edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Страница истории. В Японии отметили 70-летие первых вылетов пилотов-камикадзе...

Утром 20 октября 1944 года в 201 воздушной группе японской морской авиации на Филиппинах впервые было сформировано подразделение самоубийственных атак — камикадзе. Подразделение состояло из четырех отрядов по шесть самолетов в каждом: «Ямато» (древнее название  Японии), «Асахи» (восходящее солнце — символ Японии), «Сикисима» (поэтическое  название  Японии) и «Ямасакура» (цветок горной вишни).
С противоречивыми чувствами встречают в Японии 70-летний юбилей первых боевых вылетов пилотов-камикадзе во время Второй мировой войны. В ряде синтоистских храмов страны проводятся церемонии с участием родственников погибших, а также самих бывших смертников, которым удалось выжить в силу различных объстоятельств.
Первый отряд камикадзе был сформирован в октябре 1944 года на Филиппинах во главе с знаменитым асом морской авиации капитаном Юкио Сэки. 21 октября его починенные совершили первую самоубийственную атаку на американские корабли, но она закончилась неудачей. Успех пришел 25 октября, когда в воздух поднялись сам капитан и его подчиненные на пяти истребителях "Мицубиси Зеро" в ходе битвы в филиппинском заливе Лейте, которая теперь считается крупнейшим морским сражением в истории человечества.
Юкио Сэки первым на своем самолете врезался в американский экскортный авианосец "Сен Ло". Затем в него попали самолеты других летчиков и корабль был потоплен.
Всего в Японии подготовили тысячи камикадзе. В результате их атак, по данным США, были потоплены 34 корабля. Почти 300 получили повреждения. Погибли 6418 камикадзе, однако их вылеты не смогли переломить хода войны, на котоый рассчитывало венное руководство Японии.
Ониси Такидзиро. Источник: pacyfik.netСоздатель отрядов камикадзе, командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Ониси Такидзиро заявлял: «Если  летчик,  видя вражеский  самолет  или  корабль, напряжет  всю  свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина  более  великая  слава,  чем  отдать  свою  жизнь  за императора и за страну?»

[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть старые фото дальше...]


Однако к подобному решению японское командование пришло не от хорошей жизни. К октябрю 1944 года потери Японии в самолетах, а главное, в опытных пилотах, были катастрофические. Иначе как жестом отчаяния и верой в чудо, способное если не переломить, так хоть нивелировать соотношение сил на Тихом океане, создание отрядов камикадзе не назовешь. Отец камикадзе и командир корпуса, вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимали, что война уже проиграна. Создавая корпус летчиков-смертников, они рассчитывали, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.
Проблем у японского командования не было только с набором пилотов для выполнения самоубийственных задач. Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен  презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».
У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.
Японское выражение «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — синтоистское обозначение бури, которая приносит пользу или является благоприятным знамением. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин.  Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма.
И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.  Несомненное влияние на характер японцев оказал и дзен-буддизм. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей. Конфуцианство также получило широкое распространение в Японии, принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету, сыновней почтительности нашли благодатную почву в японском обществе.
Синтоизм, буддизм и конфуцианство явились тем основанием, на котором сформировался весь комплекс морально-этических норм, составивших самурайский кодекс бусидо. Конфуцианство обеспечило морально-этическое обоснование бусидо, буддизм принес равнодушие к смерти, синтоизм сформировал японцев как нацию.
У самурая желание смерти должно быть полным. Он не имел права бояться ее, мечтать, что будет жить вечно. Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой.
В соответствии с традициями у камикадзе выработался и свой особый ритуал прощания и особая атрибутика. Камикадзе носили ту же форму, что и обычные летчики.  Однако на каждой из семи ее пуговиц были выбиты три лепестка сакуры. По предложению Ониси, отличительной частью экипировки камикадзе стали белые повязки на лбу -- хатимаки. На них часто изображали красный солнечный диск хиномару, а также выводили черные иероглифы с патриотическими, а иногда и мистическими высказываниями. Самой распространенной надписью была «Семь жизней за императора».
05

Tags: камикадзе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments