edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Японский губной орган из семнадцати бамбуковых трубок - "Сё"...

Сё - японский духовой язычковый музыкальный инструмент, представляющий собой пучок из семнадцати бамбуковых трубок различной длины, вмонтированных в чашеобразный корпус с мундштуком. Две трубки глухие, остальные снабжены маленькими металлическими язычками, которые при закрытии пальцевых отверстий вибрируют под давлением потока вдуваемого воздуха. Инструмент воспроизводит один звук или, чаще всего, созвучия из пяти-шести звуков. В Японии этот музыкальный инструмент появился благодаря заимствованию из Китая и Кореи придворного церемониального оркестра гагаку около полутора тысяч лет назад. Сейчас гагаку исполняют во время официальных завтраков, ужинов и публичных приемов в Императорском дворце в Токио - резиденции японского императора. Эта музыка - неотъемлемая часть синтоистских ритуалов, в которых принимает участие император Акихито. Чтобы обучиться этому искусству, требуется примерно семь лет. Музыкант должен уметь играть в абсолютной темноте, некоторые дворцовые церемонии проходят ночью. Роль сё в музыке гагаку чрезвычайно важна. Считается, что именно он обеспечивает созвучность оркестра гармонии космоса. Чёткое воспроизведение канонического набора звуков, своевременная смена гармоний, работа дыхания и правильная постановка пальцев – неукоснительные требования к исполнителю на сё. Для улучшения звучности инструмента, он должен периодически разогреваться на специальных плитках, постоянно находящихся рядом с музыкантом.


[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]

Считается, что прародителем японского сё является китайский шэн, который иногда называют губной гармоникой. Он обычно играет по крайней мере на октаву выше, чем китайский аналог. Шэн приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу, так как его часто использовали в качестве аккомпанементного инструмента для придворных певцов и танцоров. В дальнейшем он нашел свой путь среди простой публики и превратился в обыкновенный инструмент для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий. Вероятно, он является прототипом для изобретения европейского аккордеона. Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозной вариативностью, обладает чистым и четким звучанием в высоких тонах, изяществом в средних и низких, является неотъемлемой составляющей фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов. Среди всех традиционных китайских музыкальных инструментов, лишь только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами для гармонизации тембра и обогащения звучания оркестра.

Шэн попал из Китая на Японский архипелаг в период Нара (710 - 794). Японский сё обычно меньше по размеру, чем его китайский родственник. Он состоит из 17 тонких бамбуковых труб. Две трубы молчат, хотя исследования показали, что они использовались во время периода Хэйан. Звук инструмента, как говорят, имитирует призыв феникса, именно по этой причине молчат две трубы сё, считается, что это эстетический элемент, два симметричных крыла феникса. Сё был впервые использован в качестве сольного инструмента для современной музыки японским исполнителем Маюми Мията. Начиная с середины 20-го века многие японские композиторы создали музыку для сё как соло, так и в комбинации с другими японскими и западными инструментами. Сё - очень дорогой инструмент для покупки, так как трубы, как правило, изготовлены из почерневшего столетнего бамбука, который был частью соломенной крыши, прямо над кухней, в традиционном японском доме. Эти дома сейчас являются редкими.
Самурай играет на сё, свиток, живопись на шелке
                                                                       Художник Мёда Сейсон (Maeda Seison, 1885-1977)
Китаец, играющий на шэн
Китаец играет на шэн и летит на аисте (цапле?)
Китайский исполнитель
Японский исполнитель

В синтоистском храме   

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments