edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Хамада Сёдзи и Бернард Лич: история многолетней дружбы

В 1920 году Бернард Лич и Хамада Сёдзи совершили длительное путешествие из Японии в Великобританию. В приморском городке Сент-Айвс они построили печь для обжига и открыли знаменитую керамическую мастерскую Лича. С тех пор прошло уже сто лет, но культурные связи между английской и японской керамикой сохранились, и вековая годовщина отмечается любителями керамики в обеих странах.
100-летие культурных связей
Маленький приморский городок Сент-Айвс с населением около 11 000 человек расположен в 22 километрах от юго-западной оконечности Англии и в 10 000 километрах от Токио. Именно сюда в 1920 году приехал известный японский гончар Хамада Сёдзи и его друг Бернард Лич, чтобы построить печь для обжига и мастерскую. С тех пор на протяжении многих десятилетий в Сент-Айвсе прошла обучение целая плеяда гончаров. Они постигали секреты знаменитой керамики Лича и помогали распространять её в Британии, Европе, Северной Америке и по всему свету.
Дружба с Хамадой и другими известными японскими деятелями искусства, включая Каваи Кандзиро и Янаги Соэцу, позволила Личу оказать большое влияние на японскую керамику. Вместе с японскими коллегами он основал движение декоративно-прикладного искусства мингэй как ответ на быструю индустриализацию и вестернизацию Японии раннего нового времени и символ возврата к более простым и человечным ценностям рукотворных объектов. Эстетика мингэй актуальна и сейчас, особенно среди людей, задумывающихся об экологических последствиях безудержного потребления и дешёвого массового производства.
Бернард Лич (третий слева в первом ряду) и Хамада Сёдзи (рядом) в мастерской Лича вместе с сотрудниками, 1960 год (фото Центра изучения декоративно-прикладного искусства)
Бернард Лич (третий слева в первом ряду) и Хамада Сёдзи (рядом) в мастерской Лича вместе с сотрудниками, 1960 год (фото Центра изучения декоративно-прикладного искусства)
Отложенный праздник
По прошествии века между Японией и Великобританией сохранились прочные культурные связи. Мастерская Лича, открывшаяся в 2008 году после реставрации, ведёт активный культурный обмен между Сент-Айвсом и городом Масико в префектуре Тотиги, где находится мастерская Хамады Сёдзи, превратившаяся в один из ведущих центров японской керамики.
Пандемия COVID-19 нанесла серьёзный урон развитию культурных связей. «У нас имеется множество планов!», – говорит директор мастерской Лича Либби Бакли. За его словами – сотня программ мероприятий, симпозиумов, стажировок и проектов с участием местных жителей. «Нам пришлось отменить или отложить практически все мероприятия. В следующем году мы планируем сделать так много, сколько сможем».
Один из проектов предусматривал приезд двух гончаров из Масико в Сент-Айвис на стажировку и поездку главного гончара Лича Роэлофа Уйса в Японию. Десять лет подряд дети из Масико приезжали в Сент-Айвис, а в 2020 году должна была состояться первая поездка детей из Сент-Айвиса в Масико. Бакли надеется на реализацию этих проектов в будущем.
Сейчас развиваются онлайн-проекты, особенно программа «Керамика и люди», предлагающая участникам демонстрировать свои видеоролики о любимых керамических изделиях. Внук Бернарда Лича Дэвид Кендалл, деятель искусств и преподаватель, выбрал для ролика чайник с корейскими мотивами, сделанный его отцом в мастерской Лича.
Чайник, сделанный отцом Дэвида Кендалла (© фото Дэвида Кендалла)
                       Чайник, сделанный отцом Дэвида Кендалла
«Он есть в нашей семье с тех пор, как я себя помню, – вспоминает Кендалл и обращает наше внимание на приклеенный носик чайника. – Простая форма и элегантный, единый и целостный дизайн».
«Есть что-то особенное в том, чтобы взять чайник и подержать его в руках, – отмечает Кендалл, сравнивая керамику с двухмерным изобразительным искусством, не предназначенным для тактильного контакта. – Чайники создают для того, чтобы ими пользоваться... В них есть особая тишина, пронзающая их владельца до мозга костей».
Кендалл знает о связях своего деда с Японией с раннего детства. Во время пребывания в мастерской Лича Хамада Сёдзи сделал себе кровать с резной спинкой. Много лет спустя маленький Кендалл спал в этой кровати, а когда кровать отслужила свой век, он оставил себе на память кусок резной спинки, который хранит по сей день. «Это удивительно красивая резьба... очень чёткий узор по простой сосновой доске».
Свадьба в твидовом костюме
Сент-Айвс – это не единственное место, которое посетил Хамада в Британии. Крошечный городок Дитчлинг в 60 километрах на юг от Лондона служил пристанищем для авторитетных деятелей искусства и мастеров – гильдии святого Джозефа и святого Доминика. Гильдия была основана в 1920 году, как раз в год приезда Хамады и Лича в Сент-Айвс, и функционировала вплоть до 1989 года. Хамада трижды приезжал в Дитчлинг на встречи с деятелями искусства и мастерами, среди которых - скульптор Эрик Гилл, художник Фрэнк Брэнгвин и ткач Этель Майрет.
Улицы Дитчлинга (фото предоставлено Тони МакНиколом)
                                                  Улицы Дитчлинга
Местный музей искусств и народного творчества планирует провести в 2021 году выставку о Хамаде и Дитчлинге в честь годовщины его первого приезда в город.
«Хамада был очень впечатлён местным стилем жизни, – отмечает директор музея Стефани Фуллер. – Местные жители владели качественными вещами и пользовались ими каждый день»
Стефани Фуллер, директор Музея искусств и народного творчества (фото Тони МакНикола)
Стефани Фуллер, директор Музея искусств и народного творчества (фото Тони МакНикола)
Во время одной из поездок Хамада приобрёл у Этеля Майрета несколько предметов твидовой одежды, которая настолько пришлась ему по вкусу, что он предпочёл появиться на собственной свадьбе в твидовом костюме вместо традиционного кимоно. Хамада также заинтересовался концепцией слияния дома с мастерской, которую предлагала Гильдия, и местной жизнью – деревенской, но вблизи от города.
«Хамада хорошо понимал, что живя в Дитчлинге, можно легко добраться до Лондона, чтобы встретиться с дилером или сходить на лекцию, – рассказывает Стефани Фуллер. – Поездки в Дитчлинг укрепили его решимость переехать в деревню... и в конце концов он поселился в Масико».
«Копировать Запад нехорошо»
Хамада и Лич оставались друзьями до самой смерти, которая постигла их с интервалом в 16 месяцев – в 1978 и 1979 году. Хамада жил в Масико, Лич – в Сент-Айвсе, и частые поездки были неотъемлемой частью их работы.
В 1977 году живущий в Великобритании фотожурналист Като Сэцуо посетил Лича в его доме в Сент-Айвсе. Он стал последним японским журналистом, взявшим интервью у Лича, популярного в Великобритании и почитаемого в Японии.
Бернард Лич в возрасте 90 лет (фото Като Сэцуо)
Бернард Лич в возрасте 90 лет
«Моё первое впечатление – это философ, а не мастер по керамике», – вспоминает Като. 90-летний Лич практически ослеп, но обрадовался представившейся возможности поболтать с японским гостем.
«Он встретил меня японским приветствием «Ёку ирассяимасита» (Добро пожаловать), – вспоминает Като. – Мы говорили на английском, и его невозможно было остановить. Интервью началось утром, продолжилось после обеда и длилось до вечера».
Они обсудили японского коллегу Лича. «Лич назвал Хамаду Сёдзи «хорошо сбалансированным человеком». Его тело и душа были здоровы и сбалансированы, и Лич никогда не видел Хамаду в гневе».
Книга Като Сэцуо «Бернард Лич и мастерская Лича 1920-2020» (на японском языке)
Книга Като Сэцуо «Бернард Лич и мастерская Лича 1920-2020» (на японском языке)
Они также обсудили керамику и движение мингэй, и Лич глубоко сожалел о вездесущем массовом производстве в эпоху интенсивного экономического роста в 70-е годы в Японии. «Он сказал, что в Японии индустриализация зашла слишком далеко и люди перестали понимать ценность изготовленных вручную изделий. Лич беспокоился о судьбе Японии в будущем и отметил, что копировать запад нехорошо».
В 2003 году Като стал ответственным по связям в проекте восстановления керамики Лича и помогал вести сбор средств среди японских спонсоров. В 2020 году Като опубликовал книгу на японском о встречах с Личем и участии в реставрационном проекте, включив в неё множество собственных фотографий. Книга вышла во время чрезвычайной ситуации, когда все книжные магазины в Японии были закрыты, однако оказалась в центре внимания и стала ещё одним свидетельством незатухающего интереса к связям в сфере керамики между Британией и Японией.
Эти связи начались с глобальной дружбы двух мастеров и нашли отклик у последующих поколений. В начале 2020 года внук Бернарда Лича Дэвид Кендалл съездил в Масико и встретился с мастером керамики Хамадой Томоо, внуком Хамады Сёдзи.
«У нас сразу возникли тёплые отношения. У нас есть прошлое, развивавшееся параллельно все эти годы. Я будто встретился с дальним родственником», – рассказывает Кендалл.
С тех пор Кендалл контактирует с Хамадой в Инстаграме – инструменте, о котором их знаменитые предки не имели не малейшего представления. «Япония – это место, куда я буду возвращаться вновь и вновь. Я чувствую, что эти связи обладают огромным значением», – отмечает Кендалл.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments