император был низвергнут, к власти вернулись сёгуны, уже из клана Асикага, который, тем не менее, являлся боковой ветвью клана Минамото. В свою очередь, боковая ветвь клана Асикага продолжала править Камакурой и всей Восточной Японией вплоть до начала эпохи Эдо, причём эта ветвь Асикага существует до сих пор.
Храм Цуругаока Хатиман-гу
Это храм является самым важным синтоистским храмом в Камакуре, первоначально он был основан на побережье в 1063 году, тот храм существует до сих пор, короткое название - Мото Хатиман (Moto Hachiman / 元八幡), то есть "исходный" Хатиман, посвящён ками Хатиман (八幡神 Hachiman-jin или Yahata no kami), синкретическому синто-буддийскому богу-защитнику воинов. В синтоизме его связывают с императором Одзином (応神天皇), правившим Японией в конце IV - начале V веков. А поскольку Одзин являлся предком клана Минамото, то Хатиман становится ками-хранителем клана Минамото. Храм Мото Хатиман был построен по приказу Минамото-но Юриюси (源 頼義) в 1063 году в честь победы в войне Дзэнкунэн (Первой девятилетней войне), формально войне императора против восставшего самурайского клана Абэ, но приведшей к существенному увеличению влияния клана Минамото. После строительства храма в него была перенесена из храма Ивасимизу Хатиман-гу в Киото (основанного в 859 году) часть ками Хатиман. Неудивительно, что после победы над кланом Тайра и установления сёгуната Камакура Минамото-но Ёритомо (Minamoto no Yoritomo / 源 頼朝) в 1180 году приказал построить храм на этом месте, перенеся в него часть ками Хатиман из Мото Хатиман. Тот храм сгорел в 1191 году, после чего немедленно стали строить новый, который и можно видеть в Камакуре сейчас (естественно, с учётом многочисленных ремонтов и реконструкций). Это храм является одним из ярких примеров синто-буддийского синкретизма, смесь синтоизма с буддизмом, начинавшегося в VI веке с отождествления синтоистской богини Солнца Аматэрасу с буддой Махавайрочана. В эпоху Эдо храм называли Tsurugaoka Hachimangu Shrine Temple, на английском это смешение даже более наглядно - понятие shrine используется для обозначения синтоистского святилища (神社 / дзиндзя), а temple - буддийского храма (используется кандзи 寺, читается как тэра, дэра или дзи). В эпоху Эдо на территории Цуругаока Хатиман-гу находилось 33 буддийский храма и синтоистский храм фактически управлялся буддийскими монахами. Однако после реставрации Мэйдзи ситуация кардинально изменилась, и все буддийские храмы были разрушены, некоторые из них восстановлены только после Второй мировой войны.
Мосты над каналом
Мосты над каналом, соединяющим искусственные пруды Хейке (Heike  / 平家池) и Гендзи (Genji / 源氏池). Слева – каменный «арочный мост» или «мост-барабан». Ещё один плоский мост расположен симметрично от арочного с другой стороны.
Вход на самый большой из искусственных островов
Вход на самый большой из искусственных островов пруда Гендзи (Genji / 源氏池). Не смотря на тории, явный признак синтоизма, на острове располагался храм Hata-age Benzaiten (旗上弁財天社), посвящённый Бэндзайтэн (弁才天), иногда сокращается до Бэнтэн. Храмы, расположенные на небольших островках внутри водоемов, в подавляющем числе случаев посвящены именно Бэнтэн. Изначально Бэнтэн являлась индийской богиней Сарасвати (богиня рек) и попала в Японию как буддийское божество. В синтоизме превратилась в богиню воды и вошла в число семи богов счастья (七福神, единственная богиня, ещё шестеро - боги). Так как храм был буддийский, то после реставрации Мэйдзи в 1868 году и объявления синтоизма государственной религией, храм Hata-age Benzaiten был разрушен. Восстановлен в 1956 году. Белые (цвет клана Минамото) баннеры наглядно демонстрируют количество поклоняющихся, молящих об успехе в бизнесе. Кстати, главный храм, посвящённый Бэнтэн, расположено неподалёку от Камакуры, на острове Эносима, главной достопримечательностью которого является статуя обнажённой Бэнтен. Ну а сам остров являлся местом проведения олимпийской регаты токийской Олимпиады 1964 года.
Храм Цуругаока Хатиман-гу
Эти светильники называются торё (tōrō или  / 灯籠 или 灯篭), вернее будет сказать иси-дорё (ishi-dōrō / 石灯籠), то есть каменный светильник. Первоначально использовался в буддизме для обозначения пути к храму, но примерно с VIII-IX веков стал использоваться в синтоизме и даже в частных владениях, особенно в традиционном японском саде.
Цуругаока Хатиман-гу
Аллея Цуругаока Хатиман-гу
Чозуся
Чозуся (chōzuya /手水舎)
Павильон ритуального танца
Павильон ритуального танца (舞殿) воздвигнут в память о Сизука Гозен (Shizuka Gozen / 静御前) или Леди Сизука, одной из легендарных (но реальных женщин) японской истории, жизнеописание которой было ещё в эпосе "Повесть о доме Тайра" XIII века. Эта женщина упоминается в эпизодах, касающихся времени уже после победы Минамото и борьбе между основателем сёгуната Камакура и его первым правителем Минамото-но Ёритомо (源 頼朝) со своим младшим сводным братом Минамото-но Ёсицунэ (源 義経). Леди Сизука являлась любовницей и была беременна от Ёсицунэ в тот момент, когда старший брат исключил его из клана и организовывал покушения на него. Танец, вошедший в японскую средневековую прозу, произошёл на этом месте в 1186 году. Леди Сизука долго отказывалась танцевать перед Ёритомо, но его жена Масако уговорила станцевать самую знаменитую сирабёси (shirabyōshi / 白拍子) того времени. Русского термина просто не существует - это танцовщица для кугэ и самураев, переодетая мужчиной, исполняющая традиционные японские танцы. Во время танца леди Сизука пела песню о том, как сильно она любит изгнаннника Ёсицунэ. После танца Минамото-но Ёритомо распорядился убить ребёнка Ёритомо, если тот окажется мальчиком. Не смотря на мольбы леди Сизука чтобы ребёнком оказалась девочка родился мальчик, который и был немедленно убит во исполнение приказа правителя.
Где тут правда, а где вымесел более чем через 800 лет разобраться невозможно, но во время фестиваля в камакуре каждое второе воскресенье апреля на этом месте исполняется ритуальный танец сирабёси.
Цуругаока Хатиман-гу
Цуругаока Хатиман-гу
Колонны внутренних ворот
Колонны внутренних ворот. В буддизме здесь должны были бы быть статуи Небесных Царей, но вместо их видны статуи Высших Судей синтоизма, что ещё раз подчёркивает глубину переплетения буддизма с синтоизмом.
Здесь росло тысячелетнее дерево гингко
Здесь росло тысячелетнее дерево гингко, высота которого была более 30 метров, диаметр ствола составлял 1,5 метра. Дерево упало в ночь на 10 марта 2010 года после урагана.
Пень тысячелетнего дерева
Что осталось от второго старого дерева у храма.
Цуругаока Хатиман-гу
На этом фото приведено место убийства в 1219 году Минамото-но Санэтомо (Minamoto no Sanetomo / 源 実朝), третьего сёгуна Камакуры и последнего главы клана Минамото. Минамото-но Санэтомо  был вторым сыном Минамото-но Ёритомо, основателя Камакурского сёгуната и младшим братом второго сёгуна Камакурского сёгуната — Минамото-но Ёрииэ, второй сын которого Киё (Минамото-но Юсинари) и совершил убийство, проще говоря племянник убил дядю. Убийство произошло после того, как Минамото-но Санэтомо вышел из храма Цуругаока Хатиман-гу после службы, посвящённой его назначению на пост удайдзина (右大臣) - "Правого министра" (третьего по положению чиновника в тогдашнем Правительстве, выше его были только Высший государственный министр Дайдзё-дайдзин (太政大臣) и "Левый министр" садайдзин (左大臣).
По канонической версии в это время обязанности оруженосца выполнял Ходзё Ёситоки (сын тогдашнего регента Ходзё Токимаса и сам регент в будущем), однако перед церемонией он сказался больным и вернулся домой. После церемонии Минамото-но Санэтомо спускался вниз по этой лестнице, а его племянник Киё выскочил снизу, возможно он прятался именно за стволом гингко, от которого сейчас остался только пень, но упоминания об этом имеются только в гораздо более поздних источниках. Крикнув "Я бью врага моего отца!" племянник отрубил голову своему дяде, а затем и сопровождавшему того оруженосцу Накаакира. Затем Киё забрал отрубленную голову дяди и вернулся домой, попытавшись провозгласить себя сёгуном, заручившись поддержкой Ходзё Ёситоки, однако Ёситоки приказал отрубить голову уже Киё. После этого убийства власть фактически перешла в руки клана Ходзё, так как им удалось столкнуть друг с другом двух остававшихся на тот момент в живых наследников мужского пола линии Сэйва Гэндзи (Seiwa Genji / 清和源氏) клана Минамото, после чего Минамото уже не возвращались на столь высокий уровень правления. Более 100 лет после этого события Японией фактически правили Ходзё.
Храм Хокай-дзи
Проход к буддийскому храму Хокай-дзи (Hōkai-ji / 宝戒寺), полное название - Kinryūzan Shakuman-in Endon Hōkai-ji (金龍山釈満院円頓宝戒寺)
Храм Хокай-дзи
Храм Хокай-дзи часто называют сокращённо - Hagidera (萩寺), а иногда романтически - храмом леспедецы (кустарник, цветущий белыми и красными цветами).
                                                         (Продолжение следует)






Tags: Камакура, Япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments