edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Путешествуя по Японии. Святилище Сува-тайся в префектуре Нагано: один из старейших комплексов

Комплекс Сува-тайся включает в себя четыре синтоистских святилища, расположенных в трёх муниципалитетах префектуры Нагано на берегу озера Сува – Сува, Симо-Сува и Тино. Раз в шесть лет здесь проводится знаменитый праздник Омбасира-мацури, во время которого стволы гигантских деревьев несут к святыням. Сува-тайся сохраняет формы поклонения, появившиеся на заре формирования синто.
Древнее святилище напоминает об истоках японской религии
Сува-тайся – это древний синтоистский комплекс, раскинувшийся вдоль береговой линии живописного озера Сува в гористой префектуре Нагано. Здешние святыни соперничают с более известными религиозными центрами Японии, такими как всемирно известное святилище Исэ и является одним из старейших религиозных комплексов синто в стране. Сува-тайся упоминается даже в «Записях о делах древности» (Кодзики, VIII в.), старейшей сохранившейся японской исторической хронике. Там сказано, что святилище было основано в честь божества Такэминаката-но-ками, которое скрылось в далёкой в те времена земле Сува после поражения в борьбе за власть над землёй Идзумо, где сегодня находится знаменитое святилище Идзумо-тайся.
В Сува-тайся почитают божество Такэминаката и его супругу Ясакатомэ-но-ками. По всей Японии существует более 10 000 святилищ Сува, связанных с Сува-тайся, и у культа Сува и сейчас немало набожных поклонников.

Сува-тайся отличается от других мест поклонения необычной планировкой с четырьмя связанными святилищами, разделёнными водами озера Сува. На южном берегу озера находятся Маэмия в Тино и Хоммия в Сува, составляющие Камися, Верхние святилища, а на северном берегу расположены Харумия и Акимия (оба в Симосуве), это Симося, Нижние святилища. В Маэмия есть главный павильон хондэн, в котором размещается синтай, «тело божества» – священный объект, который считается вместилищем духа божества (ками) святыни, в остальных трёх святилищах этого обширного комплекса есть только павильоны поклонения хайдэн, здесь их называют хэйхайдэн.
В направлении чего молятся паломники в других святилищах? В Хоммия «телом божества» синтай, которому поклоняются посетители, является Мориясан, гора к юго-западу от святилища. В Акимия это японский тис ити, а в Харумия – огромная криптомерия. В Сува-тайся сохранились древние формы поклонения природе, существовавшие на протяжении сотен, если не тысяч лет до появления синто, они всё ещё живы и практикуются по сей день.
Хондэн святилища Маэмия
Хондэн святилища Маэмия
Павильон поклонения хэйхайдэн в Хоммия
Павильон поклонения хэйхайдэн в Хоммия
Хэйхайдэн в Харумия
Хэйхайдэн в Харумия
Хэйхайдэн в Акимия
Хэйхайдэн в Акимия
Знаменитый праздник
В предгорьях горного хребта Яцугатакэ у озера Сува особенно около 5000 лет назад процветала доисторическая культура Дзёмон (ок. 10 000-300 до н. э.), и в этом регионе были обнаружены многочисленные археологические памятники культуры Дзёмон. В культе Сува-синко, местной религиозной форме, известное нам синто сосуществует с народными верованиями, возникшими задолго до основания самой религии. В музее археологии Дзёмон Тогарииси в Тино хранится множество археологических материалов, обнаруженных на памятниках периода Дзёмон в предгорьях Яцугатакэ. Два из этих древних артефактов вошли в список национального достояния Японии, это изысканные глиняные фигурки, известные как «Венера Дзёмон» и «Богиня в маске». Здесь мы можем познакомиться с духовной культурой глубокой древности.
Еще одна особенность, благодаря Сува-тайся знают во всей Японии, – это захватывающий праздник Омбасира-мацури. Он проводится в каждый год Тигра и год Обезьяны двенадцатилетнего цикла, то есть один раз в шесть лет, в последний раз проводился в 2016 году. Официальное его название – Сикинэн дзоэй михасира тайсай, в ходе праздника 200 участников в близлежащих горах вырубают 16 гигантских японских кипарисов моми около метра в диаметре и весом до 10 тонн, после чего вручную по крутым склонам, через ручьи и реки транспортируют к святыням под зажигательные песни кияри – на 20 км к святилищам Камися и на 12 км к Симося. После этого стволы устанавливают как столбы-омбасира по углам вокруг каждого из святилищ.
Вбитые в саму глубь земли огромные столбы поражают своим видом, и при этом нет ясного объяснения того, как, когда и почему стали рубить стволы-омбасира и устанавливать таким удивительным образом.
Киотоси, «сбрасывание дерева» – часть праздника, в ходе которой отважные мужчины едут верхом на массивных брёвнах вниз по горным склонам
Киотоси, «сбрасывание дерева» – часть праздника, в ходе которой отважные мужчины едут верхом на массивных брёвнах вниз по горным склонам
Четыре столба устанавливают в каждом из четырёх святилищ комплекса Сува-тайся, но единственное место, где можно увидеть все четыре вблизи – это Маэмия в группе Камися. В трёх других святилищах из из открытых для посетителей зон видна только одна или две колонны, а чтобы увидеть, как их сбрасывают с гор и устанавливают на места, придётся подождать еще немного – следующий праздник Омбасира состоится не раньше 2022 года, года Тигра.
Как добраться
Сува-тайся камися Маэмия: 10 минут на такси от станции JR Тино
Сува-тайся камися Хоммия: 15 минут на такси от станции JR Тино
Сува-тайся симося Харумия: 15 минут пешком от станции JR Симо-Сува
Сува-тайся симося Акимия: 10 минут пешком от станции JR Симо-Сува
Tags: Святилище Сува-тайся, Япония, префектура Нагано
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment