edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Сегодня Международный день коренных народов мира. Айну(айны) - коренной народ заселявший всю Японию

Международный день коренных народов мира (International Day of the World's Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что: «В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы — от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека. Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World's Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов. В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005—2014 годов.
Айну(айны) - народ, несколько тысяч лет назад, как полагают ученые, заселявший всю Японию, низовья Амура, Камчатку, Сахалин и Курильские острова. Японцы появились в своей стране позже (от смешения переселенцев с близлежащего Корейского полуострова с выходцами из островных районов Юго-Восточной Азии), как, впрочем, и русские, ставшие осваивать Дальний Восток лишь в ХVII в.

[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть фотографии об айнах дальше...]Зародившееся на самом юге архипелага, быстро растущее Японское государство к началу средних веков вытеснило айнов отовсюду, кроме Хоккайдо, хотя еще в середине ХVIII в. отдельные семьи айнского происхождения жили на острове Хонсю. Русские поселенцы столь же активно выдавливали айнов с Сахалина и Камчатки. Когда по итогам второй мировой войны Курилы были присоединены к СССР, японское население было принудительно выселено на Хоккайдо. Айну депортации не подлежали, но они предпочли переехать на юг вместе с японцами, оставив свои исконные земли. В настоящее время айну в Японии проживают в основном на Хоккайдо - около 24 тысяч человек.

В ходе последней, еще всесоюзной, переписи населения в Сахалинской области была зарегистрирована лишь одна женщина, написавшая в графе "Национальность" - "айну". "Айну" означает "человек", или "мужчина". Считается, что айну - потомки народа, упоминаемого в древних летописях как Эмиси, или Эдзо. Однако их истинное происхождение остается неясным. Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова и т.д. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири. Конечно, в своем общественном развитии в ХVII в. айну заметно отставали от уровня, достигнутого народами России и Японии. Там, где проживали айну, еще царил первобытнообщинный строй, только-только начавший воспринимать элементы рабовладения.

Колониальное освоение русскими и японцами земель айну с севера и юга нарушило многовековой уклад. Бессовестные поборы, грабежи, убийства непокорных, принудительное приведение в чужую веру, хищническая эксплуатация со стороны пришельцев вряд ли могли быть искуплены немногочисленными благами цивилизации, принесенными завоевателями. Любопытна характеристика, данная айнам А. П. Чеховым: "Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и... даже интеллигентный". Традиционная культура айнов поддерживалась охотой, рыболовством и сбором диких плодов. Деревенские общины включали не более 20 дворов и располагались вдоль речных берегов. Жилища имели прямоугольную форму и ограду из шестов. Состояли они из главной комнаты, примыкающей к комнате меньших размеров с входом, соломенной крыши и стен из травы микантуса или бамбука. В середине крыши находилось крытое отверстие для выхода дыма.

Вход был завешен тканью. Маты из травяной плетенки или звериных шкур прикрывали земляной пол в главной комнате. Традиционной мужской одеждой айну было напоминающее пальто одеяние из "аттуса" (плетеного материала из размельченного и смягченного волокна внутренней части коры ильма) длиной до икр, которое обычно подпоясывали плетеным ремнем. Зимой носили короткую куртку без рукавов из шкуры оленя или другого зверя. Такая же одежда была у женщин, только длиной по колено. Обычаем, которому раньше следовали все женщины, была татуировка в виде круга вокруг рта. Ее начинали делать в период зрелости и завершали перед замужеством. Хотя три главных диалекта (хоккайдский, сахалинский и курильский) общепризнанны, связь айнского языка с другими не установлена. У айнов нет своего письма, однако существуют богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и полные экспрессии сказания в стихах и прозе. Религиозные верования айнов подразумевают существование иного мира, состоящего из духов живших когда-то на земле людей и неодушевленных предметов, подвластных тем же силам, что контролируют видимый мир, - ветру, дождю, граду и превыше всего огню.

Особо уважаемы духи предков. Шаманы предсказывают удачу или неудачу в охоте, лечат больных. Значительную роль в религии и ритуалах айнов играют обожествленные животные - медведь, большая полосатая сова, кит-убийца. Один из самых важных ритуалов айнов - Медвежий праздник. Он устраивается для того, чтобы выразить благодарность богу-медведю за его дары - медвежью шкуру и мясо. В ритуале участвует настоящий медведь, взращенный в общине, которая верит в его божественное начало. После трех дней оказания всяческих почестей медведя убивают, с тем чтобы божество могло вернуться в иной мир, освобожденное от своего прежнего обличья.

Одна из версий этого ритуала в наши дни ежегодно совершается в общинах айнов для развлечения туристов. С начала периода Мэйдзи (1868–1912) традиционная охота, ловля рыбы, сбор диких плодов постепенно уступили место культивации риса, коммерческому рыболовству и другой деятельности. Также произошел сдвиг к японской практике ведения домашнего хозяйства, манере одеваться, в питании и других аспектах семейной жизни. Традиционная одежда и предметы религиозного культа теперь используются только в церемониальных мероприятиях. Современная образовательная система привела к тому, что молодое поколение говорит по-японски, постепенно утрачивая навыки айнского языка.

Их наиболее известный этноним происходит от слова «aynu», которое на хоккайдском диалекте языка айнов означает «человек» (особенно в отличие от слова «kamuy», означающего «божественное существо»). Японцы также называли айнов «эмиси» («emishi») – впервые этот термин встречается в Кодзики (712 г.). и в хрониках «Нихонсёки» (720 г.), а также «эдзо» или «yezo» (蝦夷) – эти два японских термина, как предполагается, проистекают от исконных форм слов языка сахалинских айнов «enciw» или «enju», которые также означают «человек». Также японцы называли айнов «эбису», что также означает «варвар», «дикарь», определяя таким образом их отношение к этому народу. В настоящее время некоторые члены этого меньшинства для обращения друг к другу используют термин «утари» («utari»,ウタリ), что означает «товарищ».

В настоящее время, как считают, существует свыше 150 тыс. айнов, однако точная цифра неизвестна, т.к. многие айны предпочитают скрывать своё происхождение, а то и вовсе о нём не знают – родители многих урождённых айну скрывали от своих детей их происхождение, желая таким образом защитить их от проявлений расизма.

Происхождение айнов выяснено не точно. Их часто считали «Jōmon-jin», японскими туземцами времён эпохи Дзёмон. Как говорится в одной из айнских легенд «Yukar Upopo», «айны жили в этом месте сотни тысяч лет, пока не пришли Дети солнца». Культура айнов зародилась примерно 1200 лет до н.э. и недавние исследования показали, что она произошла от слияния Охотской культуры и культуры Сацумон. Экономика айнов основывалась на сельском хозяйстве, а также на охоте, рыболовстве и собирательстве.
Мужчины-айну, как правило, имеют густой волосяной покров на теле. Ранее многие исследователи предполагали, что в числе предков айнов были выходцы с Кавказа, но последние ДНК-тесты не обнаружили никаких следов этих народов. Генетическое тестирование айнов показало, что они принадлежат в основном к Y-гаплогруппе D. К числу мест, в которых эта группа распространена за пределами Японии, относятся Тибет и Андаманские острова в Индийском океане.
В исследовании Тадзимы и других учёных (2004 г.) двое из 16 мужчин-айну (т.е. 12,5%) принадлежали к гаплогруппе C3, которая является наиболее распространённой гаплогруппой с Y-хромосомой среди коренного населения российского Дальнего Востока и Монголии. В 2006 г. Хаммер и другие учёные обследовали четверых айнов и обнаружили, что один из них (25%) принадлежит к гаплогруппе C3. Некоторые исследователи полагают, что наличие среди айнов меньшинства с гаплогруппой C3 может отражать определённую степень генетического влияния нивхов, с которыми айны имели давние культурные взаимодействия.
По данным Танаки и др. (2004 г.), их мтДНК (митохондриальная ДНК) главным образом состоит из гаплогруппы Y (21,6%) и гаплогруппы M7a (15,7%), а по данным недавней переоценки черепных черт, айны больше похожи на выходцев Охотского региона, нежели на Jōmon-jin, что выглядит вполне убедительно в свете пересечения культуры айнов с охотской культурой и культурой Сацумон.
Некоторые из исследователей считают, что айны могут быть потомками доисторической расы, от которой также произошли коренные народы Австралии. В книге Стива Олсона (Steve Olson) «Отображая историю человечества» (стр. 133) автор описывает открытие окаменелых туземных останков, возраст которых датируется 10 тыс. лет и которые относятся к группе Дзёмон, черты лица представителей которой более напоминают черты лица коренных народов Новой Гвинеи и Австралии.
После новой волны иммиграции, по всей видимости с Корейского полуострова, примерно 2300 лет назад люди Яёя, чистокровные Jōmon-jin, были отодвинуты на север Японии. Генетические данные свидетельствуют, что современные японцы произошли от обеих групп.
В конце XX века возникло множество предположений, что люди группы, связанной с Jōmon-jin, были первыми, кто освоил Северную Америку. Эта гипотеза в значительной степени базируется на скелетном и культурном сходстве среди племён, проживающих в западной части Северной Америки и в определённых частях Латинской Америки. Возможно, что среди первых поселенцев Северной Америки были выходцы Дзёмон.

Инновационное генетическое картирование Кавалли-Сфорца продемонстрировало чёткое различие в частотах встречаемости гена в геноме в области вокруг Японского моря, особенно на Японском архипелаге, что отличает эти группы населения от других в остальной части Восточной Азии и большинства на американском континенте. Эта разница представлена как третье важнейшее генетическое движение (другими словами, третий основной компонент генетических различий) в Евразии (после Большого исхода с африканского континента, один клин которого нацелился на центр Аравии и прилегающие районы Ближнего Востока, а второй – в северные регионы Евразии и, в особенности, регионы Сибири, а оттуда – на юг), которое соответствовало раннему периоду Дзёмон или, возможно, даже произошло ещё раньше.
В России стало на один коренной народ больше – по предварительным данным последней переписи населения, айнов в нашей стране теперь более ста человек. Это удивительно, ведь до недавнего времени считалось, что айны живут только в Японии. Еще более приятно, когда имеешь отношение к такому вот «возвращению» народа. Ведь именно «НА» накануне переписи обратил внимание сотрудников Института этнологии и антропологии РАН на то, что, несмотря на отсутствие в официальном перечне российских народов, часть наших сограждан упорно продолжают считать себя айнами и имеют на это веские основания. Ученые подключились, и вот результат! А о том, кто же такие наши айны, «НА» беседует с жителем Камчатки Алексеем Никамурой.
- Мы – айны, или камчадальские курильцы, – никуда и не исчезали, просто нас долгие годы не хотели признавать. Еще Степан Петрович Крашенинников (русский путешественник XVIII века, исследователь Сибири и Камчатки. – Прим. ред.) описал нас как камчадальских курильцев. Самоназвание «айну» происходит от нашего слова «мужчина», или «достойный мужчина», и связано с военными действиями. Мы ведь 650 лет воевали с японцами. Единственный народ в мире, который сдерживал оккупацию, сопротивлялся агрессору – японцам. Я вообще считаю, что японцы паразитируют на нашей культуре.

– Интересно, каким образом?
– Присваивая наши традиции. Примеров тому много. Японский самурайский меч называется «катано». В айнском это слово обозначает «поселение», «деревня» или «род». Меч называли так потому, что передавали от отца к сыну, от сына к внуку. Харакири – т.н. японское ритуальное убийство – вообще придумано айнами! По нашим верованиям, душа живет в животе. И висит она там на тоненькой веревочке. Чтобы умереть и выпустить душу – иначе человек не возродится потом, – нужно вскрыть живот и перерезать эту ниточку. Глубокий «японский» поклон от чего произошел? В нашей мифологии есть водный дух, который называется Капа Кодзу. Принимая образ человека, он выходит на сушу, чтобы утащить кого-нибудь к себе под воду. В голове у него есть углубление. В нем водичка. Если вдруг она вытечет, дух умрет. Но беда в том, что дух этот очень вежливый. Иду я, например, по лесу, встречаю человека. Вдруг это Капа Кодзу? Я начинаю ему кланяться. Он мне в ответ. Чем глубже поклон, тем почтительнее ответ. И тем больше воды вытекает у духа. Так что на самом деле это проверка на вшивость – не водяной ли ты…

– Внешне вы похожи на японца.
– Мы не были никогда азиатами. Мы островной народ, и ученые до сих пор не выяснили, откуда среди безволосой Азии «шерстяные» люди. Мой предок – выходец с южных Курил, с острова Шикотан (Ясикотан по-айнски). Во времена последнего айнского восстания – примерно в 1725 году – преследуемый японскими войсками он уходил с семьей от погони на байдарах до самой Камчатки. Осел в России на Курильском озере. Айны вели полукочевой образ жизни. Зимовали на Курильском озере (теплое место), а летом уходили на побережье Охотского моря, добывали морзверя, рыбачили. Кстати, неверно думать, что названия Курилы, Курильское озеро и т.д. возникли из-за горячих источников или вулканической деятельности. Просто здесь проживают курилы, или курильцы, а «куру» по-айнски – народ.
– Ваша версия разрушает и без того хлипкую основу притязаний японцев на наши Курильские острова. Если даже название гряды происходит от наших айнов!
– Верно. Я участник экспедиции на остров Матуа. Там есть бухта Айну. Во время двенадцатой экспедиции нами обнаружена древнейшая стоянка айнов. По артефактам понятно – примерно с 1600 года, что это были именно айны. Об этом говорят остатки посуды, обсидиановый наконечник с проточкой для яда и другие характерные для айнов предметы быта. Поэтому очень странно говорить, что айнов никогда не было на Курилах, Сахалине, Камчатке, как это делают сейчас японцы, уверяя всех, что айны проживают только на Хоккайдо и только в Японии, поэтому им якобы нужно отдать Курильские острова. Это ложь. В России есть айны – коренной народ, тоже имеющий право на эти острова. Очень странно, что МИД России не использует этот аргумент, чтобы напомнить, что острова не могут принадлежать только японским айнам, скорее уж всем айнам.
– Сколько айнов, по вашему мнению, проживает на Камчатке?

– В нашей общине 205 человек. Может, некоторые не совсем айны, а люди, с ними себя ассоциирующие. Но это ведь не противоречит Конституции.

– Знаю, что у айнов есть и физическое отличие – т.н. айнский паспорт, может, по нему определять? (Никамура со смехом закатывает рукав рубашки, демонстрируя свой «айнский паспорт».)
– Нас называют мохнатыми курильцами. Но кроме антропологических особенностей частично сохранился язык. Есть словарь курильского языка в «Описании земли Камчатки» Крашенинникова. На Хоккайдо наречие, на котором говорят айны, называется сару, на Сахалине – рейчишка. Наше вообще никак не называется. К сожалению, все разговорники, буквари изданы или на японском, или на английском языках. В такой ситуации сложно сохранять язык. Нужны словари на русском, нужны центры по изучению и сохранению не только, кстати, айнского языка, но и ительменского, других языков Камчатки. На Хоккайдо есть корпорация «Утари», в переводе – сотоварищество. У них 55 отделений по всем японским островам. Это учебные культурные центры. Там обучаются не только айнскому языку, но и культуре. Есть, например, японцы, которые не являются айнами, но живут, как айны. И наоборот, айны, которые живут, как японцы.

– Сохранение айнов действительно важно для Японии в плане культуры или она так педалирует айнскую тему из-за того, что стала идеологическим обоснованием территориальных притязаний?

– Мы пытались через «Утари» наладить культурные связи с другими айнами. Но корпорацию интересовала только политика, причем определенно антироссийская. Я спросил у одного из их руководителей, зачем же так делается. Он ответил честно: нам нужно на что-то жить, а политики выделяют средства на то, что интересно им. Поэтому сейчас мы с «Утари» почти не общаемся. Будем возрождать культуру камчадальских курильцев – айнов – своими силами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments