edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Уроки истории. Цусимский инцидент или истоки Русско-японской войны...


Цусима - японский остров, расположенный на полпути между Кюсю и Южной Кореей. Остров имеет 130 км (80 миль) в длину и 15-20 км (9-13 миль) в ширину, рельеф холмистый или гористый в большинстве районов. На востоке Цусима отделена от остальной Японии Цусимским проливом, а на западе она отделена от Кореи Корейским проливом. Осенью 1860 года начался очередной виток российской экспансии в Азии, под давлением России Китай отдал ей все восточное побережье Маньчжурии, от Амура до реки Ялу. Эта территория получила название Приморье. На следующий год русские высадились на японском острове Цусима и попытались оккупировать эту территорию. Эти действия получили название Цусимский инцидент и стали истоками Русско-японской войны, случившейся через пол века.

[Нажмите, чтобы прочитать дальше об истоках Русско-японской войны...]

Петропавловский порт XIX века
На протяжении многих столетий геополитически Русское царство, а затем и Российская империя стремились на Восток. Именно там шло приращение обширнейших территорий с крайне редким населением, но богатых пушниной - соболями, речными бобрами, куницами, песцами, каланом. Пушнина была главным русским экспортным товаром, она вывозилась за границу на протяжении многих столетий. Русские колонизаторы - промысловые люди, вольные казаки, царские воеводы, шагнув за Урал, через сибирские просторы уходили все дальше на Восток, уже в 1647 году был основан на берегу Тихого океана портовый город Охотск. Присоединив к метрополии колониальные земли Восточной Сибири и Дальнего Востока, российская империя с трудом могла их удержать. Огромное расстояние между европейской Россией, где был сосредоточен экономический потенциал страны, и малоосвоенным Востоком сделало практически невозможным содержание здесь значительных сухопутных сил. В условиях, когда можно было потерять присоединенные в XVII - XIX веках земли, был единственный шанс сохранить их во владении российской короны, это создать в Тихоокеанском регионе военно-морскую группировку, которая стала бы основой русского дальневосточного могущества. Военно-морские силы России на Тихом океане стали главным орудием колониальной внешней политики.

                                            Ново-Архангельск, современная Ситка, США
Русский Тихоокеанский флот базировался на дальневосточном побережья Сибири и Америки в Охотском, Ново-Архангельском и Петропавловском портах, все эти порты зимой покрывались льдом и флот фактически был в них заперт. Приобретение Приамурья и Приморья предоставило русскому флоту ряд великолепных гаваней, в том числе бухту Золотой Рог, где был основан Владивосток, будущая главная дальневосточная военно-морская база России. Но порт во Владивостоке тоже замерзал на несколько месяцев. Для реализации внешнеполитических устремлении России на Тихом океане встала проблема приобретения Россией незамерзающего военного порта на Дальнем Востоке.

Евфимий Путятин в Нагасаки в 1853 году
Долгое время цари и их министры мечтали о незамерзающих портах в теплых морях, где корабли могли бы разгружаться и стоять в доках в любое время года. Найти такой порт можно было только на чужой территории, взоры русских колонистов обратились в сторону Маньчжурии, Кореи и Японии. В 1852 году в Петербурге был создан "Особый комитет для обсуждения основных вопросов политики России на Тихом океане", который фактически просуществовал вплоть до русско-японской войны. Первым шагом этого комитета была отправка на Дальний Восток военно-дипломатической миссии адмирала Евфимия Путятина (1803 - 1883), которому в 1855 году удалось подписать первый договор с Японией - Симодский трактат. Согласно этому договору Симода, Хакодате и Нагасаки открывались для захода русских кораблей. В 1858 году для нужд русского флота арендуется участок побережья Нагасакской бухты. Япония стала первой страной, незамерзающими портами которой можно было воспользоваться русскому флоту, а Нагасаки мог стать в перспективе российской военно-морской базой на Дальнем Востоке. Но после переброски на Дальний Восток балтийских эскадр мощь русского Тихоокеанского флота значительно возрастала, Россия мечтала о первоклассной военно-морской базе, небольшой участке суши в Нагасаки не устраивал.

Слева направо - Александр II, Константин Романов и Александр Горчаков.
Именно они приняли решение об аннексии Цусимы
В этих условиях мысли генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича были направлены на остров Цусима, князь пожелал прибрать к рукам этот важнейший стратегический пункт, настаивая на необходимости строительства военно-морской базы именно на этом острове. На этот же остров неоднократно указывал и командующий русской эскадрой в Тихом океане контр-адмирал Иван Лихачев. Имея здесь военно-морскую базу, Россия получала бы не просто незамерзающую гавань, но могла бы держать под угрозой мгновенного удара любую горячую точку в этом регионе. Но Цусима принадлежала Японии, поэтому осторожный глава внешнеполитического ведомства России Александр Горчаков не счел возможным выступить с правительственной инициативой строительства на Цусиме незамерзающего порта. Тогда Александр II, его брат Константин Николаевич и Александр Горчаков келейно поручили решить эту проблему адмиралу Ивану Лихачеву недипломатическим путем.



Александр II (1818 - 1881) - российский император, вошёл в русскую историю как выдающийся реформатор, за что и был убит русскими террористами из организации "Народная воля"
Константин Романов (1827 - 1892) - великий князь, генерал-адмирал, брат Александра II, одна из самых ярких и противоречивых личностей фамилии Романовых. Был прекрасным морским офицером, управляющим флотом и морским ведомством на правах министра, председательствовал в Адмиралтейств-совете. Провел ряд важных реформ - сократил срок военной службы с 25 до 10 лет, полностью отменил телесные наказания, ввел новую офицерскую форму, увеличил содержание офицерам. Под его руководством российский флот из устарелого парусного превратился в современный броненосный и паровой.
Александр Горчаков (1798 - 1883) - светлейший князь, российский дипломат и государственный деятель, канцлер Российской империи.



                           Вице-адмирал Иван Лихачёв
Адмирал Иван Лихачёв (1826 - 1907) - морской офицер, археолог, лингвист, член Русского и Французского Географических обществ, один из главных организаторов Цусимского инцидента 1861 года. Еще в 1859 года он написал "Записку о состоянии русского флота", в которой доказывал необходимость дальних плаваний судов российского флота и образования в морях Дальнего Востока самостоятельной эскадры. В январе 1860 года в Особом комитете под председательством Александра II было решено собрать в китайских водах эскадру под командованием Ивана Лихачёва. Приняв командование, адмирал выступил с инициативой основания незамерзающей военно-морской базы на острове Цусима. Ему предложили под личную ответственность заключить частную сделку с князем Цусимы относительно аренды участка для морской станции.

Канал, делящий Цусиму на два острова
Архипелаг Цусима всегда принадлежал Японии, считается, что он был одним из восьми оригинальных островов, созданных синтоистскими божествами Идзанаги и Идзанами. Здесь морской субтропический климат, который сильно зависит от муссонных ветров. Уже с начала 6-го века остров Цусима с более чем 100 мелкими островками был одной из провинций Японии. Здесь нет земли для выращивания риса, островитяне зарабатывали себе на жизнь рыболовством и торговлей. Из-за своего стратегического расположения Цусима сыграла важную роль в защите Японии от вторжений с азиатского континента и развитие торговых связей с корейскими государствами Пэкче и Силла. Во время монгольского нашествия в Японию между 1274 и 1281 годами здесь дважды высаживались корейские войска хана Хубилая, островитяне героически сопротивлялись, мужское население острова было перебито, а женщины - вывезены в Корею и проданы в рабство. В последующие века здесь обитали японские пираты вако, из-за повторяющихся пиратских набегов корейские династии Коре и Чосон периодически совершали здесь карательные акции, но чаще просто торговали. Японцы с Кюсю сюда почти не вмешивались, Цусима была владением местного самурайского клана и все проблемы решались на месте. До 1671 года это был единый остров, но затем островитяне прорыли канал, и остров Цусима был разделен на два острова - северный Камино-Сима (Kamino-shima) и южный Симоно-Сима (Shimono-shima). Близость Кореи наложило отпечаток на местных японцев, у островитян в лексике много корейских слов, есть и уникальные институты, например, система налогообложения земли в Японии одна, а на Цусиме своя. Вообще, в Японии все что связано с рисом, очень сильно регламентировалось, а рыболовство и торговля мало ограничивалось законами.
Асо Bay (Asō Bay) - глубокий фьорд, почти надвое расщепляющийяпонский острова Цусима


Место русского Цусимаграда в фьорде Асо

Николай Бирилев, командир корвета "Посадник"
20 февраля 1861 года по приказанию Ивана Лихачева на острова Цусима из Хакодате вышел корвет "Посадник" под командованием капитан- лейтенанта Николая Бирилева. 13 марта русский военный корабль зашел в фьорд Асо и бросил якорь вблизи деревни Осака в западной части бухты Татамура. Это событие вызвало страх у японцев, в то время лишь немногие японские порты были открыты для русских судов (Хакодате, Нагасаки, Иокогама), а воды Цусимы сюда не входили, что свидетельствует о недружественных намерениях со стороны русских. Главой княжества Цусима в то время был Мунэ Ёсиёри. О приходе русских он немедленно сообщил правительству бакуфу, но указаний от него долго не приходило, в то время сегунат Токугава переживал непростое время, назревала революция Мэйдзи. Николай Бирилев добился разрешения Мунэ Ёсиёри на обследование бухты Имоскака, куда корвет перешел 2 апреля. На следующий день команда сошла на берег, где была поставлена палатка и на флагштоке поднят русский флаг. Без разрешения японского правительства экипаж корвета начал строительство военно-морской базы. Русские офицеры во главе с Николаем Бирилевым осмотрели берег и выбрали место, удобное для постройки городка. При входе с запада в бухту Татамура, на скалистом островке Уси русские моряки установили сигнальный пост. Русские матросы под руководством офицеров стали строить военный городок, заложив пристань, лазарет, баню, казарму, склад и другие здания. Офицеры корабля в это время занимались гидрографическими работами.



Фрегат «Светлана» был построен по заказу России во Франции в Бордо на
судоверфи компании "Креди Маритим Арман" и спущен на воду 3 мая 1858 года
Напряженность возросла, когда второй русский корабль прибыл в фьорд Асо. Иван Лихачев дважды, 27 марта на клипере "Опричник" и 16 апреля на фрегате "Светлана", посетил строящийся военный городок и остался доволен действиями Николая Бирилева. 12 апреля, когда русские матросы начали высадку на берег, жители деревни по инициативе крестьянина Ясугоро попытались воспрепятствовать этому. Ясугоро был убит, двоих японцев русские взяли в плен, а остальные жители деревни разбежались. Волнение охватило весь остров, сложилась напряженная ситуация.

Огури Тадамаса, посланник бакуфу
В мае в Цусиму приехал уполномоченный правительства бакуфу Огури Тадамаса (Oguri Tadamasa). Между ним и Николаем Бирилевым состоялась встреча, Огури Тадамаса вежливо потребовал ухода русских, но Николай Бирилев отклонил требование и заявил, что без приказа начальства из Цусимы ни за что не уйдет. Огури Тадамаса, напрасно прождав 13 дней, покинул Цусиму. Во время беседы Огури вручил Бирилеву документ, разрешающий встречу с главой княжества.

Русские на Цусиме в 1861 году

Японский военный корабль "Kanko Maru" пытался сопротивляться русской попытки высадки

Современная копия "Kanko Maru"
13 мая 1861 года русские корабли исследовали восточное побережье острова Цусима, несмотря на наличие двух японских военных кораблей - "Kanko Maru" и "Denryū Maru", а также одного британского военного корабля. 21 мая 1861 года произошло столкновение между русскими моряками и группой самураев и крестьян, в которых один фермер был убит, а один самурай был захвачен русскими и вскоре совершил самоубийство.

                  Сэр Резерфорд Олкок, английский дипломат
Центральное правительство Японии решительно выступило против присутствия русских. Оно дало указание губернатору Хакодатэ Мурагаки Авадзи вступить в переговоры с русским консулом Иосифом Гошкевичем о принятии надлежащих мер с тем, чтобы немедленно удалить русский военный корабль из Цусимы. В середине июля японцы заявили официальный протест русскому консулу Иосифу Гошкевичу в консульстве в Хакодате, требуя ухода кораблей из Цусимы. Это не помогло, тогда японцы попросили вмешаться англичан. Параллельно правительство букуфу обратилось за посредничеством к английскому посланнику сэру Резерфорду Олкоку (Rutherford Alcock, 1809 - 1897), который в середине августа 1861 года отправил на Цусиму своего секретаря с отрядом из двух кораблей под командованием вице-адмирала сэр Джеймса Хоупа (James Hope. 1808 - 1881). Последний незамедлительно послал письма на имя Ивана Лихачева, где требовал удаления русского корабля. Джеймс Хоуп прибыл на Цусиму с двумя кораблями 28 августа 1861 года. Английская помощь Японии отразить попытку русского флота заполучить якорную стоянку на Цусимских островах сыграла свою роль. 7 сентября 1861 года Николай Бирилев на корвете "Посадник" покинул Цусиму. Однако там остался "Опричник", а через некоторое время пришел и клипер "Абрек". Но 19 сентябрь два русских корабля и 1861 русских военных, наконец, были вынуждены покинуть Цусиму. Министерство иностранных дел России предписало консулу Иосифу Гошкевичу разъяснить правительству бакуфу, что военно-морская стоянка на Цусиме была основана Иваном Лихачевым и Николаем Бирилевым без санкции русского правительства, то есть умыло руки. Японское правительство выразило удовлетворение этим объяснением, и на этом инцидент был исчерпан.
В 1861 году попытки русских установить контроль над Японским морем были силой остановлены, но Россия не оставила своих амбиций, хотя, поняв, что ее военно-политические возможности на Тихом океане не беспредельны, она сокращает разросшуюся эскадру Ивана Лихачева и откладывает решение вопроса о незамерзающем порте до лучших времен. Революция Мейдзи и начавшееся вслед за ней бурное экономическое развитие Страны восходящего солнца устраняют возможность приобретения военно-морской базы на территории стремительно наращивавшей военную мошь Японии. Отныне объектом домогательств в этой области становятся Китай и Корея, русское правительство рассматривает возможность создания военно-морских баз в городах Киао-Чао (Циндао), Фузан, Мозампо, Каргодо, все они находятся на территории Кореи, кроме китайского Циндао. России удалось арендовать на неопределенный срок остров Роз на рейде порта Чемульпо. Направление в Корею русских военных инструкторов и финансовых советников, постоянное присутствие там военных кораблей России, передача обороны корейского побережья в руки русских специалистов, предваряли очередной закономерный этап российской экспансии.
Но в конечном итоге России достался китайский Порт-Артур, отобранный у японцев. Туда спешно построили Китайскую восточную железную дорогу (КВЖД) через территорию Маньчжурии. В 1875 году Россия получила контроль над островом Сахалин, который стал плацдармом русских в этом районе и усилил их позиции. Это произошло за счет Японии и вызвало болезненную реакцию. В течение нескольких следующих лет, пока Япония модернизировала свое управление и стиль жизни по западному образцу, в умах японцев поддерживался страх, что Россия попытается доминировать в Азии. Правители Японии, руководствуясь этой боязнью, начали предпринимать шаги по усилению японских позиций. В 1902 году русские двинулись в Корею, они стали валить строевой лес вдоль берега реки Ялу на корейской стороне, и вскоре российские войска использовали этот предлог для оккупации всей области. Министерство иностранных дел Японии во главе с министром Курино предупредило русских о том, что Япония считает, что Россия ведет экспансию в Азии и угрожает Японии. Приближалась Русско-японская война, истоки которой начались в далеком 1861 году с попытки захвата острова Цусима. Во время этой войны в районе архипелага Цусима русский Балтийский флот адмирала Зиновия Рожественского, сделав почти годичный переход от берегов Балтики, был разгромлен японским флотом под командованием адмирала Того в Цусимском сражении.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments