
Дзэн-буддийский храм Хококудзи (Hokokuji Temple) принадлежит большому монастырю Кентёдзи (Kenchoji) секты Ринзай (Rinzai). Он был основан в 1334 году по приказу Асикага Иетоки (Ashikaga Ietoki), который являлся дедушкой первого сёгуна династии Асикага, Такаудзи (Takauji). Монахом-основателем был выбран дзэн-буддийский священник Tengan Eko (посмертное имя - Butsujo-zenji).
С 13 лет он был учеником известного монаха Mugaku Sogen, приглашенного из Китая и явившегося основателем храма Энгакудзи. Другое, неофициальное, название Хококудзи – «Take Dera» (Бамбуковый Храм), поскольку его слава и популярность поддерживается, прежде всего, благодаря великолепной бамбуковой роще, высаженной за главным Павильоном.


Утверждается, что прогулка среди уходящих ввысь стволов, через верхушки которых пробиваются солнечные потоки, обостряет все пять человеческих чувств и вызывает состояние, близкое к эйфории.

Здесь, среди этой идиллии, разыгралась кровавая драма, впрочем, характерная для Японии того времени. Наиболее трагичным моментом этой драмы явилось то, что в историю был вовлечен мальчик 13 лет, чей прах захоронен здесь же, на территории монастыря. Для того, чтобы понять произошедшее, давайте заглянем в историю Камакуры. В 1333 году пришел конец камакурскому сёгунату, и на смену ему пришел сёгунат Муромати, ставка которого располагалась в Киото.
Первым военным правителем (сёгуном) новой династии стал Takauji Ashikaga. Поскольку Камакура продолжала оставаться важным форпостом Восточной Японии, Takauji назначил своего сына, Motouji Ashikaga (1340-1358), первым губернатором Камакуры, контролирующим весь регион Канто (Токио и прилегающие префектуры).

[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть фотографии Бамбукового Храма дальше...]Вице-губернатором стал Noriaki Uesugi (1306-1368). Оба правителя происходили из знатных родов, которые, однако, соперничали на протяжении многих поколений. Их сыновья наследовали должность своих отцов, но противостояние продолжалось. Трагедия разыгралась в начале 15-го столетия, когда четвертым губернатором Камакуры стал Mochiuji Ashikaga (1398-1439). В то время, дети по достижении 13 лет получали новое имя в связи с совершеннолетием. В большинстве случаев, новое имя тех, кто принадлежал к правительственной верхушке, начиналось с китайского иероглифа – такого же, как в имени сёгуна. Если посмотреть на имена сегунов периода Муромати, можно видеть, что большинство их имен начинается с "Yoshi". Поэтому, когда сыну Mochiuji исполнилось 13 лет, отец дал ему имя Yoshihisa. Все, вроде, правильно. Но! Губернатор проигнорировал соблюдение традиций и не посоветовался предварительно с сёгуном.

Вообще-то, пустая формальность, но вице-губернатор Norizane Uesugi тут же воспользовался оплошностью своего начальника и в знак протеста покинул Камакуру и уехал в свою родовую провинцию. Mochiuji расценил этот акт как восстание против властей и направил армию, чтобы убить строптивого вице-губернатора. Неожиданно, сёгун принял сторону Uesugi и направил свои войска в Камакуру. Оказавшись в опале, губернатору не оставалось ничего другого, как совершить ритуальное самоубийство – сеппуку. Его сын, 13-летний мальчик, последовал примеру отца и тоже совершил сеппуку, которое произошло на территории храмового комплекса Хококудзи. Что же чувствовал ребенок в последние минуты своей жизни, умирая здесь, среди этой красоты, вся вина, которого заключалась лишь в том, что отец неправильно дал ему имя!


Первоначально храмовый комплекс был выполнен в очень традиционном стиле, строения покрывали соломенные крыши, придававшие особенное «сельское» очарование и гармонию с окружающей природой. Многие строения, в том числе, главный павильон, были уничтожены Великим землетрясением Канто 1923 года, и сейчас только колокольная башня напоминает о прошом. Объектом поклонения, установленном в главном павильоне, является Shaka-nyorai-zazo (сидящий Будда). Это изображение, которому присвоено звание Культурного Достояния, вырезал мастер буддийской скульптуры Такума Хоген (Takuma Hogen).

Прекрасную атмосферу дзэн-храма, где можно в тиши и покое подумать о Вечном, создает небольшой сад камней со старыми скальными обломками, покрытыми мхом. На территории храмового комплекса круглый год что-то цветет, даже зимой можно полюбоваться цветущими камелиями, зимним жасмином, а уже с начала февраля сад наполняется сладким ароматом цветущей сливы.

Там, где сейчас находится бамбуковая роща, когда-то располагался вспомогательный павильон, где монах основатель Butsujo-zenji (его прижизненное имя - Tengan Eko) проводил время, постигая основы дзэн-буддизма и писал стихи. Священник высшего ранга, он был учеником известного монаха Mugaku Sogen, приглашенного из Китая и явившегося основателем храма Энгакудзи. В дальнем уголке бамбуковой рощи находится небольшой сувенирный павильон и веранда, где можно не спеша попить зеленого чая с японскими сладостями.







