edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Японская демонология. Легенда об Окику или призрак из колодца...



Одним из излюбленных времяпровождений японцев эпохи Эдо было рассказывание историй о призраках. Делалось это так: люди собирались вместе, зажигали сотню свечей и по очереди рассказывали друг другу страшные истории, задувая по одной свече после каждой из них. Японцы верили, что после того, как будет рассказана последняя история и задута последняя свеча, в комнате обязательно появится призрак. Легенда об Окику рассказывает о том, что у одного самурая была служанка по имени Окику. Как хозяин не домогался красавицы-служанки, та не отвечала ему взаимностью. Тогда он пошел на хитрость и отдал ей на хранение 10 дорогих тарелок, подаренных ему голландскими моряками.

Однажды самурай тайком спрятал тарелку, а потом потребовал Окику предъявить ему все 10. Сотни раз девушка пересчитывала тарелки - увы, их было всего лишь 9. Хозяин пообещал простить ее упущение, если девушка согласится с ним переспать, но добродетельная Окику отказала и на этот раз. Тогда самурай убил ее, а тело сбросил в колодец, по другой версии - подвесил ее в колодце вниз головой, пока она не умерла.
Легенда рассказывается по всей Японии в огромном разнообразии форм, самая популярная версия создана в 1795 году, когда в Японии распространился червь, известный как "ошибка Окику" (Окику Муса). Этот червь считается реинкарнацией Окику.
Кацусика Хокусай, Окику из серии "Сто историй"
                          
[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]
Народная версия
Окику была красивой прислужницей в доме самурая Аояма Тессан. Девушка отказалась от любовных притязаний господина, и тогда Аояма убедил Окику, что она потеряла одну из десяти хранящихся в семье фаянсовых тарелок. Бедная Окику пересчитывала многократно тарелки, и их было только девять. Одна действительно пропала. Аояма вновь предложил девушке связь, взамен чего он забудет о пропаже тарелки. Окику отказалась, и тогда самурай сбросил ее в колодец.
Ichiyusai Kuniyoshi, Okiku
Окику стала мстительным духом. Преследуя своего убийцу, она считала, продолжала и продолжала пересчитывать тарелки: "один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять" и завершала это жутким воплем. В одном из вариантов легенды, призрак девушки изгнал сосед, громко сказавший «десять», когда она закончила подсчеты. Призрак удовлетворился этим и больше не посещал Аояма.
Ёситоси Цукиока, Окику из серии "36 новых историй о призраках"

Театральная версия

фото: Замок Химедзи, Япония, Химедзи, замок XIV вХасокава Кацумото, лорд замка Химедзи, серьезно заболел. Его наследник Томоноске решил послать сёгуну 10 драгоценных тарелок, чтобы обеспечить себе место лорда после смерти Хасокава. Однако один из старших вассалов рода Асаяма Тецузан составил заговор против Томоноске, поскольку сам хотел получить права на замок Химедзи. Слуга Томоноске по имени Сампей собирался жениться на фрейлине Окику, и Асаяма решил подговорить девушку убить Томоноске.
Украв одну из тарелок, Асаяма Тецузан шантажировал фрейлину Окику, обещая, что она будет обвинена в воровстве, если не поможет в подготовке преступления. Тецузан приказал принести шкатулку с тарелками в его комнату, обнаружил только девять, обвинил Окику в воровстве и предложил стать его любовницей взамен его молчания.
Девушка, верная Сампею, отказалась, и тогда Тецузан избил ее деревянным мечом. Он многократно издевался над девушкой, продолжая добиваться ее, Окику же продолжила отказываться. Тогда он убил ее и сбросил тело в колодец.
Когда Тецузан принялся стирать с меча кровь, он услышал голос из колодца, считающий тарелки. Пьеса заканчивается появлением призрака Окику, гневно смотрящего на своего убийцу...

Киношная версия     Призрак в колодце / Ghost in the Well
 Действие фильма начинается на улицах старого Эдо в «районе удовольствий». Молодой самурай Харима Аояма (Адзума Тиёносукэ) совращает горничную Окики (Хибари Мисора). Он обещает ей свою любовь и говорит, что она никогда не будет из-за него страдать. Но политическая целесообразность заставляет его заключить брак с женщиной из его круга. Окику очень расстроена и случайно разбивает фамильное сокровище, хранящееся в семье нескольких поколений, работу известного мастера. Семейное сокровище должно быть даром семьи Харима богатым и влиятельным родителям невесты, но теперь комплект тарелок неполный, и его клан не имеет ничего ценного, чтобы можно было предложить. Так Окику поставила под угрозу благополучие и престиж Харима и всего его клана. Харима сначала, помня свою любовь, защищает Окику, но потом его охватывает гнев, и он доводит девушку до гибели. Затем в час Ос Окика в виде призрака начинает преследовать Харима, который в ужасе пытается ее снова убить, но духа нельзя убить мечом. Обычно в любой другой версии дух ужасен и мстителен, но в этом варианте призрак все еще любящая и прощающая женщина. Не ценя больше собственную жизнь, Харима принимает вызов на дуэль, и вскоре его тяжело ранят. С трудом он добирается домой и, зная, что умирает, хочет видеть призрак Окику. Окику поднимется из колодца еще раз, прежде чем он уйдет из этой жизни. Он любил ее до самой смерти, и потому душа его на небе будет рядом с ней.
Храм Окику стоит возле замка Химрдзи (Himrji). Утверждают, что раздвоенный хвост бабочек в храме – дело рук Окику. Легенда гласит, что плачущий голос Окику был слышен ночью в глубине колодца, и вокруг него был построен храм. Теперь ей там молятся как Богине, благословляя жуков, гусениц и бабочек.
Этот редкий фильм основан на известном рассказе Bancho Sarayashiki (иногда его называют «История Окику»). Хотя изменения, сделанные Коно, в традиционном квайдане представляют собой серьезный отход от просто истории ужаса, они, похоже, позволили ему превратить фильм в социальной протест, основанный на конфликте между долгом, честью и любовью. В традиционной версии, Окику случайно ломает драгоценную керамическую тарелку при уборке. Эти тарелки чрезвычайно ценная семейная реликвия. Разгневанный Аояма убивает ее, и бросает тело в колодец. Окику-призрак возвращается каждую ночь, будя всех своми криками. Это, в конечном итоге, сводит Аояма с ума. Хотя существует несколько вариантов (например, Аояма заставляет Окику стать его любовницей и убивает ее, когда она отказывается), основная линия ясна: злой самурай убивает невинную девушку без всяких на то причин, и она возвращается и преследует его своей местью. Не так, как в этом фильме, Окику и Аояма любят друг друга, но их отношения обречены, поскольку неравенство в социальном статусе между ними непреодолимо. После ее гибели Аояма приходит к пониманию, что жизнь без Окику действительно не имеет смысла. Жестокая социальная среда не позволила ему любить Окику. Но теперь, когда она умерла, они не могут воссоединиться в этом мире. Аояма должен умереть, не столько чтобы искупить свой грех убийства Окику, а потому, что это единственный способ снова быть вместе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments