edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Страница. истории. Броненосный крейсер "Дмитрий Донской" - последний герой Цусимы...


 «Дмитрий Донской» — российский океанский броненосный крейсер (полуброненосный фрегат), головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошёл осенью 1885 года. В течение двадцати лет после сдачи, крейсер исправно служил России в самых разных частях света. Трижды (в 1885-1887 гг., в 1891-1892 гг. и в 1895 г.) в составе отрядов кораблей в Средиземном море по мере своих сил способствовал он наиболее благополучному разрешению конфликтных ситуаций, связанных сначала с определением афганской границы, а затем — с действиями англичан в районе Дарданелл. С 1887 по 1889 гг., в 1892 г. и с 1896 по 1901 гг. «Дмитрий Донской» находился на вахте у дальневосточных рубежей страны. За это время корабль посетил практически все значимые порты той части света, исследовал еще плохо изученное побережье русского Приморья и даже принял участие в подавлении «восстания боксеров» на территории Китая. Помимо того, в 1893 году крейсер посетил Нью-Йорк, где вместе с кораблями «Генерал-Адмирал» и «Рында» прошел в строю морского парада, посвященном 400-летию открытия Америки Колумбом. В перерывах между плаваниями «Донской» проходил модернизации и ремонты. Так, например, в 1889 году МТК согласовал демонтаж его трех тяжеловесных мачты с последующей заменой на более легкие конструкции, не предполагающие использование парусного вооружения. Благодаря этому, крейсер удалось разгрузить более чем на 100 тонн.
В
Крейсер "Дмитрий Донской" во Владивостокском доке
1894-1895 гг. корабль прошел капитальный ремонт, в ходе которого была заменена его устаревшая главная артиллерия: вместо двух восьмидюймовых и четырнадцати шестидюймовых орудий были установлены шесть шестидюймовых и десять 120-мм пушек Канэ. Тогда же была произведена замена котлов «Донского» и переборка его машин. После возвращения с Дальнего Востока в 1902 году крейсер был фактически выведен из боевого состава флота и переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, для чего, в частности, часть 120-мм пушек на нем заменили на 75-мм. Год спустя «Дмитрий Донской» был включен в состав отряда адмирала Вирениуса, направленный для пополнения Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. Из-за частых поломок следовавших с отрядом миноносцев продвижение его было весьма неторопливым. Поэтому к началу Русско-Японской войны в январе 1904 года, отряду удалось добраться только до Красного моря, откуда он и был отозван обратно в Кронштадт. Впрочем, на Балтике крейсер задержался ненадолго и уже в октябре оставил ее вместе с остальными кораблями эскадры вице-адмирала З.П.Рожественского. В самой середине русско-японской войны крейсер направили на подкрепление, поддержать российских моряков, которые сражались на Дальнем Востоке. В 1904 году «Дмитрий Донской» (под командованием капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Лебедева) вошёл в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З. П. Рожественского 1и, проделав с эскадрой весь путь вокруг мыса Доброй Надежды, 14 мая 1905 года вступил в дневной бой в Корейском проливе в составе колонны крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. 13Согласно донесению контр-адмирала О.А.Энквиста, младшего флагмана — командующего крейсерами, сигналом командующего эскадрой «утром 14-ого… «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» получили приказание в бою охранять транспорты, первый слева, а второй справа». Таким образом, Зиновий Петрович Рожественский сильно ограничил возможности по маневрированию своих крейсеров, связав их с тихоходными транспортными судами.

Почти в самом начале боя на «Донском» вышла из строя рулевая машина, в связи с чем править пришлось на ручном штурвале, расположенном на заднем мостике корабля. Управление же машиной продолжало осуществляться с переднего мостика. Данное обстоятельство дополнительно усложняло условия маневрирования, и так затрудненные близостью к ним транспортных судов, которые, не считаясь с риском столкновения, в стремлении уйти из-под огня противника неоднократно нестройной кучей прорезали линию защищающих их крейсеров. Японская эскадра во всем превосходила российские устаревшие корабли. В Цусимском проливе они попросту были обречены. Дольше всех в Цусимском сражении сопротивлялся «Дмитрий Донской» (капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев). Этот старый броненосный крейсер, 1885 года постройки, в дневном бою 14 мая вел активную перестрелку с японскими крейсерами. В один из моментов боя «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» прикрыли собой лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. Отвечая, старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и вернувшая управление «Аврора», развив полную скорость, вышли из боя. Тихоходный «Дмитрий Донской» остался один, сумел избежать атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошёл во Владивосток. Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Дмитрий Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. Ночью с 14 на 15 мая он шел на север вместе с миноносцами «Бедовый» и «Грозный». Утром, у острова Дажелет в Японском море группу нагнал миноносец «Буйный», на котором находился раненый адмирал Рожественский и его штаб. Машины «Буйного» были в очень плохом состоянии, а сам он был перегружен спасенными с броненосца «Ослябя» людьми. Адмирал Рожественский со своим штабом перешли на «Бедовый» и, забрав с собой миноносец «Грозный», ушли по направлению к Владивостоку, оставив миноносец «Буйный» в очень тяжелом положении. Было решено пересадить всех людей с «Буйного» на крейсер, а миноносец затопить. Перегрузка длилась около 5 часов, после чего «Дмитрий Донской» сделал девять выстрелов по обречённому миноносцу.

Однако время было потеряно, и в 4 часа дня на горизонте появились 6 японских быстроходных крейсеров («Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отова», «Ниитака») и 4 миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. На офицерском совете крейсера один человек высказался за сдачу, остальные молчали, тогда командир корабля капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев
Капитан первого ранга Н.И.Лебедев
распустил совет и принял бой, решив сражаться до последнего, а затем разбить крейсер о скалы. На сигнал «Ваш флагман Небогатов уже сдался» с крейсера ответили огнём. Ведя бой на два борта «Дмитрий Донской» сражался до наступления темноты с чрезвычайным упорством, нанес повреждения нескольким японским крейсерам. Примерно через час после начала боя японцам удалось попасть в передний мостик крейсера, в результате чего погибли старший артиллерийский офицер П.Н.Дурново, младший штурманский офицер Н.М.Гирс и несколько нижних чинов. Также был смертельно ранен командир Н.И.Лебедев.

Увидев старшего офицера, он успел сказать:
— Принимайте командование, Константин Платонович. Крейсер не сдавать!
Командование крейсером принял старший офицер К.П.Блохин.

Желая во что бы то ни стало уничтожить упрямый русский корабль, японцы направили против него миноносцы, которым удалось пустить три или четыре торпеды, но ни одна из них не попала в цель. «Донской» же в ходе отражения минных атак был удачлив и, если верить, показаниям наших моряков, а также автору книги “The fleet that had to die” («Флот, который должен был погибнуть»), Ричарду Хоу, даже потопил один или два вражеских миноносца. Около полуночи избитый крейсер подошел к восточной оконечности острова Дажелет.
17
К тому моменту имевшие значительные течи котлы и сильно поврежденные дымовые трубы не позволяли развить ход больше пяти узлов. Боезапас был практически полностью израсходован. В близкие к ватерлинии пробоины захлестывала вода и потому, несмотря на непрерывную работу водоотливных насосов, не удавалось ликвидировать существенный крен корабля на один борт. Из команды крейсера 70 человек было убито и около 130 – ранено. Приняв во внимание все вышеперечисленное, Константин Платонович Блохин отказался от мысли продолжать плавание до Владивостока. Пораженные стойкостью русского корабля японцы направили на помощь адмиралу Уриу броненосный крейсер «Асама», но последний не успел принять участие в бою. С наступлением темноты артиллерийский бой прекратился.
«Дмитрий Донской» сумел подбить два вражеских крейсера («Нанива» и «Отава»), но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь не мог. За ночь на остров перевезли экипаж, команду «Буйного», спасенных с «Осляби» и смертельно раненого командира (через несколько дней он скончался в плену).  С рассветом старший офицер корабля К. П. Блохин отвёл крейсер от берега на полторы мили, открыл кингстоны и затопил на глубине не менее двухсот метров. В 9 часов 15 минут утра 16 мая «Дмитрий Донской» затонул, не спустив флага. На этом Цусимское сражение закончилось.

«Пораженный насмерть, напрягая последние силы, старый крейсер дотянул до спасительного, хоть и не своего берега, избавив от гибели тех, кто еще был жив на его борту. Выдержав бой, исчерпав силы, не спустив флага перед врагом и сохранив жизнь своему экипажу, корабль в высшей степени выполнил свое предназначение. Судьба такого корабля по справедливости может быть названа счастливой (Р.М.Мельников, «Крейсер I ранга «Дмитрий Донской»).

15 июля 2018 года в 9:50 по местному времени, южнокорейские поисковики компании Shinil Group нашли «Дмитрия Донского» в Японском море в 1,3 километра от острова Уллындо на глубине 434 метра. Корпус сильно пострадал от снарядов, корма почти разрушена, но борта и палуба хорошо сохранились. Было заявлено о намерении поднять крейсер. Ранее компания Don-A Construction заявляла об обнаружении затонувшего крейсера, однако не смогла поднять его и в 2001 году объявила банкротство. Кроме этого, по историческим слухам крейсер вёз золото для Российского тихоокеанского флота, что могло бы значительно повысить его ценность, хотя многие исследователи сомневаются в наличии золота на борту. Shinil Group называет вес золотого груза около 200 тонн. Российские специалисты скептически отнеслись к этим новостям, шансы невелики, что крейсер действительно мог перевозить такой ценный груз. Но все же, если на «Дмитрии Донском» будут найдены сокровища, они будут распределены среди нескольких стран.
В ближайшем будущем корабль планируют поднять, и это событие сразу определит, чье предположение было верным. Но для России и ее граждан важнее всего – это память о русских моряках и их подвигах, она дороже любого золота...
Имя «Дмитрий Донской» — знаковое для истории отечественного флота. В разные эпохи его носили парусные линейные корабли, винтовой паровой фрегат и недостроенный крейсер проекта 68-бис. Вне всяких сомнений, самую интересную и славную историю службы имеет полуброненосный крейсер «Дмитрий Донской». На сегодняшний день в списках ВМФ также есть корабль, несущий на борту имя великого князя, — тяжелый атомный подводный крейсер проекта 941 «Акула».


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments