edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Японский Философский Сад камней в храме Мирного Дракона (Реан-Дзи) в Киото

/Фото-видео репортаж Анатолия Булавина/

Реан-дзи (Храм Мирного Дракона) — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Самый значительный сад дзэн в Японии сад камней храма Рёандзи. В Японии традиции создания садов относятся к древним временам. Храм был построен в 1450 году с стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Сад камней храма Реан-дзи - философская реликвия, он зримое воплощение загадки дзэн-буддизма. Название Рёан-дзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй – «спокойствие», третий – «храм». Первые два слова служат определением к третьему.


Известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов.

Считается, что автором сада Реан-дзи был знаменитый мастер Соами. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — сидя на веранде храма. Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке.

Однако это место неизменно притягивает к себе туристов и паломников со всего мира, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяюще.

Сад обнесен невысокой стеной, сложенной из вымоченной в масле глины и за долгие годы своего существования украсившейся ритмичным рисунком разводов. В этот сад нельзя войти в привычном нам смысле, он предназначен для созерцания.[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть фотографии Сада камней дальше...]Особый секрет таит в себе расположение камней. Внешне все очень просто: маленькая (30 на 10 метров) площадка белого гравия. Площадка обнесена невысокой глинобитной стеной, над которой небольшим навесом выступает крытая дранкой крыша. Пространство, как бы заключенное этой стеной в рамку, и есть сад камней, упоминаемый во всех работах о культуре и искусстве Японии.

Одни считают этот сад символическим изображением разбросанных в море японских островов, другие усматривают в нем тигрицу с детенышами, переправляющимися вплавь, третьим видится горный пейзаж, четвертые воспринимают его как иллюстрацию идеи сосуществования противоборствующих начал - твердого и мягкого, темного и светлого, иначе говоря, идеи инь-ян, или модель Вселенной. Любое из толкований, считают учителя дзэн, правильно, равно как и то, что ни одно из них не может быть абсолютно верным.

Первоначально здесь находилось родовое поместье Фудзивара и в конечном счете перешло в руки клана Хосокава Фудзивара. Хосокава Хацумото унаследовал это место и жил здесь до войны Онин. Он пожелал, чтобы после его смерти здесь был образован храм Дзэн.

Позже, после захоронения здесь Императоров Хосокава, появилось то, что сегодня известно как «Семь Императорских Могил». Здесь погребены Имераторы Уда, Казан, Итидзё, Го-Сузаку, Го-Рэйзэй, Го-Сандзё, Хорикава. До XIX века могилы находились в запустении, но были восстановлены Императором Мэйдзи. Главная достопримечательность храма – сад камней, самый известный из подобных в Японии. Обычный сад камней Дзэн состоит только из камней, мха и аккуратно уложенного гравия.

В саду Рёандзи находится 15 камней, однако если смотреть с веранды храма, то из любой точки всегда видно только 14 камней. Традиционно считается, что увидеть 15-й камень можно только чрез просвещение. Какой смысл изначально закладывался в этот сад неизвестно и трактование остается на усмотрение посетителей. С обратной стороны веранды храма находится интересный каменный сосуд, в который непрерывно течет вода для ритуальных омовений.

Это – Рёандзи цукубай, что означает «наклон». Сосуд находится практически на уровне земли, и чтобы достать воды, посетитель храма должен склониться, выражая тем самым просьбу и почтение.

Сверху на камне вырезано четыре иероглифа. Если каждый из них читать по отдельности, то они не имеют никакого значения. Но если к каждому кандзи с соответствующей стороны добавить значок квадрата («гути»), т.е. квадратный вырез для воды, кандзи сразу обретают смысл. Получившаяся фраза звучит примерно так: «я только много знаю». Ее значение просто: «То, что каждый имеет, является всем, в чем он нуждается». Эта надпись призвана укрепить основное антиматериалистическое учение Буддизма. Сейчас на камне лежит черпак, но, по-видимому, раньше его не было. Отсутствие черпака было призвано показать, что вода только для души и достаточно согнуть колени в смирении чтобы получить ее благословение. Рёандзи находится в 15-и минутах ходьбы от Кинкакудзи, Золотого павильона.






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments