edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Японская выставка искусства бонсай из азалий в токийском парке Уэно

/Фоторепортаж Анатолия Булавина/
Ежегодная выставка произведений искусства любителей бонсай из великолепных кустов разноцветных азалий проходящая в эти выходные в центральном токийском парке Уэно всегда приносить удовольствие и создает особое, оптимистическое, летние настроение...

Азалия, рододендрон (Azalea, Rhododendron) - это вечнозеленые или листопадные небольшие кустарниковые растения с характерным размером и строением листьев и богатством цветения. В род Азалия, Рододендрон входит до 1000 видов семейства вересковых. Название рода рододендрон имеет греческое происхождение и состоит из двух слов: «rhodon», что означает роза и «dendron», что значит дерево.
Вместе это звучит как розовое дерево или рододендрон. Рододендроны – прямостоячие высокие или стелющиеся низкорослые, листопадные и вечнозеленые кустарники Древесина, как и у всех вересковых, очень плотная, смолистая, напоминающая древесину хвойных.
В природе это кустарник высотой до 3 м. Рододендрон часто выращивают как комнатное растение, в продаже и цветоводческой литературе встречается под названием «азалия». Окраска цветков разнообразная: белая, желтая, розовая, красная, пурпурная, фиолетовая и др. (окраска может быть любой, кроме голубой). Цветет весной, с апреля до середины июня.

В настоящее время термин «азалия» ботаники употребляют лишь для обозначения одного подрода в роде Рододендрон. Несмотря на это, в мировой садоводческой практике со времен К. Линнея сохранились оба названия: азалиями называют листопадные виды, а рододендронами – вечнозеленые. Основной родоначальник сортов комнатных азалий – природный вид рододендрон индийский, или Симса, который растет во влажных горных лесах в атмосфере постоянных туманов, моросящих дождей и относительной прохлады. От него получены многочисленные гибриды. По своим декоративным свойствам азалия весьма привлекательная комнатная культура. Длительное цветение необычайно разнообразных и очень изящных цветков покоряет любителей комнатного цветоводства.

[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть фотографии бонсай из азалий дальше...]

Азалии подходят также для создания бонсай. Легче всего для этого использовать горшечную азалию, которая провела лето в тенистом, влажном месте. Осенью ей надо придать соответствующую форму и пересадить в посуду для бонсай.
Из азалии можно создать бонсай полукаскадной и метельчатой формы. Содержать азалии в комнатных условиях довольно сложно, но от этого популярность их не уменьшается. Секрет длительного цветения сохранения азалии до следующего года заключается в том, чтобы соблюдать повышенные требования к прохладному содержанию, высокой влажности почвы и воздуха, яркому освещению.


Япония - родина азалий

Восток, пронизанный символикой, связанной с теми или иными растениями, порой хорошо знакомыми, не перестает поражать и очаровывать. Азалия же отождествляется с ослепительной красотой, дурманящей прелестью и вместе с тем с ядовитым коварством прекрасной половины человечества. Ее называют «одурманивающим похотью цветком». Литература о происхождении и развитии вечнозеленых азалий в Японии не так широко доступна на Западе, как литература о листопадных азалиях.
Азалии впервые упоминаются в древней книге стихов «Манъесю» в 759 г. В 1692 г. известный японский садовод Ито Ихеи издал богато иллюстрированную монографию, в которой описывается 332 садовых формы рододендрона — Rhododendron obtusum. Монография состояла из пяти томов и имела поэтическое название «Парчовая подушка». Книга дважды переиздавалась: в 1733 и 1849 гг. Причем оба переиздания были с оригинальными иллюстрациями, оттиснутыми с деревянных печатных форм. Безусловно, эта книга первое воплощение обширных и уточненных знаний японских садоводов об азалии. Из 332 азалий, описанных в книге, 171 описывались как Tsutsuji — «цуцудзи», а 161 — как Satsuki — «сацуки», или «сацки». Японцы до сих пор квалифицируют азалии таким образом.


Бонсай из азалий

Мелколистные и мелкоцветковые сорта азалий — идеальный материал для формирования бонсай (миниатюрных деревьев в японском духе), они традиционно используются для этой цели. В старых японских коллекциях бонсай есть экземпляры азалий, которым сотни лет. Визуальные же эффекты, способствующие «состариванию» дерева, хорошо известны: толстый искривленный ствол, густая плотная крона (чем мельче листья, тем сильнее эффект искажения масштаба). В этом отношение азалии с их мелкими темнозелеными листьями лучше многих других пород подходят для превращения в бонсай.



"Бонсай" - японского происхождения

Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженного в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.
Слово "бонсай" - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Бонса́й (яп.
盆栽 букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание клёнов и азалий стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе. Истинный бонсай должен нести отпечаток времени, поэтому к бонсай относят в первую очередь деревца с толстыми стволами.
Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет. Плохо, когда хозяин бонсай уверует, что с гибелью бонсай и его жизни придёт конец в этом мире. Из всего сказанного вытекает вывод, что истинный бонсай должен нести отпечаток времени.
Поэтому к бонсай относят в первую очередь деревца с толстыми стволами. Особенно ценятся причудливо загнутые или сломанные ветви, стволы с потрескавшейся или снятой корой, покрытые мхом. Все это символизирует многолетнее выживание в трудных природных условиях и подчеркивает естественность.


В настоящее время существуют следующие стили бонсай:

Тёккан (Chokkan) Bonsai streng aufrechte Form.svg Формальный прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.
Моёги (Moyogi) Bonsai locker aufrechte Form.svg У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги), ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень.
Сокан (Sokan) Bonsai Doppelstamm-Form.svg Сокан («сдвоенный ствол») — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону.
Сякан (Shakan) Bonsai geneigte Form.svg Наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле.
Кэнгай (Kengai) Bonsai Kaskaden-Form.svg Каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды или на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
Хан-кэнгай (Han-Kengai) Bonsai Halbkaskaden-Form.svg Хан-кэнгай — полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остаётся на уровне почвы плошки.
Нэцунагари (Netsunagari) Нэцунагари — стиль, имитирующий вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут, напоминая отдельные деревья.
Будзинги (Bunjingi)(литературный стиль) Bonsai Literaten-Form.svg «Стиль учёных мужей» характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток.
Сэкидзёдзю (Sekijoju) Bonsai über-Felsen-Form.svg Сэкидзёдзю — «корень на камне» — дерево (часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его.
Исидзуки (Ishitsuki) Bonsai-auf-Felsen-Form.svg Исидзуки или «растущий-на-камне» стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости дерева.
Хокидати (Hokidachi) Bonsai Besen-Form.svg Хокидати — «Стиль метлы» — применяется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут вокруг него примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья образуют форму, похожую на шар.
Ёсэ Уэ (Youse-Ue) Bonsai Wald-Form.svg «Ёсэ Уэ», или группа деревьев — стиль, в котором выращивают более 9 деревьев в одной композиции. Количество их может варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4 (слово «си», «четыре», на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшок сажают деревья одного и того же вида, а красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.
Икадабуки (Ikadabuki) Bonsai Floss-Form.svg Многоствольный стиль, икадабуки (плотообразный стиль), отличается тем, что он имитирует дерево, упавшее в болоте, основание имеет форму плота и образовано лежащим на земле стволом, от которого отрастают разновеликие деревца.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments