edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Три обезьяны Самбики-сару воплощение идеи «невидения», «неслышания» и «неговорения» зла...

Три обезьяны называются Самбики-сару, это благожелательный и охранительный символ. Их изображение пришло в Страну восходящего солнца из Индии через китайских буддийских миссионеров. Три священные обезьяны - воплощение идеи «невидения» (мидзару), «неслышания» (кикадзару) и «неговорения» (ивадзару) зла, буддийский символ отрешённости от неистинного, идея недеяния зла. Они являются спутниками голуболицего бога Ваджраякши (Семэн-Конго), в функции которого входила защита людей от духов, болезней и злых демонов. Фигурки самбики-сару символизируют соблюдение моральной и этической добропорядочности, чистоплотности. Такие фигурки можно дарить людям, стремящимся сохранять свои белые одежды в нашем противоречивом и несовершенном мире. Эти забавные обезьянки весьма часто встречаются в Японии и символизируют отречение от зла - если я не вижу зла , не слышу о зле и ничего не говорю о нем, то я защищен от него.Сюжет Трех обезьян был весьма популярен среди японских мастеров нэцкэ, каждая из обезьян закрывает лапками либо рот, либо уши, либо глаза. В Японии он связан с главным синтоистским святилищем японцев - храмом Тосёгу. Он находится в городе Никко и является мавзолеем сёгуна Иэясу Токугавы (1543-1616). Захватив власть в стране, он прекратил кровавые феодальные междоусобицы, которые до того времени терзали Японию. После его смерти великолепный мавзолей, строительство которого длилось с ноября 1634 по апрель 1636 года, стал своеобразным символом подчинения центральной власти. Непомерные расходы по строительству храма настолько ослабили финансовые возможности местных феодалов, что они уже не могли строить козни против института сёгуната.

[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть дальше...]

В состав Тосёгу входит небольшое, но великолепно декорированное здание Священной конюшни. В ней в свое время содержалась лошадь, на которой, согласно синтоистским верованиям, ездили сами боги. В средневековой Японии своеобразным духом-хранителем лошадей считалась обезьяна. Поэтому стены Священной конюшни покрыты ажурной резьбой по дереву, главными сюжетами которой являются фигурки обезьян. Одна из центральных панелей изображает трех обезьян, демонстрирующих своими позами неприятие зла. Эти полуметровые фигуры широко известны по всей Японии как «три обезьяны из Никко».
По-японски фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мизару, киказару, ивазару». Японское слово же «обезьяна» звучит сходно с окончанием каждого из этих трех глаголов - «зару» или «дзару». Поэтому изображение обезьян, иллюстрирующих буддийскую идею неприятия зла, является в японской иконографии следствием своеобразной игры слов. Эту тему мастера нэцкэ часто отражали в своих произведениях.

        Японские макаки в естественных позах «не вижу — не слышу — не говорю»
                         Три обезьяны из Никко

Никко — один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Он расположен  в 140 км к северу от Токио. Отношение японцев к Никко можно оценить по поговорке «не говори кэкко (яп. замечательно), пока не увидел Никко». А са́мой известной достопримечательностью замечательного Никко служит синтоистское святилище Тосёгу, включенное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и в Национальные сокровища Японии. Тосёгу  — комплекс сооружений, украшенных богатой выразительной деревянной резьбой. Второстепенное хозяйственное здание комплекса — конюшня — стала всемирно известной, благодаря вырезанным на ней трем обезьянам.

Конюшня святилища Тосёгу, Никко, Япония
Конюшня святилища Тосёгу, Никко, Япония
Резное панно с изображение трех обезьян
Резное панно с изображение трех обезьян

Помимо всеобщей известности обезьяны из Никко могут дать нам точную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция. Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен.


/Фотосессия Никко от Анатолия Булавина/
Tags: Самбики-сару, Япония, три обезьяны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments