edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Страница истории. Театр Кабуки в конце периода Эдо: Китагава Морисада и его труды

Одним из популярнейших развлечений в Эдо были спектакли Кабуки. Похоже, что Китагава Морисада, написавший «Морисада манко», увлекался этим театром – в своей книге он посвятил немало иллюстраций и описаний истории «театральных кварталов», где были целые улицы театральных заведений, показал внутреннюю структуру театрального пространства и рассказал об известных актёрах.
Изоляция Кабуки
«В первый год Канъэй Сарувака Кандзабуро впервые получил официальное разрешение и открыл театр-ягура в Накабаси. Вероятно, он использовал вид съёмного жилья, точно как нынешние театры одэдэко» – так описывает появление Кабуки в Эдо Морисада в 24-м томе «Театры».
Таким образом, по его данным, в 1 году Канъэй (1624) по разрешению сёгуната в Накабаси (около пересечения нынешних улиц Яэсу и Тюо владелец театра Сарувака Кандзабуро (Накамура Кандзабуро) основал первый театр. Это был первый актёр с таким именем, а в 2012 году скончался Накамура Кандзабуро XVIII.
Упомянутые театры одэдэко – это различные небольшие театры, не входящие в Три театра Эдо (Эдо сандза, о которых мы расскажем ниже), их название происходит от кукол одэдэко, которых использовали в уличных представлениях. Первые театры Кабуки по масштабам не превосходили обычные съёмные жилые дома.
Далее в «Морисада манко» говорится: «В 11 году Канъэй Мураяма Матасабуро открыл театр в Фукия-тё… который превратился в Итимура-дза, существующий поныне, а в 4 году Кэйан (или же, говорят, во 2 году) Сарувака-дза перенесли в Сакаи-тё. Сарувака – это нынешний Накамура-дза. Сакаи-тё и соседний Фукия-тё стали называть “двумя театральными кварталами”».
Таким образом, Кабуки в Эдо стал популярен в годы Кэйан (1648-1652), когда театры переместились в соседние кварталы Фукия-тё и Сакаи-тё, получившие название Нитёмати, «двух (театральных) кварталов» (в настоящее время это примерно район Нихомбаси Нингётё 3-тёмэ в токийском районе Тюо). Иногда Фукия-тё называли Камисакаи-тё, «Верхний Сакаи», а Сакаи-тё – Симосакаи-тё, «Нижний Сакаи», и в эти два соседствующих квартала переехали театры Итимура-дза и Накамура-дза.
В этом районе построили также небольшие театры, здесь показывали Дзёрури и прочие кукольные представления, появились чайные при театрах и жилые дома актёров, и так образовался крупный театральный район.
Сёгунат рассматривал Нитёмати как один из «двух великих источников зла» наряду с юкаку, кварталами публичных домов, и старался его изолировать. Помимо того, что это был большой развлекательный район, потребляющий огромные суммы денег в виде платы за спектакли и дохода чайных, власти опасались возможного вреда для нравственности, который мог исходить отсюда.
Если мы посмотрим в книгу «Картины знаменитых мест Эдо», то увидим, что в Нитёмати можно было попасть только по мосту через ров, он был отделён от повседневной жизни горожан.
итёмати в «Картинах знаменитых мест Эдо» (Эдо мэйсё дзуэ). 1) Накамура-дза, 2) Итимура-дза. На переднем плане ров, попасть в Нитёмати можно только по мосту (коллекция Национальной парламентской библиотеки)
Нитёмати в «Картинах знаменитых мест Эдо» (Эдо мэйсё дзуэ). 1) Накамура-дза, 2) Итимура-дза. На переднем плане ров, попасть в Нитёмати можно только по мосту
В Эдо было немного развлечений, и Нитёмати был другим миром, вырванным из повседневности пространством, поэтому сёгунат намеренно отвёл ему место вне обычной жизни горожан.
Преисполненный любопытства Морисада, похоже, отрицательно относился к таким мерам. Впрочем, написанное выше относилось к ранней истории эдоского Кабуки, ещё до рождения Морисады.
Он читал источники и критически относился к жизни Нитёмати, однако то, что он видел в действительности – это Кабуки начиная с годов Каэй (1848-1855), и его великолепие вызывало в нём всё больший восторг.
Вдохновенные зарисовки Сарувака-тё
Нитёмати процветал 200 лет, но в 1841 году его уничтожил пожар, Итимура-дза и Накамура-дза сгорели дотла. Занимавший в правительстве высшую должность родзю Мидзуно Тадакуни, проводивший реформы годов Тэмпо, направленные на оздоровление финансов, поощрял бережливость и старался ограничить роскошь и развлечения. Поскольку Кабуки относился к сфере развлечений, эти театры не разрешили отстроить на прежнем месте, приказав им перебраться в Сарувака-тё (в настоящее время около р-н Тайто, Асакуса 6-тёмэ).
Вместе с Накамура-дза и Итимура-дза приказ переехать получил и театр Морита-дза, третий из Трёх театров Эдо (Эдо сандза), ранее располагавшийся в Кобики-тё (в настоящее время Хигаси-Гиндза в р-не Тюо), и эти три театра оказались в одном районе. Это было продолжением той же политики изоляции театров, что и раньше, но она привела к развитию квартала Сарувака (Асакуса) как района театров и развлечений.
Выражение Эдо сандза, «Три театра Эдо», могло относиться также к театрам Накамура-дза, Итимура-дза и Каварасаки-дза, поскольку Каварасаки-дза был «запасным театром» Морита-дза, то есть когда в основном театре не хватало средств или актёров, и он не мог давать представления, использовали такой запасной театр. В Морита-дза часто отменяли представления из-за финансовой нестабильности, и тогда Каварасаки-дза его заменял, становясь третьим театром Эдо сандза.
Как раз примерно в это время Морисада и увидел впервые мир эдоского Кабуки. На карте улиц Сарувака-тё, которую он нарисовал, указан театр Каварасаки-дза – он, вероятно, был открыт, когда Морисада там был, и он пишет, что этот театр является не остатком Морита-дза, а результатом объединения обоих театров.
Карта улиц Сарувака-тё. 1) Накамура-дза, 2) Итимура-дза, 3) Каварасаки-дза. На карте можно увидеть также театры Дзёрури – Юки-дза и Сацума-дза («Морисада манко», Национальная парламентская библиотека)
Карта улиц Сарувака-тё. 1) Накамура-дза, 2) Итимура-дза, 3) Каварасаки-дза. На карте можно увидеть также театры Дзёрури – Юки-дза и Сацума-дза («Морисада манко», Национальная парламентская библиотека)
Театр Морита-дза мы можем увидеть в серии гравюр Хиросигэ «Знаменитые места Эдо – 100 пейзажей» (Мэйсё эдо хяккэй) на листе «Вечерний вид Сарувака-тё».
Хиросигэ, «Вечерний вид Сарувака-тё» серии «Знаменитые места Эдо – 100 пейзажей» (Мэйсё эдо хяккэй), изображены 1) Морита-дза, 2) Итимура-дза, 3) Накамура-дза (коллекция Национальной парламентской библиотеки)
Хиросигэ, «Вечерний вид Сарувака-тё» серии «Знаменитые места Эдо – 100 пейзажей» (Мэйсё эдо хяккэй), изображены 1) Морита-дза, 2) Итимура-дза, 3) Накамура-дза (коллекция Национальной парламентской библиотеки)
Морисада также описывает размеры театров Эдо сандза:
Накамура-дза: фасад 13 кэн 2 сяку, вглубь 20 кэн
Итимура-дза: фасад 12 кэн 7 сяку, вглубь 20 кэн
Каварасаки-дза (Морита-дза) : фасад 11,5 кэн, вглубь 20 кэн (1 кэн ≈ 1,81 м, 1 сяку ≈ 30 см)
На рисунке ниже изображён театр Накамура-дза, Морисада перерисовал гравюру Хиросигэ в «Картинах процветания Восточной столицы» в 1854 году, но Хиросигэ изображал Эдо в годы Каэй (1848-1855), так что это вид практически того же времени. Фасад театра Накамура-дза в Сарувака-тё из «Морисада манко», перерисовка «Картин процветания Восточной столицы» Хиросигэ (коллекция Национальной парламентской библиотеки)
Фасад театра Накамура-дза в Сарувака-тё из «Морисада манко», перерисовка «Картин процветания Восточной столицы» Хиросигэ (коллекция Национальной парламентской библиотеки)
Также есть план интерьера театра. Если посмотреть гравюры Тоёкуни «Картины Накамура-дза снаружи и внутри», мы можем представить, как выглядел интерьер театра в то время.
План интерьера театра Накамура-дза – отмечены сцена, «цветочная дорожка» ханамити, зрительские места. 1) сцена, 2) ханамити, 3) боковая ханамити, 4) места для важных посетителей садзики
План интерьера театра Накамура-дза – отмечены сцена, «цветочная дорожка» ханамити, зрительские места. 1) сцена, 2) ханамити, 3) боковая ханамити, 4) места для важных посетителей садзики
Утагава Тоёкуни, «Картины Накамура-дза снаружи и внутри», 1817 г. (коллекция Национальной парламентской библиотеки)
Утагава Тоёкуни, «Картины Накамура-дза снаружи и внутри», 1817 г. (коллекция Национальной парламентской библиотеки)

Портрет Итикавы Дандзюро VIII
Главной звездой в то время был Итикава Дандзюро VIII.
Жизнь этого актёра была полна взлётов и падений. Его предшественник, Дандзюро VII, был изгнан из Эдо и уехал в Кансай в наказание за нарушения закона о запрете на роскошь, принятого в ходе реформ годов Тэмпо, поэтому Дандзюро VIII получил свой титул очень рано, в возрасте 16 лет. Он сыграл важную роль в возрождении угасавшего эдоского Кабуки, который приходил в упадок из-за реформ Тэмпо, и получал большую поддержку горожан, однако в 7 году Каэй (1854 г.) он внезапно покончил жизнь самоубийством в пути по дороге в Осаку.
Морисада пишет: «В 7 году Каэй Итикава Дандзюро покончил с собой по дороге в Осаку».
Есть версия, что Дандзюро VIII покончил с собой из-за конфликта между его отцом, который со своей наложницей самовольно решил устроить его выступления в Осаке, и владельцем театра в Эдо – попав меж двух огней, ответственный Дандзюро не мог сделать выбор. Точных данных нет, но Морисада, похоже, верил этой версии.
Морисада писал: «Поскольку он был выдающимся достойным юношей, в магазинах и после смерти продают тридцать-сорок (видов) его портретов». Морисада и сам сделал портрет Дандзюро VIII.
Написанный Морисадой по мотивам гравюры Тоёкуни портрет Дандзюро VIII в роли Дзирайя. По словам Морисады, такие портреты актёров назывались омусэки и продавались в сувенирных магазинах («Морисада манко», Национальная парламентская библиотека)
Написанный Морисадой по мотивам гравюры Тоёкуни портрет Дандзюро VIII в роли Дзирайя. По словам Морисады, такие портреты актёров назывались омусэки и продавались в сувенирных магазинах («Морисада манко», Национальная парламентская библиотека)
На этом портрете Дандзюро VIII изображён в роли Дзирайя, вора-волшебника, которую он играл в театре Каварасаки-дза. Вероятно, этот актёр был одним из кумиров Морисады.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments