edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Путешествуя по Японии. Лаковая посуда Дзёбодзи – простая красота на каждый день


В посёлке Дзёбодзи города Нинохэ (префектура Иватэ) производится 70% лака уруси, используемого для сохранения культурных памятников и изготовления лаковой утвари. Технологии сбора сока лаковых деревьев зарегистрированы в качестве нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В окрестностях города Мориока, столицы префектуры Иватэ, можно познакомиться с лаковой утварью Дзёбодзи – изделиями народного промысла с тысячелетней историей.
Лаковые изделия уруси – традиционный японский промысел
Считается, что слово уруси, использующееся для обозначения натурального лака и лаковой утвари, происходит от урувасий, «утончённый», или уруои, «увлажнённый». Сырьём для лака служит очищенный сок лакового дерева, выделяющийся после нанесения надрезов. Основной ингредиент сока, урусиол, поглощает кислород из влажного воздуха и образует на поверхности прочную плёнку. Клейкий лак улучшает цвет предметов, придаёт им блеск, и деревянная утварь обретает элегантность и прочность. Лаком уруси покрывают здания и атрибутику буддийских и синтоистских храмов.Сбор сока лакового дерева, выделяющегося на месте надрезов (@ город Нинохэ)
    Сбор сока лакового дерева, выделяющегося на месте надрезов
В период Великих географических открытий (XV-XVII век) японские лаковые изделия проникли в западные страны и наряду с китайской керамикой получили высокую оценку. В эпоху Эдо (1602-1868) мастерские по производству лаковых изделий располагались по всей стране, и местные феодалы поощряли развитие этого традиционного народного промысла. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) лаковые изделия были незаменимым предметом быта японцев и активно экспортировались в другие страны, жители которых по достоинству оценили эстетические свойства лаковой посуды.
После Второй мировой войны стиль жизни японцев претерпел значительные изменения. Распространение пластиковых изделий и западной посуды, а также поток дешёвых лаковых изделий китайского производства привёл к сокращению числа японских мастерских. Ведущим производителям присвоили статус традиционного народного промысла, и наличие спроса среди коллекционеров и туристов помогало им выжить, однако с 1965 года доля японского лака на рынке неуклонно снижается и в настоящее время составляет лишь 1-2%.
Местечко Дзёбодзи в городе Нинохэ (префектура Иватэ) – один из немногих сохранившихся до наших дней производителей лака. В 1978 году, невзирая на общий упадок в отрасли, местные производители лаковой утвари занялись выращиванием лаковых деревьев, и сейчас здесь производится до 70% японского лака.
Плантация лаковых деревьев. Каждое дерево вырабатывает всего 200 мл сока в год (@город Нинохэ)
Плантация лаковых деревьев. Каждое дерево вырабатывает всего 200 мл сока в год (@город Нинохэ)
Тысячелетние традиции
Фудзимура Маки, сертифицированный мастер лакового промысла Дзёбодзи, президент мастерской «Уруми Когэй» и владелица магазина в Мориоке, рассказала нам об истории и уникальных свойствах лаковых изделий Дзёбодзи.
Фудзимура происходит из семьи производителей лаковой продукции в посёлке Хатимантай неподалёку от Дзёбодзи. Её предки переехали в Мориоку в 1953 году, открыли магазин лаковых изделий, а в 1981 году переименовали компанию в «Уруми когэй». Отец, Кацумата Ёсихару, стал первым обладателем сертификата «мастер традиционного лакового промысла Дзёбодзи». В 2017 году он передал своё дело дочери. По словам Маки, сейчас в стране очень мало семей, где традиционные промыслы передаются из поколения в поколение.
Магазин «Уруми Когэй» находится в 15 минутах ходьбы от станции JR Мориока. Мастерская расположена в соседнем городе Такидзава (© Shoepress)
Магазин «Уруми Когэй» находится в 15 минутах ходьбы от станции JR Мориока. Мастерская расположена в соседнем городе Такидзава
Фудзимура владеет традиционными технологиями изготовления лаковых изделий. Процесс нанесения лака состоит более чем из 40 этапов – создание базового слоя, многократное нанесение лака и полировка (@ «Уруми когэй»)
Фудзимура владеет традиционными технологиями изготовления лаковых изделий. Процесс нанесения лака состоит более чем из 40 этапов – создание базового слоя, многократное нанесение лака и полировка
Производство лаковых изделий Дзёбодзи началось более 1200 лет назад, в период Нара (710-794). В 728 году буддийский монах Гёки по приказу императора Сёму основал храм Тэндайдзи на территории современного посёлка Дзёбодзи. «Приезжающие в храм киотские монахи изготовляли лаковую посуду для собственного пользования, и это послужило основой для развития лаковых изделий Дзёбодзи», – рассказывает Фудзимура. Название «Дзёбодзи» происходит от названия клана Дзёходзи, управлявшего местностью в районе реки Аппи с XII по XVI век. Здесь произрастало множество лаковых деревьев, и в эпоху Эдо клан Намбу стал развивать производство лаковых изделий в качестве местного специалитета не только в Дзёбодзи, но и в окрестных районах. В конце XIX века сюда стали приезжать на заработки сборщики лакового сока из Имадатэ (префектура Фукуи), передавшие местным мастерам свои технологии и инструменты. Это послужило толчком к развитию местного лакового промысла. «Местный лак отличается высоким содержанием урусиола, поэтому лаковые изделия Дзёбодзи прочные и твёрдые», – поясняет Фудзимура.
Лаковая посуда Дзёбодзи – это сочетание практичности с простой красотой (@ «Уруми когэй»)
   Лаковая посуда Дзёбодзи – это сочетание практичности с простой красотой
Удивительная трансформация лаковой посуды
В производстве лаковых изделий Дзёбодзи участвуют столяры, вырезающие деревянную посуду, и лакировщики, ответственные за нанесение основы под лак и самого лака. Процесс обработки состоит более чем из 40 этапов, поэтому каждое изделие производят за 3 месяца. В эпоху Эдо в Дзёбодзи производили лаковые изделия с золотыми украшениями для феодалов даймё, однако впоследствии визитной карточкой местной продукции стала простота. Изделия, как правило, выполнены в монотонном чёрном или ярко-оранжевом цвете, а лак после нанесения последнего слоя не полируют, поэтому он выглядит матовым и подчёркивает красоту изделия. Посуда не кажется недоступной и элитной, а производит впечатление встречи с добрым знакомым. «Мы живём рядом с лаковыми деревьями. Простота – лучший способ подчеркнуть высокое качество лаковых изделий. Продукция «Уруми когэй» предназначена для повседневного использования, поэтому мы стремимся сделать её простой и удобной», – рассказывает Фудзимура.
Лаковые изделия в магазине «Уруми когэй» (© Shoepress)
                       Лаковые изделия в магазине «Уруми когэй»
Ежедневное мытьё холодной водой и вытирание полотенцем формирует на поверхности посуды зеркальную патину, потому что частички лака постепенно стираются. В магазине выставлены две чашки – одна новая, а вторая после 10 лет использования. Многие посетители принимают решение о покупке, увидев глубокую патину на старом изделии.
«Мы принимаем заявки на ремонт утвари. Если она не разломилась пополам – это возможно. Такой подход экологичен и идёт в ногу со временем. Когда нас просят починить посуду, использовавшуюся на протяжении пяти, а то и десяти лет, такое ощущение, что нам доверяют члена семьи».
Новая чашка (слева) и чашка с патиной, использовавшаяся на протяжении 10 лет (@ «Уруми когэй»)
   Новая чашка (слева) и чашка с патиной, использовавшаяся на протяжении 10 лет
Бережное отношение к традициям
В 2006 году японское Управление культуры запустило программу «Развитие лесной системы с целью охраны регионального культурного наследия», направленную на стабилизацию поставок сырья, незаменимого для ремонта объектов культурного наследия – древесины, коры кипарисовика, мисканта и лака. Местность Дзёбодзи стала первым участником программы, и благодаря расширению плантаций лаковых деревьев сюда стали приезжать на обучение молодые сборщики лакового сока со всей страны.
В 2014 году Управление культуры выпустило директиву об использовании японского древесного лака при ремонте объектов, имеющих статус национального достояния и значимого культурного наследия. За пять лет объём производства японского древесного лака увеличился вдвое, и его доля на рынке возросла до 5%. Район Дзёбодзи и местная продукция постепенно возвращают себе былую славу.
Плантация лаковых деревьев в Дзёбодзи служит площадкой для обучения молодых сборщиков лака (@ город Нинохэ)
Плантация лаковых деревьев в Дзёбодзи служит площадкой для обучения молодых сборщиков лака (город Нинохэ)
Будущее производителей лаковых изделий нельзя назвать радужным. «С детства я видела, как бабушка и дедушка делают лаковую продукцию, а клиенты приносят на ремонт любимую посуду, которой они пользуются на протяжении многих лет. Я всей душой люблю глубокую, сложную и оригинальную расцветку лаковых изделий Дзёбодзи. Нельзя допустить, чтобы этот народный промысел исчез. Это придаёт мне силы идти вперёд», – говорит Фудзимура.
Магазин «Уруми когэй» проводит мастер-классы по раскраске лаковых изделий (по предварительной записи, платно). Приедете в Мориоку – обязательно зайдите в «Уруми когэй», чтобы проникнуться очарованием простой красоты лаковых изделий Дзёбодзи.
Магазин «Уруми когэй»
Адрес: 2-9-23 Chūō-dōri, Morioka, Iwate Prefecture
Телефон: 019-654-4615
Часы работы: 10:00-18:00
Выходной: новогодние праздники
Как добраться: 15 минут пешком от станции JR Мориока или 1 минута пешком от остановки «Тюодори 2-тёмэ» кольцевого автобусного маршрута «Дэндэнмуси».
Tags: Японии, лаковая посуда Дзёбодзи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments