edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Гора Фудзи в истории японской культуры

Tokaido13 Hara.jpg
С глубокой древности японцы относились с уважением и восхищением к горе Фудзи. Сохранилось множество литературных произведений и шедевров декоративно-прикладного искусства с её изображением. О ней слагали стихи, она была темой преданий и объектом религиозного поклонения. Почётный профессор Токийского университета Такасина Сюдзи, специалист по истории искусства, рассказывает о том, каким образом гора Фудзи заняла такое важное место в сердце японского народа.
 Француз Эдмон де Гонкур (1822-1896), страстный любитель японского искусства, в «Дневнике» за 17 февраля 1892 года написал, что увидел вместе с друзьями несколько пейзажных гравюр Хокусая, где изображена «Фудзияма», и отметил: «Трудно даже вообразить, в какой степени наши современные пейзажисты, и особенно Моне, обязаны этим картинам».[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть дальше...]Hiroshige15 yoshiwara.jpgИ действительно, из гравюр укиё-э, вдохновлявших импрессионистов, «Тридцать шесть видов Фудзи» Хокусая были наиболее знамениты, и их влияние было особенно велико. Потом, когда Клод Дебюсси создал три симфонических эскиза под названием «Море», для обложки нот была выбрана гравюра из той же серии, «Большая волна в Канагаве».

Кацусика Хокусай. «Большая волна в Канагаве»

Серия «Тридцать шесть видов Фудзи» с момента её создания была высоко оценена благодаря удивительным композиционным приёмам, которые в ней использованы. На одних гравюрах величественная гора занимает почти весь лист, другие же изображают городские пейзажи в окрестностях Эдо, а Фудзи едва видна вдали. Hiroshige55 kyoto.jpgХокусай не удовлетворился достигнутым, и добавил к серии ещё десять гравюр, доведя общее количество до 46. Впоследствии он создал и трёхтомник «Сто видов Фудзи» («Фугаку хяккэй»), состоявший из пейзажных гравюр, сшитых в книги. Фудзи также появляется во многих других его произведениях. Hiroshige19 ejiri.jpgЖивописное произведение «Сбор ракушек во время отлива» («Сиохигари-дзу»), внесённое в Список важного культурного достояния, изображает людей, собирающих у берега моллюсков, а фоном высится Фудзи, покрытая снегом. Картина «Дракон, летящий над горой Фудзи» («Фудзи-коси но рю») была написана Хокусаем (1760-1849) на последнем, девяностом году жизни. Гениальный художник, которому посчастливилось прожить столь долгую и плодотворную жизнь, был очарован Фудзи.

Кацусика Хокусай. «Сбор ракушек во время отлива» (Музей изобразительных искусств г. Осака)

Кацусика Хокусай. «Дракон, летящий над горой Фудзи» (Хокусайкан)

Хокусай был совсем не одинок в своих пристрастиях. Пожалуй, сложно назвать какого-нибудь известного художника эпохи Эдо, который не оставил бы ни одного произведения, так или иначе связанного с Фудзи. Бесчисленные изображения Фудзи можно видеть на росписи ширм и раздвижных дверей, в живописных свитках, буддийских символических схемах мира, мандалах,и картах для путешественников, а кроме того, тема Фудзи часто используется в текстильных орнаментах, на повседневной утвари и прочих объектах декоративно-прикладного искусства . Эта тенденция наиболее заметна мире гравюр укиё-э, так любимых среди простого народа. Tokaido02 Kawasaki.jpgРаспространение культа Фудзи и обычаи совершать паломничество на эту гору породили всё увеличивавшийся общественный запрос на эту тему, и потому многие художники укиё-энаправляли свои усилия на создание отдельных гравюр, серий и книг, в которых гора Фудзи была главной темой. Одним из таких художников был Андо Хиросигэ, писавший пейзажи, сравнимые с гравюрами Хокусая. В качестве ответа на книгу Хокусая «Сто видов Фудзи» Хиросигэ решил сделать подобную книгу гравюр, «Сто изображений Фудзи». Hiroshige16 kanbara.jpgПроект был прекращён после публикации первой книги из 20 листов, но Хиросигэ всё-таки сделал две различные серии «Тридцать шесть видов Фудзи», аналогичные работам Хокусая. Кроме того, в одной из наиболее известных серий его гравюр "Пятьдесят три станции Токайдо", и в шедевре, созданном в последние годы жизни, "Сто знаменитых видов Эдо", местами встречаются изображения этой горы. Такие гравюры делали не просто для любования; их покупали путешественники на память о поездке в Эдо как сувениры для домашних, а потому гравюры печатались огромными тиражами. Это говорит нам о том, насколько важное место занимала гора Фудзи в сознании людей того времени.

Андо Хиросигэ. «Станция Юи» из серии «Пятьдесят три станции Токайдо»

Само собой, расположенная в центральной части острова и высочайшая в Японии гора благодаря своей величественной красоте была объектом восхищения и почитания японцев задолго до периода Эдо. В поэтической антологии "Манъёсю" («Собрание мириад листьев»), созданной в VIII веке, есть знаменитые стихи Ямабэ Акахито, воспевающие Фудзи:Tokaido51 Ishibe.jpg

…Лишь только небо и земля
Разверзлись, — в тот же миг,
Как отраженье божества,
Величественна, велика,
В стране Суруга поднялась
Высокая вершина Фудзи!

(перевод А. Е. Глускиной)

Tokaido20 Mariko.jpgВ «Манъёсю» это далеко не единственные стихи о Фудзи. Эта гора упоминается и во многих других более поздних стихотворениях и повестях. В изобразительном искусстве наиболее ранним изображением Фудзи является «Живописная биография принца Сётоку» («Сётоку Тайси эдэн»), созданная в середине XI века и повествующая о жизни принца Сётоку (574-622), известного политика и распространителя буддизма. Hiroshige45 ishiyakushi.jpgВ этом живописном свитке проиллюстрирована легенда о том, как принц Сётоку якобы поднимался до вершины горы верхом на чёрном коне, которого он получил в подарок из земли Каи (современная префектура Яманаси). Эта легенда получила широкое распространение вместе с ростом религиозного почитания принца Сётоку, и во многих впоследствии созданных живописных свитках о жизни принца всегда присутствует сцена с подъёмом на гору. Tokaido50 Minakuchi.jpgЭто также способствовало закреплению особенной роли Фудзи в сознании японцев. Позднее, в период Камакура (1192-1333), Фудзи можно увидеть в «Иллюстрированных записях о жизни святого странника» («Югё сёнин энги э») — биографии монаха Иппэна (1239-1289), который странствовал по стране и распространял буддийское учение. Существует немало и пейзажных работ, изображающих гору Фудзи.

«Живописная биография принца Сётоку»

Однако в период Эдо отношение японцев к горе Фудзи сильно изменилось. Как видно на примерах работ Хокусая и Хиросигэ, Фудзи вошла в повседневную жизнь обычных людей и стала восприниматься чем-то родным и близким. Это непосредственно связано с быстрым развитием города Эдо как политического центра страны при сёгунах Токугава.Hiroshige39 okazaki.jpg

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments