edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Японские гравюры укиё-э - картины изменчивого мира...

Укиё-э (яп. 浮世絵, картины изменчивого мира) - возникшее в период Эдо направление в японском изобразительном искусстве, представленное гравюрами, отпечатанными с деревянных досок (ксилография).
Слово "э" означает "картина", "изображение".
Термин «укиё» заимствованный из буддийской философии, буквально переводится как «мир скорби» или "бренный, быстротекущий мир", и обозначает одну из буддийских категорий - иллюзорность бытия, бренность, быстротечность человеческой жизни, мир страданий, горестей, болезней и смерти. С ХVII в. слово укиё приобрело новый смысл и стало означать  мир земных радостей, любви и наслаждений. А далее "современный" и даже "модный". Появилось множество новых понятий: укиё-дзоси - современный роман, укиё-комон - модный узор кимоно, укиё-сугата - модный облик, укиё-э — картины повседневной жизни.
Техника ксилографии появилась в Японии ещё в период Хэйан (794–1185) вместе с распространением буддизма, и вначале использовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текста сутр.
Возникновение стиля укиё-э было обусловлено бурным ростом городов в начале периода Эдо (1603-1867), появлением класса тёнин, состоящим из третьего и четвертого сословия -купцов и ремесленников, и как следствие, развитием городской культуры.
Периоду Эдо в Японии предшествовало длительная эпоха междоусобных войн (со второй половины XV до начала XVII века), завершившиеся победой Токугава Иэясу в битве при Сэкигахаре (1600 г.) и установлением сёгуната Токугава. В стране наступил мир  и политическая стабильность.
[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]
Хотя номинально столицей оставался Киото, где жил император, реальным политическим и культурным центром стал Эдо (современный Токио) - резиденция сёгуна. Быстрорастущее население новой столицы быстро превысило по численности население Киото и Осака. К середине XVII здесь проживало около одного миллиона человек. Рост городов привел к образованию третьего сословия - купцов, ростовщиков, которые хотя и стояли на самой низкой ступени социальной лестницы, после самураев, ремесленников и крестьян, сосредоточили в своих руках огромный капитал и финансовую мощь, и фактически управляли экономической жизнью страны.
При этом общество развивалось в условиях жесткой регламентации, которая затрагивала все сословия. Пытаясь утвердить свое превосходство над богатеющей буржуазией , сёгун выпустил множество законов с предписанными нормами  поведения в еде, одежде, передвижении, архитектуре и во многом другом. Никаких политических прав, возможности участвовать в управлении страной и свободой действий вне коммерческой деятельности у тёнин не было.  У купцов и ремесленников оставалось лишь несколько отдушин, позволявших тратить на них капиталы, чтобы хоть чуть-чуть украсить свою жизнь: театр Кабуки, соревнования борцов-сумоитов, визиты в "веселые кварталы", как в то время назывались огражденные стенами районы публичных домов. Тёнин были вынуждены искать собственные формы самовыражения, в результате наиболее ярким явлением этого периода стала городская культура. В изобразительном искусстве самой характерной ее формой стала гравюра укиё-э, в драматургии - театр Кабуки, в литературе - новый прозаический жанр - укиё-дзоси ("повести из нашей жизни"), в поэзии - хайку. Полнокровное изображение жизни города во всем многообразии типов и характеров - основная черта искусства этой эпохи.
Круг интересов городского искусства был достаточно широк, но любые его проявления, в том числе и гравюра укиё-э, обладали двумя важными качествами - развлекательностью и информативностью. Жизнь горожан протекала по своим законам, они имели свой язык, свои праздники, обычаи. Гравюра в этих условиях играла роль своеобразного средства массовой информации, повествуя о событиях в жизни столицы, моде, знатных особах, о представлениях и актерах театра Кабуки, гейшах и куртизанках из "веселых кварталов". Это определило направление развития жанров укиё-э: бидзин-га - изображения красивых женщин "веселых кварталов", якуся-э - изображения актеров театра Кабуки, муся-э - изображения воинов, последним оформился жанр фукэй-га - пейзаж.
Первоначально гравюра укие-э существовала в форме иллюстраций к ксилографическим книгам, издававшимся массовым тиражом. Текст и иллюстрации в этих изданиях печатались черным цветом.
Выделение гравюры в отдельный вид искусства относят ко второй половине XVII века. Отцом японской гравюры считается Хисикава Моронобу (1618-1694), хотя некоторые исследователи прародителем этого жанра называют Матабэй Иваса (1578-1650), который первым обратился к изображениям сцен из современной жизни и стал показывать многообразие человеческих чувств и отношений. Но Моронобу первым начал подписывать свои работы, то есть относится к ним как к произведениям высокого искусства, и выпускать гравюры на отдельных листах - итимаиэ. Работая в начале расцвета городской культуры, период Гэнроку (1688-1704), художник подарил своему народу доступную и дешевую гравюру, заменившую горожанам дорогостоящую живопись.
До середины  XVIII века гравюры были черно-белыми (сумидзури-э) и печатались с одной доски, так называемого ключевого блока, передававшего только линейные контурные изображения. Вскоре контурный рисунок начали подкрашивать от руки одним, а позже двумя-тремя цветами.
Ранние гравюры в первой половине раскрашивались от руки киноварью и назывались тан-э, из-за преобладания красного цвета, хотя желтый и светло-зеленый цвета тоже встречались, эти гравюры были в основном большого размера (57х32см). Наиболее популярные сюжеты в то время - изображения красавиц-куртизанок из Ёсивара и актеров театра Кабуки. Позднее размеры гравюр стали уменьшаться (31х16см). Листы подкрашивались тёмно-красной краской (бэни-э) или оттенялись черной плотной краской, что создавало эффект покрытия черным лаком (уруси-э).
Первые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури-э) появились в середине XVIII в. Революцию в укиё-э произвел выдающийся мастер Судзуки Харунобу (1725-1770), впервые в 1764 году применивший технику полихромной цветной печати, позволившей в 1765 начать массовую печать многоцветных гравюр, получивших название "парчовые картины" (нисики-э).
Для создания укиё-э требовалось три человека: художник, резчик и печатник. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску продольного распила и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму. Рисунок при этом уничтожался. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Конец XVIII - начало  XIX века считается "золотым веком" укиё-э. Она заменяла в небогатых домах дорогостоящую живопись, использовалась для иллюстрирования книг, печати календарей, театральных афиш, реклам и поздравительных текстов и открыток.  В эти года творили такие мастера, как Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (годы творчества 1794-1795), Кубо Сюнман (1757-1820) и другие, принесшие гравюре большую популярность и всеобщее признание. в это время дебютировал Утагава Тоёкуни (1769-1801), ведущий мастер первой половины XIX века. Первое тридцатилетие XIX века стало эпохой наиболее массового распространения укиё-э, в это время в во многих городах (Эдо, Киото, Осака, Нагоя) работали сотни художников, создавших десятки тысяч гравюр. Одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж, непревзойденным мастером которого считается Кацусика Хокусай(1760-1849). Такие серии гравюр, как "36 видов Фудзи" и пятнадцатитомный труд "Хокусай манга", принесли ему мировую славу.
Другим выдающимся мастером пейзажа является Андо Хиросигэ (1798-1861), создавший свою собственную манеру, считающуюся наиболее близкой к традиционному японскому взгляду на свою природу и землю.
Во второй половине XIX  века, после революции Мэйдзи работало несколько талантливых художников, продолжавших традиции мастеров прошлого, но постепенно укиё-э выходит из моды заменяясь фотографией.
В самой Японии гравюры долгое время считались "низким" жанром, поэтому огромное количество работ было утеряно. В Европе японские гравюры вошли в моду, коллекционеры и любители искусства стали закупать их в большом количестве. Эстетика укиё-э оказала огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников, как Эдгар Дэга, Клод Моне, Винсент Ван Гог, а через импрессионизм и на всю европейскую живопись конца XIX - начала XX века.
Tags: Япония, гравюры укиё-э
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments