С течением времени менялся облик города и образ жизни городских жителей. В соответствии с этим менялось устройство кёматия, вырабатывался некий общий стандарт. Сейчас в городе насчитывается сорок одна тысяча традиционных деревянных кёматия, построенных до 1951 года. Не будет преувеличением сказать, что эти дома – квитэссенция коллективной мудрости и тысячелетнего опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Справа вдалеке: откидывающаяся скамейка баттари сёги, использовавшаяся в качестве прилавка, на котором раскладывалась продукция
Экологичность и феноменальная стойкость
Знакомый нам сегодня архитектурный стиль кёматия окончательно сформировался к середине эпохи Эдо (1603-1868). Разумеется, при постройке использовались только натуральные материалы. Интересный факт – отталкиваясь от того, что было известно о жизненном цикле растений, которые служили сырьём, производились расчёты, касающиеся замены износившихся стройматериалов. Солома образуется из злаковых культур каждый год, поэтому её, по словам Мицуи Каору, меняли ежегодно. Бумажной шелковице кодзо и кустарнику мицумата, из которых производят японскую бумагу васи, необходимо расти три года, чтобы их можно было употребить в производство.
Столько же времени требуется и бамбуку, чтобы стать полноценным стройматериалом. Поэтому замена бамбуковых и бумажных элементов кёматия происходила раз в три года. Деревья, процесс «взросления» которых занимает несколько десятилетий, использовались в строительстве таким образом, чтобы изготовленные из них элементы можно было перекомпоновать или определенным методом укрепить для увеличения срока их службы. Износившиеся натуральные стройматериалы хорошо горели и могли быть использованы в качестве топлива для кухонного очага, а зола использовалась фермерами в качестве удобрения. Таким образом кёматия была вписана в экосистему и становилась частью природного цикла, что повышало её долговечность и делало крайне экологичным жилищем.
Внутренний двор традиционной кёматия
Терморегуляция и регулировка влажности
«На протяжении всего года, – говорит Мицуи Каору – в кёматия можно поддерживать приблизительно один и тот же уровень влажности в 50-60 процентов. Даже если снаружи влажность ощутимо выше, например, 80 процентов, в комнате сохраняется комфортный уровень. Регуляция влажности осуществляется за счёт конструкции в стиле синкабэ-дзукури, когда пространства между столбами каркаса заполняются легкими материалами вроде глины, при этом поверхность самих столбов остается непокрытой. По сравнению с другими конструкциями, эта имеет множество преимуществ.» Во время сезона дождей бумага на раздвижных перегородках сёдзи буквально набухает от влаги. Деревянные столбы тоже впитывают влагу. Дом представляется живым, способным дышать организмом.
Благодаря сёдзи и синкабэ-дзукури в доме регулируется влажность
Управляя воздухом и светом: физика жилого пространства
В устройстве кёматия немало внимания уделено теме света и воздуха. Тщательно рассчитываются размеры навесов хисаси, чтобы в летний полдень они защищали обитателей дома от жарких лучей, а зимой пропускали послеполуденный солнечный свет в комнаты. Веранда-энгава, своеобразный воздушный карман между домом и внутренним двором, выполняет термоизоляционную функцию и позволяет «настроить» атмосферу жилого пространства в соответствии с сезоном.
Перегородки сёдзи и веранда-энгава – естественная термоизоляция
Тэммадо – «окна в крыше» – служат не только для того, чтобы обеспечивать приток света, но и помогают охлаждать комнаты, высвобождая тепло. Внутренний двор с садом – ещё один архитектурный элемент, необходимый для проветривания дома: разбрызгивание в воздухе воды (яп. утимидзу) создает небольшую разницу в давлении, в результате чего образуется так называемая естественная тяга – поток прохладного воздуха поступает в комнаты, а теплый воздух вытесняется во двор. Если душным летним вечером разбрызгать немного воды перед кёматия, то внутри дома подует легкий, прохладный ветерок.
Через тэммадо – мелкие окна в крыше – свет попадает внутрь комнат, а тепло выходит наружу
Сейсмоустойчивость – рассеивание силы толчков
Кроме опорных столбов в устройстве кёматия важную стабилизирующую функцию выполняют горизонтальные балки (яп. нуки). Кстати, такое же название имеет и нижняя балка-перемычка, соединяющая колонны в ритуальных воротах тории, которые установливаются на входах в синтоистские святилища.
Столбы не зафиксированы в каменном фундаменте, что повышает сейсмоусточивость конструкции
Можно сказать, что пространство кёматия имеет горизонтально-вертикальную структуру – оно полно перпендикулярных пересечений, начиная с рам-решеток коси, перегородок сёдзи и внутренней основы для глинобитных стен, изготавливаемой из бамбуковых реек (яп. такэкомаи) и заканчивая столбами и балками, формирующими остов дома. В этой конструкции почти нет диагональных креплений. Она покоится на каменном фундаменте, не будучи никак на нем закреплена. По сравнению с современными архитектурными сооружениями такая конструкция может показаться слабой и ненадежной. Однако, именно из-за свойственной ей низкой степени сопротивления кёматия может амортизировать подземные толчки, как бы поглощая колебания. В случае землетрясения мощностью 4 балла (по японской шкале) и ниже опорные столбы даже не сдвинутся с каменного фундамента.
«Твердые, но хрупкие глинобитные стены также с легкостью поглощают колебания средней мощности, – поясняет Мацуи Каору. – Если же толчки усиливаются, то начинает трясти деревянный остов и стабилизирующие перемычки нуки. При этом благодаря зазорам в деревянной конструкции происходит потеря энергии – сила толчков рассеивается». Во время крупного землетрясения мощные толчки могут скинуть всю конструкцию целиком с фундамента, и таким образом реализуется сейсмоизоляционная функция, снимается сейсмическая нагрузка. Кёматия достаточно прочна, чтобы выдержать землетрясение средней мощности, достаточно пластична, чтобы устоять во время более сильных толчков, а от мощнейших землетрясений ее спасает особая, не закреплённая на фундаменте конструкция. Эта трехуровневая защита очень эффективна – не случайно воплощенные в кёматия традиционные методы сейсмоусточивости в наше время получают высокую оценку экспертов.
В горизонтально-вертикальной структуре кёматия отстутствуют диагональные элементы. Симметрия столбов и поперечных балок придает внутреннему пространству особую красоту
Между обществом и природой
Длинный и узкий проход от ворот к дому получил название «ложе угря» (яп. Унаги-но нэдоко) и считается одним из наиболее характерных элементов архитектуры кёматия. Он сформировался в эпоху Эдо, когда налог на недвижимость высчитывался исходя из ширины выходящей на улицу стороны здания.
«Ложе угря» – узкий и длинный проход от ворот к дому
Улица, по сторонам которой стояли кёматия, была местом встреч и общения, сосредоточением социальной жизни. Во внутренних дворах царствовала природа. На улице все было регламентировано, подчинено социальным нормам, там не существовало индивидуального времени – оно принадлежало обществу. Но в своем потаённом садике в окружении природы можно было не наблюдать часов. «Жизнь в кёматия происходит как бы в двух плоскостях, где время течет по-разному, – считает Мацуи Каору. – Есть улица, где время – это достояние общественности, а есть сад, где оно отдано природе. Перемещаясь между двумя этими плоскостями, ты вдруг осознаешь, что наше общество может существовать лишь на фундаменте, столь великодушно предоставленном нам природой».
Для живущих в ней людей кёматия является одновременно и жилым, и рабочим пространством. Внутренний двор выполняет функцию тумблера – с его помощью осуществляется смена бытийного регистра
Мягкий тёплый свет, проходящий сквозь бумагу сёдзи, эстетичная геометрия глиняных стен и деревянных балок, натертые до блеска досчатые полы, татами, дарующие босым ступням приятную прохладу... Прикоснувшись через всё это к природе, вдруг начинаешь слышать и видеть то, что ранее было недоступным для восприятия.
Мягкий свет, проникающий сквозь бумажные сёдзи, прекрасно гармонирует с тростниковыми матами татами
«Мы живем во время головокружительных изменений. И именно поэтому жилое пространство кёматия, которое безустанно оттачивает все наши пять чувств и дает нам точку опоры, это то, что должно стать для нас ориентиром». Если вы когда-нибудь окажетесь в кёматия, окунитесь в её созерцательный покой, полюбуйтесь в одиночестве её внутренним садом, куда не доходит суматошный шум городских улиц. Именно здесь находится мир спокойствия и тишины, «заповедный горный уголок» в сердце современного города. Откройте для себя многогранность световых преломлений в архитектонике сада и тогда, безусловно, вам откроется многогранность вашего внутреннего мира.
Вид на внутренний двор с садом со второго этажа. Он создает условия, необходимые для циркуляции воздуха в помещении