edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

К Дню Военно-воздушных сил России. История российской авиации. Главные воздушные войны XX века

День рождения российских ВВС ежегодно празднуется 12 августа. Это установлено специальным указом Президента от 2006 года и связано с тем, что именно 12 августа 1912 года был подписан приказ о создании в России военного воздушного флота. Военно-воздушные силы Российской империи просуществовали очень недолго – всего 5 лет. Однако и за это короткое время они сумели добиться значительных успехов и мирового признания. Так, уже к 1914 году Россия имела наибольшее количество самолетов в мире – 263 единицы.

К моменту, когда произшла Великая октябрьская социалистическая революция, их количество увеличилось до 700. Большевики понимали всю важность развития авиации. Поэтому по всей стране продолжали строить все новые авиационные заводы и к началу Второй мировой войны, в сутки, уже в Советском союзе, выпускалось до 50 самолетов. Удивительно, но после начала Великой Отечественной войны, выпуск самолетов был увеличен вдвое – к октябрю 1941 года с конвейера ежесуточно сходило до сотни боевых машин. И после войны воздушный флот СССР продолжал развиваться и наращивать свою мощь. К сожалению, сам праздник ВВС отмечают только военные летчики, на общегосударственном уровне он не получил широкого развития. Однако есть и еще одни праздник, который также отмечается в августе – день гражданского Воздушного флота России. По сложившейся традиции его принято отмечать в третье воскресенье августа. Таким образом, день авиации в 2016 году будет отмечаться 16-го августа. Но все же, именно военных летчиков будет правильнее всего поздравить именно 12-го числа. Если у вас есть такие знакомые, не забудьте в этот день позвонить им, чтобы выказать свое уважение к их нелегкой и такой почетной профессии.  
[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть информацию к Дню ВВС России дальше...]
История российской авиации
В конце 19-го, начале 20-го века в России появляются первые самолеты иностранного происхождения. И поначалу русские мастера только обслуживали и ремонтировали иностранные самолеты, которые иногда сюда прилетали по каким-то своим надобностям. Однако уже к концу 1909 года мелкие ремонтные мастерские Санкт-Петербурга были переоборудованы в настоящий завод для того чтобы начать выпускать первые истинно российские самолеты, которые совсем скоро увидели свет, и произошло это в 1910 году. Завод занимал относительно небольшую площадь – около 4000 квадратных метров. В качестве источника энергии для него была задействована паровая машина смешной по нынешним временам мощности – всего 60 лошадиных сил. На развитие отечественного авиастроения были направлены лучшие инженеры страны, и для их работы были созданы самые комфортные условия. Первый самолет, биплан под названием «Россия-А» был построен на основе конструкции, разработанной французом Анри Фарманом. Приобрел его за довольно значительную по тем временам сумму – 9000 рублей, Всероссийский императорский аэроклуб. Впрочем, даже самый дешевый самолет импортного производства стоил в полтора раза дороже – около 14000 рублей. При этом специалисты того времени были вынуждены признать, что российский самолет значительно превосходит свои зарубежные аналоги по качеству и аккуратности исполнения. Особенно это касалось оснастки самолета. Может показаться удивительным, но хотя к моменту своей продажи первый российский самолет еще ни разу не поднимался в воздух, он уже имел такую почетную награду, как серебряная медаль военного министерства. Он получил ее на третьей автомобильной выставке, которая проходила в Санкт-Петербурге весной 1910 года. Впервые же летные испытания самолет прошел 15 августа 1910 года, и произошло это на аэродроме под Гатчиной. Пилотировал самолет авиатор-испытатель В.А.Лебедев. Дальность первого полета составила более двух километров, и по общему признанию испытания «России-А» прошли чрезвычайно успешно. Уже 21 августа того же года самолет был представлен широкой публике. Привилегированные условия, в которые были поставлены российские самолетостроители, привели к тому, что уже совсем скоро они начали выпускать по одному летательному аппарату каждые две недели, хотя первоначально планировалось, что производительность завода составит один самолет в месяц.

День авиации, ее начало связаны с такими именами, как Можайский, Чаплыгин, Жуковский и Сикорский. К началу Первой мировой войны Россия имела уже несколько авиационных заводов, где, в частности выпустили такой легендарный самолет, как знаменитый «Илья Муромец».
За 7 лет, с 1910 по 1917 год российский воздушный флот сумел добиться звания одного из лучших в мире. Разговор о Российской авиации будет неполным, если мы забудем упомянуть еще об одной важной дате – дне морской авиации России.

И если просто День Авиации 2016 мы будем праздновать 12 августа, то День авиации морской ежегодно отмечается 17 июля. Это связано с тем, что именно в этот день в далеком 1916 году российские летчики, самолеты которых дислоцировались на базе Балтийского флота дали бой немецким авиаторам и одержали над ними героическую, но убедительную победу. В 1917 году Главнокомандующий Российским Военно-Морским флотом издал особый указ, в соответствии с которым ежегодно день 17 июля следует отмечать как праздник Российской морской авиации. В наши дни на ее вооружении находятся самые современные боевые самолеты и вертолеты. Летчики морской авиации не только принимали самое активное участие в Великой Отечественной войне, они также постоянно обеспечивали продовольствием морские и полярные экспедиции, а при необходимости и участвовали в их спасении, что тоже можно назвать безусловным героизмом. И в нашли дни морская авиация составляет значительную силу, которой по праву может гордиться каждый гражданин нашей страны.

Значимость боевой авиации и войны в воздухе была доказана историей всех конфликтов XX века. Победа в небе стала важнейшим фактором, определяющим итог войны.


Бомбардировки Османской империи (1911-1912)

Пока «великие державы» наращивали свое вооружение, проводили военные реформы и готовились к мировой войне, другие европейские страны участвовали в «малых войнах», решая свои локальные задачи. Объединенная Италия и независимая Болгария, два молодых государства, история которых на тот момент насчитывала всего полстолетия, стремились занять достойное место в системе международных отношений. Именно они стали пионерами военной авиации, впервые испытав всю её силу, в первую очередь – психологическую, на Османской империи. Первой аэропланной флотилией Италии, воевавшей в Ливии на севере Африки, командовал Карло Мария Пиацца.

Она состояла всего из 9 самолетов и 11 пилотов. Именно Пиацца был удостоен права впервые в истории использовать свой самолет «Блерио XI» в военных целях, совершив полет во время сражения 2 октября 1911 года. Через три дня он записал: «В этом сражении, впервые в военной истории, авиаторы приняли участие в операциях: они кружили над войсками на высоте 1,800 футов, снижались, чтобы передать информацию о смене врагом позиций, своевременными советами помогали артиллерии достичь более смертоносного эффекта». А в марте 1912 года Пиацца стал первым, кто использовал разведывательную аэрофотосъемку, фотографируя со своего воздушного судна позиции турецкой армии. Первым же бомбометателем стал Джулио Гавотти, 1 ноября 1911 года сбросивший четыре гранаты на турецко-арабские позиции у Айн-Зары. Всего за период итало-турецкой войны было совершено более 700 вылетов. В Болгарии авиация стала формироваться под влиянием успеха итальянцев в итало-турецкой войне. В Первой Балканской войне болгарская авиация, состоящая частично из наемных иностранных летчиков, выполняла поначалу разведывательные функции. Но после первой же бомбардировки 14 ноября 1912 года турки подписали перемирие. В это время из России были привезены первые авиационные бомбы конструкции инженера Гелгара, весившие от 0,250 до 1, 5 кг. Каждый разведывательный полет стал сопровождаться теперь бомбардировкой различных объектов. Всего за период войны на 20 самолетах было совершено 76 боевых вылетов.

«Кровавый апрель» (1917)

На начальном этапе Первой мировой войны летчики использовали в воздушных боях личное оружие и гранаты. К началу 1915 года превосходство в воздухе получили государства Антанты, сумевшие установить на борт своих самолетов пулеметы. Началась самая настоящая гонка воздушных вооружений. Апогея она достигла к началу 1917 года, когда в свой воздушный парк Германия ввела новые истребители-бипланы Albatros D.II и Albatros D.III. Новое поколение истребителей Антанты SE.5, Sopwith Camel, SPAD S.XIII ещё не успело вступить в строй, поэтому немцы доминировали в небе. Кульминацией воздушного противостояния стал период, вошедший в историю под названием «Кровавый апрель». Германской авиации удалось за этот месяц уничтожить 275 самолетов Британской империи (всего в распоряжении Королевского летного корпуса на тот момент находилось 365 самолетов). Особо отличилась немецкая эскадрилья под командованием Манфреда фон Рихтгофена. Своего «альбатроса», на котором только в одном апреле Рихтогофен сбил 20 британских самолетов, он выкрасил в красный цвет, получив прозвище «Красный барон». К концу войны на его счету было уже 80 сбитых самолетов противника – лучший результат всей военной кампании.

«Битва за Британию» (1940)

Авиационное наступление на Британию, начавшееся 10 августа 1940, представлялось германскому командованию как прелюдия перед крупномасштабным десантом на остров в рамках операции «Морской лев». Были задействованы 2-й и 3-й воздушные флоты под командованием фельдмаршалов Кессельринга и Шперля, базировавшиеся на севере Франции. Они насчитывали 875 обычных и 316 пикирующих бомбардировщиков, 929 истребителей Ме-109 и Ме-110. Численность же английской истребительной авиации составляла всего около 650 самолетов, но министру авиационной промышленности Великобритании лорду Бивербруку удалось добиться увеличения численности только за лето в 2,5 раза. Всего же за 1940 год Англия выпустила 4283 истребителя. Для сравнения, Германия за этот же срок - всего 300 истребителей. Главной целью немецких налетов были морские базы, аэродромы, авиационные заводы и другие стратегические объекты. В сентябре 1940 года министр авиации Геринг был уверен, что он уже практически добился поставленной цели – сокрушения мощи английской истребительной авиации и уничтожения основных баз на юго-востоке Британии. 7 сентября почти 1000 немецких самолетов начали бомбардировку Лондона, отказавшись практически от всех других своих стратегических целей. Это позволило восстановить британский воздушный флот и отразить удар неприятеля. Гитлеру пришлось отказаться от операции «Морской лев» и обратить внимание на Восток. По разным подсчетам немцы потеряли в ходе битвы от 1733 до 1887 самолетов, англичане – от 915 до 1547 воздушных судов.

«Битва за Британию» (1940)

Воздушная война между Северным Вьетнамом и США началась 5 августа 1964 года. Президент США Линдон Джонсон приказал нанести авиационные удары по базам северовьетнамских торпедных катеров и по нефтехранилищу. Причиной начала конфликта стала атака вьетнамскими катерами американского эсминца «Мэддокс», находившегося якобы в нейтральных водах. Крупномасштабная американская операция, получившая название «Раскаты грома», началась только в феврале 1965 года. Около 330 американских самолетов разместились на военно-воздушных базах Таиланда и Южного Вьетнама, кроме того более 200 истребителей и палубных штурмовиков на двух авианосных группировках. Ключевым американским воздушным орудием стал истребитель F-4 «Фантом». В воздухе им противостояли всего 40-60 вьетнамских самолетов, в большинстве своем модели J-5 (МиГ-17 китайского производства). Американская авиация чувствовала себя во вьетнамском небе довольно спокойно, пока в дело не вступили МиГ-21 и не стали использоваться зенитные ракетные комплексы С-75 «Двина» и С-125 «Нева». Только за период с 7 февраля 1965 года по 7 февраля 1966 года было сбито около 460 самолетов ВВС США. В 1968 году руководство США приняло решение прекратить бомбардировки Северного Вьетнама, но через три года снова возобновило. Только в 1973 году американские войска окончательно покинули Вьетнам. Всего же за время воздушной войны (1964-1973 гг.) США потеряли 3374 самолета, Вьетнам же – около 200 самолетов, участвовавших в воздушных боях. Война в Северном Вьетнаме, закончившаяся фактическим поражением США, вошла в историю как самое крупное воздушное столкновение в послевоенный период.

Операция «Буря в пустыне» (1990-1991)

«Бурю в пустыне» можно по праву назвать эталонной воздушной войной современности. Международная коалиция из 44 государств во главе с США должна была защитить страны Персидского залива от иракской агрессии и отбросить войска Саддама Хусейна из Кувейта. Коалиции понадобилось всего 43 дня, за которые 2600 самолетов, совершив более 116 тысяч боевых вылетов, выполнили поставленную задачу. Вместе с ними в небе над Ираком действовали около 2 тысяч боевых вертолетов. До сих пор неизвестно точное количество военно-воздушных сил, задействованных Ираком в этой войне. По разным оценкам, к началу войны в распоряжении Саддама Хуссейна было около 700-800 самолетов и почти 500 вертолетов. По оценкам специалистов, соотношение по боевым самолетам было в пользу многонациональной коалиции – 13:1. По боевым вертолетам ещё более внушительное – 16:1. Итог войны был заранее предопределен. Военное руководство США смогло за счет войны в Персидском заливе проверить в действии свои новейшие вооружения – истребитель-бомбардировщик F-117A, крылатые ракеты Томагавк и т.д. Иракская ПВО оказалась небоеспособной, отвечая лишь ракетными ударами по Саудовской Аравии и Израилю. Коалиция добилась поставленной задачи, освободив Кувейт и ликвидировав угрозу со стороны Ирака, уничтожив до 85% промышленных предприятий страны и выведя из эксплуатации до 93% нефтяных скважин. Но отношения между Ираком и остальным миром вступили в период продолжительного кризиса.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments