edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Страничка истории. Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД

Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
2 сентября 1944 года лодка ВМС США «Финбек» получила сигнал SOS с упавшего в океан самолета. Спустя 4 часа «Финбек» прибыла в район катастрофы и вытащила из воды испуганного долговязого пилота.
Спасенным оказался Джордж Герберт Буш, будущий 41-й Президент США.
Какие ассоциации вызывают у вас причудливые слова «Сарго», «Балао», «Гато»?
Версий не так уж много: ночное кораблекрушение, страх погружения в синюю бездну, пенный след мчащихся торпед, скрывающийся в волнах перископ… Японские моряки хорошо понимали значение слова «Гато». Отправляясь в дальний поход, самураи надевали чистое исподнее и прощались с близкими – вернуться назад было суждено немногим.
Впереди, на бескрайних просторах океана бесшумно двигались подводные призраки ВМС США. Встреча с лодкой не предвещала ничего хорошего – моряки-подводники раскромсали  Императорский флот в клочья, заживо похоронив на холодном дне некогда лучшие военно-морские силы в мире.
Гибнущий флот Японии сопротивлялся до последнего вздоха – даже когда были потеряны все авианосцы и линкоры, когда погибли последние пилоты-камикадзе, а выходы из военно-морских баз оказались наглухо заперты авиацией и подлодками противника, японские моряки-подводники упрямо продолжали поиск целей в океане.
30 июля 1945 года субмарине I-58 в последний раз улыбнулась удача – выпущенные торпеды настигли американский тяжелый крейсер «Индианаполис». Гибель «Индианаполиса» стала крупнейшей катастрофой по количеству жертв в истории ВМС США. Но главное мистическое обстоятельство выяснилось гораздо позже: подлодка I-58 увеличитьувеличитьопоздала всего на четверо суток. Крейсер успел доставить на островную авиабазу Тиниан компоненты ядерной бомбы «Малыш» (сброшена на Нагасаки 9 августа 1945 года).
[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]
Волчьи законы

В годы Второй мировой лодки устроили на Тихом океане какую-то кошмарную резню. С позиций наших дней не поддается пониманию, каким образом, эти крошечные «лоханки» совершали трансокеанские переходы и дрались с противником на удалении в тысячи миль от родного берега.
Тем не менее, статистика звучит просто ужасно: примитивные ДЭПЛ, проводившие 90% времени на поверхности, потопили треть кораблей Императорского флота! Всего 201 боевой корабль, размерами от фрегата ПЛО до ударного авианосца. Ближайший «конкурент» – авианосная авиация - отстала от субмарин на 40 пунктов.
Среди трофеев подводников – ударные авианосцы «Тайхо», «Сёкаку», «Синано», «Дзунъё», «Унрю», тяжелые крейсеры «Такао», «Атаго», «Майя», десятки эсминцев…
Помимо американцев, японских флот терзали субмарины Её Величества – на счету британских подводников записан тяжелый крейсер «Асигара» (действия союзников на диаграмме не отражены).
С японскими транспортами и судами обеспечения долго не церемонились – «дизелюхи» безжалостно убивали всех, кто встречался им на пути. Здесь подводники оказались вообще вне конкуренции - 1113 потопленных судов суммарным тоннажем 4 779 902 брутто-регистровых тонн – считаются чисто торпедные атаки, без учета выставленных лодками мин и групповых побед разнородных сил флота.
Распределение потерь японского флота с указанием причин гибели (боевые корабли/транспорты)
Слева направо: больше всех «жгли» подлодки ВМС США. Далее - палубная авиация (минимальный выигрыш по тоннажу уничтоженных боевых кораблей, но абсолютный проигрыш по тоннажу потопленных транспортов). Базовая авиация. Мины. Торпедно-артиллерийские дуэли надводных кораблей (неожиданно много трофеев!). Смешанные потери (береговые батареи, групповые победы и т.д.). На диаграмме кроется много секретов: например, графа «мины» - на 95% заслуга базовой авиации – янки предпочитали минировать морские коммуникации с воздуха.
А больше всего военных кораблей уничтожили подводники – формальный «выигрыш» палубной авиации по тоннажу объясняется потоплением большего числа крупных целей (мидуэйские авианосцы, линкоры «Мусаси» и «Ямато»), в же время среди жертв американских подводников числится великое множество эсминцев, фрегатов и подлодок противника.
Кого вы там слушаете? – воскликнут моряки Кригсмарине, - это же янки – известные бездари и бездельники. Какие из них подводники? Только и умеют украшать кубрики фотокарточками с обнаженными звездами Голливуда.
Действительно, достижения американцев меркнут на фоне «волчьих стай» гросс-адмирала Деница – на счету немецких подводников записано более 2600 судов суммарным тоннажем 13 миллионов тонн!
В отличие от ВМС США, немцам приходилось действовать в гораздо более в жесткий условиях – противолодочная оборона и конвойная система союзников была несравнима по прочности с японской системой ПЛО (для сравнения: за годы войны американцы потеряли 50 лодок; немцы – 783).
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
                         Типичная американская подлодка в годы Второй мировой
С другой стороны, количество лодок у немцев было больше в пять раз, а плотность грузопотока в Атлантике была несоизмерима с японскими морскими перевозками.
В итоге результат – почти 5 миллионов тонн потопленных грузов за четыре года боев на Тихом океане. Солидно.
В реальности трудно сказать что важнее: потопление крейсера, транспортов с оружием или танкеров с нефтью?
Очевидно одно: лодки ВМС США нарушили японские коммуникации, лишив Японию поставок стратегически важного сырья. А гарнизоны на далеких островах, благодаря американским лодкам, остались без провизии и боеприпасов. Вот так выигрываются войны.

«Кошачья акула»
Всего за четыре года войны зоны боевых действиях на Тихом океане достигли порядка 200 американских лодок восьми основных типов:
- тип V – серия из 9 устаревших субмарин, построенная в 1920-е годы;
- «Морская свинья», «Сэлмон», «Сарго» и «Тамбор» - еще 38 субмарин довоенной постройки;
- «Гато» (77 единиц), «Балао» (122 единицы) и «Тенч» (29 единиц). Многие «Балао» и «Тенч» достраивались уже после войны, и принять участия в боях не успели.
Кроме того, в учебных частях и в резерве числилось около полусотни устаревших лодок типов «О», «R» и «S», построенных еще в годы Первой мировой войны.
Безусловно, главной ударной силой американских подводников были легендарные «Гато» - мощные и совершенные лодки, массово поступавшие на флот в разгар боев на Тихом океане. Всего в период 1940 по 1944 гг. американские верфи намолотили 77 субмарин данного типа.

Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
                                USS Drum (SS-228) - одна из лодок типа "Гато".
Входит в десятку самых эффективных американских ПЛ - 15 трофеев суммарным водоизмещением 80 тыс. тонн
Своим причудливым именем – «Гато» - подлодки обязаны кошачьей акуле (gato – кот на испанском языке). Чтобы не утомлять нетерпеливого читателя перечислением скучных ТТХ лодок, отметим их ключевую особенность: американская «Гато» была в три раза крупнее среднестатистического немецкого U-бота.
Сильный, быстрый и вооруженный до зубов подводный киллер, созданный для действий на океанских коммуникациях. Надводная скорость 20 узлов, 10 торпедных аппаратов и 24 торпеды, универсальная артиллерийская батарея в составе 76 мм орудия, зенитных автоматов «Бофорс» и «Эрликон» (калибра 20 и 40 мм). Качественная «начинка» и радиоэлектронные средства – радары для обнаружения целей на поверхности воды и в воздухе, сонары, аппаратура связи – в этой области «Гато» задавала лучшие мировые стандарты. А запас провизии и топлива на борту позволял осуществлять 75-дневные трансокеанские рейды с Гавайев к побережью Японии.
Находясь в подводном положении, крупная лодка могла всего за 30-35 секунд уйти на перископную глубину – скорость всплытия/погружения «Гато» были выше всяких похвал.
Что касается недостатков: главной проблемой «Гато» была относительно малая глубина погружения: диапазон рабочих глубин ограничивался 90 метрами (для сравнения: обычный немецкий U-бот VII-серии мог безбоязненно погружаться в пучину на 200 и более метров).
Проблема была частично исправлена на американских лодках следующего поколения – «Балао».
Конструктивно «Балао» представляла собой прежнюю «Гато», но теперь корпус лодки был выполнен из высокопрочной стали с бОльшим пределом текучести, что позволило увеличить рабочие глубины погружения до 120 метров. Во время одного из тестовых погружений лодка USS Tang случайно «хлебнула» воды торпедным аппаратом и провалилась вниз на 187 метров. Корпус стойко выдержал испытание.

Хроники морских сражений

В жарких морских боях закалялась сталь, под ударами океанских волн содрогалась обшивка – маленькие злобные рыбки насмерть бились с противником, пачками отправляя на дно японские корабли. В сражениях рождались новые герои и легенды.
Шальной снаряд разорвался на мостике подлодки «Гроулер». Раненый командир Говард Гилмор отдал приказ о немедленном погружении; сам храбрый моряк спуститься в люк не успел, навечно оставшись в океане (награжден Медалью Почета).
Подлодке «Арчер Фиш» (тип «Балао») удалось потопить самый крупный корабль в истории подводного флота – японский авианосец «Синано» (70 тысяч тонн).
Но самой результативной американской лодкой стала «Флешер» (тип «Гато») – лодка потопила четыре крупных танкера, крейсер и ряд транспортов суммарным водоизмещением 100 тыс. тонн.
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
                          Рубка подлодки "Флешер" (Гротон, шт. Коннектикут)
Интересная судьба ожидала подлодку «Минго». После войны она была передана Военно-морским силам самообороны Японии, где служила под именем «Курошио» до 1971 года.
Еще одна лодка – «Кэтфиш» была продана ВМС Аргентины. Переименованная в «Санта Фе», она погибла в 1982 году во время Фолклендской войны. Но и это еще не предел долголетия!
Подлодка «Хай Пао» (бывш. USS Tusk) до сих пор находится в составе ВМС Республики Тайвань. Изначально лодка продавалась, как испытательный стенд с заваренными торпедными аппаратами и демонтированным вооружением, однако хитроумные китайцы восстановили лодку, присвоив ей статус учебно-боевой единицы.
Причина исключительного долголетия американских лодок волне очевидна – послевоенная модернизация по программе GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program). С лодок снимали все устаревшее вооружение и оборудование, оптимизировали обводы корпуса, заполняя все освободившееся внутреннее пространство аккумуляторными батареями. В результате подводная скорость модернизированных «Гато» и «Балао» подчас достигала 16-18 узлов (на зависть немецкому «Электроботу»). Комплекты современных РЛС и гидроакустических станций дополнительно способствовали популярности этих лодок на мировом рынке морских вооружений.
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД

В годы Второй мировой американские субмарины выполняли множество различный задач: помимо тотального истребления японского флота, они вели скрытное наблюдение за военно-морскими базами и позициями противника на островах в Тихом океане, дежурили в точках эвакуации на маршрутах стратегических бомбардировщиков B-29, периодически спасая пилотов, выпрыгнувших из подбитых машин.
В отличие от «волчьих стай» Кригсмарине, американцы предпочитали действовать поодиночке. Огромный океан был разбит на множество квадратов, в каждом из которых двигалась субмарина ВМС США, имевшая приказ топить все, что движется. Особое внимание уделялось важным проливам и проходам в зонах боевых действий – всякий раз, прорываясь на помощь своим силам, японские эскадры попадали под шальной торпедный огонь.
Американские моряки-подводники внесли главный вклад в победу на Тихом океане - лодки задушили промышленность Японии, лишив её без поставок сырья и нефти. Лодки блокировали японские гранизоны на островах Тихого океана и уничтожили треть боевых кораблей Императорского флота. Без помощи этих маленьких, но очень злобных "рыбок", победа в морской войне была бы невозможна.


Герои Императорского флота
Японский подводный флот страдал одним ключевым недостатком – отсутствием радиолокаторов. Легендарная радиоэлектронная промышленность Японии не справлялась с поставленной задачей, в результате примитивные РЛС появились на крейсерских лодках лишь к 1945 году. На средних и малых субмаринах радаров не было вообще.
Нетрудно догадаться, о последствиях сей прискорбной ситуации - американская патрульная авиация мгновенно вычисляла беспомощные лодки, кружащие на поверхности во время перезарядки аккумуляторных батарей, и топила их, как щенков. Всего за годы войны японцы потеряли по различным причинам порядка 130 субмарин, часть которых стала жертвами навигационных ошибок и тайфунов.

Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
Но, несмотря на отсутствие радаров, относительную слабость вооружения и низкие ТТХ (большинство лодок не могло погружаться глубже 50…75 метров), японские подводники выполняли удивительные задания – организовали кругосветный «подводный мост» с Германией для обмена важными приборами, чертежами и материалами, снабжали провизией, боеприпасами и медикаментами окруженные гарнизоны на островах Тихого океана, доставляли подкрепления и эвакуировали раненых (например, японские части на островах Алеутской гряды – Кыска и Атту держались только благодаря подводникам).
Специальные задачи, разведка, выброска диверсионных групп. Отдельной забавной страницей в истории японского флота стало создание «подводных авианосцев» - в сентябре 1942 года миниатюрный гидросамолет с подлодки I-25 символически «разбомбил» леса штата Орегон, сбросив на Америку две зажигательные фосфорные плитки. Первая и единственная бомбардировка континентальной части США за всю войну несла гораздо более глубокий подтекст: японский Генштаб всерьез обсуждал операцию «Вишня зацветает ночью» - с помощью подводных авианосцев распылить на Западным побережьем США споры чумы, сибирской язвы и прочей мерзости из японских военных лабораторий. Попутно следовало разбомбить шлюзы Панамского канала и тогда, согласно представлениям японских стратегов, должна была наступить Эра всеобщей Любви и Процветания.
К счастью для янки, у японцев не хватило ни сил, ни возможностей для воплощения задуманного.
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
Фантазии это хорошо, но подводники не должны забывать о своей Главной Задаче – нарушении морских коммуникаций противника. На фоне рекордов Кригсмарине и ВМС США успехи японцев выглядят более чем скромно, однако, даже в условиях многократного превосходства противника на море и в воздухе, японским морякам-подводникам удавалось жестоко терроризировать союзников, отправляя на дно множество кораблей.
Японские подводные киллеры активно действовали на огромном пространстве – от ледяного Берингова моря до тропических широт Индийского океана. По данным потерпевшей стороны (т.е. данные не являются выдумкой подводников и полностью соответствуют действительности) только за период с ноября 1942 по март 1943 гг. японским лодкам удалось потопить 42 британских, голландский, австралийских и американских транспорта в Индийском океане.
Немало болезненных ударов получили ВМС США. Помимо уже упомянутого «Индианаполиса», японские лодки потопили авианосец «Уосп» и добили поврежденный «Йорктаун». Был потоплен эскортный авианосец «Лайском Бэй». Серьезные повреждения от торпед получили линкор «Норт Кэролайн» и ударный авианосец «Саратога». Также на счету субмарин Императорского флота множество эсминцев и субмарин противника, базы гидросамолетов, флотские танкеры-заправщики, суда снабжения… Японским подводникам есть что вспомнить и есть чем гордиться.
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
                           Повреждения в подводной части линкора "Норт Кэролайн" (BB-55)
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
                   Недостроенные мини-субмарины на японской ВМБ Куре
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
                        Мемориал подлодки "Кавелла".
Малышка потопила 4 корабля противника, в том числе ударный авианосец "Сёкаку"

Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
"Кавелла" изнутри
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД

Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
Глубокое синее море. Подлодки на Тихоокеанском ТВД
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments