edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Путешествуя по Японии. Конфуцианский храм Юсима Сейдо в Токио...

/Анатолий Булавин/.

Конфуцианский храм Юсима Сейдо (Yushima Seido), святыня основана сегуном Токугава Цунаёси, в эпоху Эдо здесь располагалась Академия Сёхэйко - первое в Японии высшее учебное заведение. Вокруг храма разбит парк с тихими уютными дорожками. На территории Юсима Сейдо находится статуя великого китайского философа Конфуция.


/видеоролик Анатолия Булавина/

Недалеко от конфуцианского храма расположен мост Хидзири-баси через реку Канда, на другой стороне моста - православный собор святого Николая или просто храм Николай-до.
[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]
Ранее Академия располагалась в парке Уэно, а в 1691 году она была перемещена в район Юсима. История Академия Сёхэйко следующая.
В начале XVII столетия в Стране восходящего солнца наступила эпоха Токугава или эпоха Эдо. Режим, установленный династией Токугава (1602-1867) имел своей целью создание и сохранение стабильного порядка, население страны в это время насчитывало 28 миллионов человек. Многие считают эпоху Токугава застойным периодом в экономической и политической сферах, но именно спокойное развитие Японии привело к росту населения, а также дало возможность проведения реформ. Бурный расцвет образования происходил в Японии именно в эти закрытые века, почти 300 лет страна оградила себя от войн и вторжения иностранцев. В это время возникло движение против закрытых традиционных семейных и буддистских школ. Быстрый рост городов и их влияние в сферах экономики и культуры оказали большое воздействие на развитие школьного образования и просвещения, духовенство больше не могло удержать прежней монополии на просвещение и на систему образования молодежи, обучавшейся в школах при буддийских монастырях и храмах. Официальной идеологией стало неоконфуцианство, то есть конфуцианство в интерпретации китайского мыслителя XII века Чжу Си. Моральные принципы конфуцианства регулировали общественные отношения. Провозглашалось, что основным для человека должно стать благо группы, а не личное. Чжусианство проповедовало нерушимость существующих порядков, строгую иерархию и подчинение в иерархии, то есть вертикаль власти (наш премьер, выходит, последователь Конфуция?). Крупнейшим чжусианским философом и основателем Академии Сёхэйко стал Хаяси Радзан (1583–1657), который пользовался расположением Токугава Иэясу (1542–1616), первого сёгуна новой эпохи. На гравюре слева художник Хиросигэ изобразил реку Кандагава, берущую свое начало в местности Мусаси и впадающую в реку Сумида-гава. Крутые склоны, между которыми протекала река, были искусственными, их соорудили для того, чтобы река не выходила из берегов. Справа видна верхняя ограда моста Сёхэибаси. На склоне Сёхэйдзака, за оградой располагалась территория Сэйдо, связанная с Конфуцием - основателем самой древней в истории государственной идеологии. В свою очередь, конфуцианство являлось официальной государственной идеологией, принятой военным правительством бакуфу. Слово "Сёхэй" - это японское произношение названия китайской местности, где родился Конфуций. На правом берегу Кандагава, за оградой находилась Академия Сёхэйко - крупное просветительское учреждение, где изучались разные направления конфуцианского учения.


Хаяси Радзан (1583–1657)
Основателем и первым ректором Академия Сёхэйко был Хаяси Радзан (Hayashi Razan,1583–1657) - мыслитель, законодатель и поэт раннего периода Эдо. Он был неоконфуцианцем, представителем школы чжусианства, служил первым четырём сёгунам сёгуната Токугава, был автором официальной неоконфуцианской доктрины раздела страны на сословия и одним из идеологов конфуцианского государственного синто. Его настоящее имя - Хаяси Нобукацу, а монашеское имя - Досюн. Хаяси Радзан, служивший при четырёх сёгунах, был автором указов 1624–1625 годов о самураях. В 1624 году Хаяси Радзан стал учителем третьего сёгуна Токугавы Иэмицу. С этого времени учёный мог влиять на государственные дела и превратился в одну из ключевых фигур страны. Токугавское правительство уделяло большое внимание подготовке высших чиновников. С этой целью советник сегуна Хаяси Радзан основал в Эдо Академию в 1633 году.
Сёгунат выделил для него большой земельный участок в местности Уэно Синобугаока площадью около 17 квадратных километров для частной школы.
Ученый построил эту школу и назвал её Сэнсэйдэн, школа была не только учебным заведением, но и единственным конфуцианским храмом в Восточной Японии. Эта частная конфуцианская школа была преобразована в Академию Сёхэйко, где готовили кадры для правительства. Хаяси Радзан стал ректором Академии, помимо государственных дел он занимался частным преподаванием конфуцианского канона в своей Академии. Здесь изучались конфуцианская философия, мировая литература, всеобщая и японская история, древняя японская проза и поэзия и другие общеобразовательные и специальные предметы. Обучение базировалось на господствующей идеологии чжусианства. В ней готовились конфуциански образованные чиновники, обязанные сдать выпускной экзамен, в зависимости от его результатов они получали назначение на соответствующую должность.

В 1657 году во время пожара сгорел дом Хаяси Радзана и доверенная ему сёгунская библиотека. Учёный спасся в своей усадьбе в Уэно, но не перенёс потерю книг и заболел. Через три дня он умер в возрасте 74 лет. Академия Сёхэйко в 1690 году была перенесена из территории современного парка Уэно в район Юсима, который был центром культуры и образования. Здесь по указанию сегуна Токугава Цунаёси был сооружен Конфуцианский храм Юсима Сейдо. Академия Сёхэйко привлекала многих талантливых людей, но она была закрыта в 1871 году после реставрации Мэйдзи, святыня временно поделилась своими помещениями с рядом различных учреждений, включая Министерство образования, Токийский национальный музей и предшественниками сегодняшних Цукуба университета и Отяномидзу университета. Академия Сёхэйко стала одной из составляющих будущего Токийского университета. Первоначально цветовая гамма Конфуцианского храма Юсима Сейдо была ярко-медного цвета, а сам храм сооружен в китайском стиле, но он был, по-видимому, сожжен в 1923 году во время Великого землетрясение в Токио. Современное существующее здание главного храма было реконструировано в 1935 году выдающимся архитектором Кута Ота. На территории храма Юсима Сейдо находится крупнейшая в мире статуя Конфуция, подаренная в 1975 году тайваньцами из Тайбэя. Есть также статуи четырех конфуцианских мудрецов. Сейчас этот конфуцианский храм, единственный в Токио, является Меккой для студентов, которые молятся за успех на экзаменах.



















Tags: Конфуцианский храм Юсима Сейдо, Токио, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments