edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Страница истории. Боевые корабли перед русско-японской войной...

Боевые корабли перед русско-японской войнойВ начале XX в. военное кораблестроение развивалось бурными темпами. В это время на смену батарейным броненосцам пришли эскадренные броненосцы. Важнейшим нововведением на кораблях данного типа стало оснащение башенной артиллерией главного калибра, хотя по инерции сохранялась размещаемая по борту артиллерия среднего и малого калибра. Считалось, что она будет эффективна при отражении атак миноносцев и для повреждения слабо бронированных частей вражеского броненосца. Башня артиллерии главного калибра на броненосцах времен русско-японской войны была сложным техническим сооружением. Устройство такой башни представлено на рис.1.
Рис.1. Устройство башни артиллерии главного калибра русского броненосца "Ретвизан" времен русско-японской войны.
Twin 305 mm Gun Turret – башня с двумя орудиями калибра 305 мм; The 12 inch/ 40 caliber M1892  gun was effective out to approximately 10, 000 yards – орудие M1892 калибром 12 дюймов и длиной ствола 40 калибров имело эффективную дальность стрельбы около 9000 м; 1. Armored door – броневая дверь; 2. Armored commander’s cupola – броневой колпак командира башни; 3. Breech – затвор орудия; 4. Gun layer’s cupola – броневой колпак наводчика; 5. Muzzle sight – мушка; 6. Pinion for cannons – цапфы; 7. Electrical controls for gun laying – электроприводы систем наведения орудий; 8. Turret rotation gear – ролик системы вращения башни; 9. Handwheel for turret rotation – штурвал ручного вращения башни; 10. Battery charger – зарядник в нижнем положении; 11. Electrical controls for ammunition feed – электропривод системы подачи боеприпасов; 12. Armored barbettes – броневые барбеты.
[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть дальше...]

Управление башней главного калибра

Командир башни получал вычисленную дистанцию до цели от артиллерийского офицера на мостике посредством системы электрических циферблатов, установленных в башне. Если артиллерийский офицер устанавливал свой циферблат на 5000 ярдов, то эти данные мгновенно передавались командирам башен, и их циферблаты также устанавливались на эту дистанцию. Пеленг и азимут главной артиллерийской батареи тогда устанавливался вручную или с помощью электроприборов. Пороховые заряды и снаряд поднимались электрической тележкой из трюма, укладывались на специальный лоток и затем подавались в ствол орудия. Процедура зарядки орудий главного калибра русских броненосцев шла на 30-60 сек. медленнее, чем на японских кораблях. Но с учетом ограниченного боезапаса к орудиям главного калибра это едва ли сильно сказывалось в ходе долговременного сражения. Затем производился выстрел из орудий с помощью электропереключателя на японских кораблях и с помощью шнура на русских кораблях.
Рис.2. Гордость японского флота броненосец "Mikasa" в английском сухом доке в 1902 г. Заказанный в 1896 г. броненосец "Mikasa" класса "Majestic" служил в качестве флагманского корабля адмирала Того в ходе русско-японской войны.
Военно-морские флоты в период 1888–1905 гг. прошли переоснащение, поскольку появились первые эскадренные броненосцы, позже составившие класс линейных кораблей и заменившие корабли прежних поколений. Новые технические решения в области корабельной артиллерии, броневой защиты, взрывчатых веществ, связи и управления боем произвели поистине революционные изменения. Теперь и Япония, и Россия основали свою военно-морскую мощь на линейных кораблях с двенадцатидюймовыми орудиями главного калибра в основном британской и французской постройки. Обе стороны готовили свои флоты к войне, и в период быстрых технических изменений легко было совершить ошибки, которые бы дорого стоили на поле боя. В ходе войны за преобладание на море в 1904–1905 гг. это было первое и последнее столкновение примерно равных по силам броненосцев до появления подводных лодок и боевой авиации.
Рис. 3. Русские броненосцы "Сисой Великий" (на переднем плане) и "Наварин" (на заднем), участники Цусимского сражения, решившего исход русско-японской войны.
При разработке концепции линейного корабля в период между 1873  и 1895 гг.  были решены три основных проблемы, без решения которых концепция не могла быть реализована.
1. Была разработана конструкция башенной артиллерии на поворотных барбетах, при этом необходимо было в каждом конкретном случае решать сопутствующие вопросы – орудия какого калибра размещать в башнях, и какой должен быть объем боезапаса.
2. Нужно было определять, какой должна быть схема размещения артиллерии на борту броненосца и схема оптимального размещения броневой защиты на корпусе корабля.
3. Необходимо было решать вопрос выбора максимальной скорости хода броненосца и дальности автономного плавания.
Первые броненосцы имели ограниченное количество артиллерии и медленно заряжающиеся орудия главного калибра, а значит и малую скорострельность. На броненосцах ранней постройки башни были слишком большого веса, и проектировщикам приходилось утапливать башни в корпус броненосца, чтобы повысить остойчивость. Изобретение поворотных барбетов уменьшило вес башни и позволило размещать их выше без потери мореходности и остойчивости корабля. На раннем этапе развития броненосцев снаряды гладкоствольных орудий не могли пробить даже однослойную броню.  Но в 1863 г. В Великобритании был разработан вариант бронебойного снаряда, получивший обозначение "Palliser", пробивавший броню толщиной до 10 дюймов. Хотя появление в 1870-х гг. многослойной брони снизило уязвимость броненосцев от попадания бронебойных снарядов противника, это привело в свою очередь к появлению артиллерии больших калибров и большей огневой мощи. Французские ученые разработали новое взрывчатое вещество известное как мелинит и бездымный порох. Британия приобрела патенты на оба изобретения и усовершенствовала их в 1889 г.  Единственной проблемой, которую старались решить инженеры всех военно-морских держав было повышение скорострельности артиллерии главного калибра. Таким было состояние флотов, использующих в той или иной мере эти достижения инженерной мысли перед войной 1904-1905 гг. 
Рис. 4. Русский броненосец французской постройки "Цесаревич" на ходовых испытаниях в Тулоне в 1903 г. Это был для своего времени один из самых современных броненосцев с сужающимися кверху обводами корпуса,  поясом из броневых плит, бронепалубами и вспомогательной артиллерией в виде башен со спаренными орудиями. 
Рис. 5. Вид сбоку и вид сверху броненосца "Бородино".

Броненосец "Бородино" - характеристики

Водоизмещение - 14181 т
Длина общая - 121 м
Ширина - 23,2 м
Осадка - 8,24-8,9 м
Энергетическая установка: 20 котлов Бельвиля, две 4-х цилиндровые главные паровые машины двойного действия тройного расширения суммарной мощностью 16 300 л. с.
Максимальная скорость 17,5 узл
Нормальный запас угля 787 т/полный запас угля 1 235 т
Дальность плавания 10-узловым ходом с нормальным запасом угля - 2 370 морских миль
Экипаж - 866 человек                                           

Вооружение:
4 x 305/40 мм орудия (боезапас 240 выстрелов) со скорострельностью 1 выстрел в 90 секунд
12 x 152/45 мм орудий (боезапас 2 160 выстрелов)
20 x 75/50 мм орудий (боезапас 26 000 выстрелов)
20 x 47/43 мм орудий
2 x 37/23 мм орудий
4 x 7,62 мм пулемета
4 x 381 мм торпедных аппарата

Стоимость постройки: 14,57 млн руб.
Рис. 6. Вид сбоку и сверху броненосца Mikasa, флагмана японского флота.
Броненосец "Mikasa" - характеристики
Водоизмещение - 15 140 т
Длина общая - 131,7 м
Ширина - 23,2 м
Осадка - 8,28 м
Энергетическая установка: 25 котлов Бельвиля, две 3-х цилиндровые главные паровые машины двойного действия тройного расширения суммарной мощностью 15 000 л. с.
Максимальная скорость - 18 узл.
Нормальный запас угля 700 т/полный запас угля 1 521 т
Дальность плавания 10-узловым ходом с нормальным запасом угля 7 000 морских миль
Экипаж - 830 человек
                                 
Вооружение:
4 x 305/40 мм орудия (боезапас 240 выстрелов) со скорострельностью 1 выстрел в 60 секунд
14 x 152/40 мм орудий (боезапас 2 800 выстрелов)
20 x 75 мм орудий (боезапас 3 000 выстрелов)
4 x 47/43 мм орудий (боезапас 6 000 выстрелов)
4 x 450 мм торпедных аппарата
                                     
Стоимость постройки - 8,8 млн йен
После русско-японской войны появление подводных лодок и военной авиации изменило расстановку сил на море, снизило до определенной степени роль надводных боевых кораблей и предъявило к ним новые, особые требования.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments