edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Большие Будды Стюарта Эйра

Художник Стюарт Эйр изобразил двух Больших Будд – в Камакуре и в Наре. На пленэре он размышляет о красоте изваяний и наблюдает за реакцией посетителей.
Большой Будда в Камакуре
Большой Будда с загадочной улыбкой провёл здесь уже много веков. Он такого же зелёного цвета, как и Статуя Свободы, но спокойно сидит и не пытается отстаивать ничьи права. Он сохраняет невозмутимость несмотря на холодный снег и палящее солнце. Его не беспокоит даже утрата собственной позолоты. Остатки позолоты на щеке напоминают ему о канувшем в лету золотом времени.
Вы можете зайти внутрь Будды, чтобы посмотреть, как он сделан изнутри. Подобная откровенность абсолютно не разрушает магическую атмосферу этого места.
Я рисовал Большого Будду в храме Котокуин в течение двух дней летом 2018 года. Я приходил рано утром и проводил в храме весь день, до самого закрытия. В конце концов, именно так делает Большой Будда на протяжении 700 с лишним лет. В раннем приходе в храм, когда он распахивает свои ворота, есть особое очарование. В утренние часы здесь царит безмолвие и можно насладиться статуей без сотен других посетителей, позирующих перед камерами и толкающихся в борьбе за заветный кадр.
Наблюдать за реакцией людей на Большого Будду доставляет мне неподдельное удовольствие. Некоторые копируют его позу и выражение лица, другие, подобно Джону Траволте на дискотеке 70-х, вздымают вверх одну руку. Японцы ведут себя тихо, сначала погружаются в дымок от курений, а потом произносят краткую молитву. Дети реагируют на Большого Будду наиболее креативно. Сюда часто приезжают школьные экскурсии, поэтому наблюдать за детьми не составляет труда. Однажды я услышал спор, жил ли Будда на самом деле, причём участники приводили аргументы за и против. Другие дети обсуждали, можно ли зайти внутрь Будды. Некоторым казалось, что оказаться внутри другого человека – это противоестественно.
Собираясь уходить, я услышал, как пожилая дама, которой было явно за 80, вспоминала, что в последний раз видела Большого Будду ещё младшеклассницей. Я представил её одетой в кимоно, как ребёнок на гравюре Кавасэ Хасуи. Мне подумалось, что многие из встреченных сегодня школьников наверняка вернутся сюда через 70 лет, как эта дама.
Большой Будда в Камакуре
Большой Будда в Камакуре
Большой Будда в Наре
Лёгкая улыбка Большого Будды в Наре скрывает множество тайн. За прошедшее тысячелетие его Павильон дважды превращался в пепел, во время войн в окрестностях храма пролилось море крови, а голова и руки изваяния были полностью заменены. Однако Будда продолжает улыбаться и, подобно Кораблю Тесея, неизменно сидит на своём месте.
Павильон Большого Будды поражает с первого взгляда. От изумительного здания невозможно оторвать глаз. Стены из умело обработанной, но как будто живой древесины служат опорой для огромной крыши. А золотые крючкообразные украшения по обеим сторонам крыши издали кажутся крохотными, однако на самом деле они гигантские.
Откуда здесь взялся Будда? Ответ на этот вопрос можно найти по дороге к Павильону. Дорога выстлана каменными плитами, привезёнными из Индии, Китая и Кореи, то есть стран, через которые буддизм пришёл в Японию. Мне нравилось представлять, как Большой Будда совершает долгий переход через эти страны, а потом садится в Наре, чтобы как следует отдохнуть.
Первая встреча с Большим Буддой происходит при приближении к дверям Павильона. Японские посетители обычно восклицают «Дэккай!» («Здоровый!»). Когда стоишь поблизости от входа, это слово доносится со всех сторон.
Неподвижный и спокойный Будда вызывает множество реакций и эмоций. Некоторые простираются ниц, прикасаясь лбом к каменному полу. Многие пытаются скопировать его символические жесты перед камерой (нередко положение пальцев не совпадает, и люди отправляют в камеру совсем другой посыл). Пожилые посетители обычно молятся.
Дети дают волю воображению. Рисуя статую летом 2020 года, мне довелось услышать спор двух младшеклассников о том, в каком виде спорта мог бы преуспеть Большой Будда (разумеется, это был кэтчер в бейсболе). Одной маленькой девочке показалось, что золотые украшения на крыше – это туфли Будды. А группа школьников обсуждала, почему Будда сделал химическую завивку, как у их бабушек.
На моём рисунке почти нет людей. Только ребёнок, обогнавший родителей, чтобы посмотреть, что таится в глубине здания. Увидев Большого Будду впервые в жизни, мальчик замер как вкопанный. Я уверен, что он обязательно вернётся сюда уже дедушкой.
Когда Большой Будда в Наре впервые появился на свет всего через несколько веков после падения Римской империи и её гигантских статуй, индийский монах раскрасил Будде глаза, чтобы наделить его жизнью. Сначала я хотел сделать то же самое, чтобы рисунок выглядел завершённым. Однако после долгих часов в храме я понял, что любые попытки воспроизвести действительность обречены на провал. Элегантность архитектуры, игра света и тени, атмосфера пещеры и болтовня монахов неизбежно окажутся за рамками картины. Я решил оставить Большого Будду незавершённым, позволив зрителям самостоятельно дорисовать его загадочную улыбку.


Большой Будда в Наре
Большой Будда в Наре
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments