edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Система санкин котай: поместья феодалов-даймё как центры информационного и культурного обмена в пери

Среди положительных сторон системы санкин котай, поочерёдного пребывания местных феодалов в Эдо, нельзя не назвать её роль в информационном, научном и культурном обмене между Эдо и регионами. Когда даймё жили в Эдо со множеством вассалов, в их владения поступала новейшая информация из политического центра страны.
До Токугавы Иэмицу Эдо был малонаселенным городом
В 62-м томе «Истинных записей о Токугава» (Токугава дзикки), официальной истории сёгуната Эдо, восьмой сёгун Ёсимунэ говорит о системе посменного пребывания даймё санкин котай:
«До времён господина Тайюин местопребывание правительства было малолюдным, и потому при нём устроили так, чтобы вассалы жили при правительстве и город стал оживлённым».
Тайюин – посмертное имя третьего сёгуна, Иэмицу. Исходя из написанного, Ёсимунэ, похоже, считал, что город до третьего сёгуна был слишком малонаселенным, чтобы считаться столицей, и система санкин котай, при которой различных даймё обязали жить в Эдо и тем увеличить его население, была воплощением в жизнь плана Иэмицу по оживлению города.
Созвать в Эдо даймё, выделить им усадьбы – и тогда со всей страны соберутся самурайские семьи, столица станет оживлённой.
Особенно важно ещё и то, что даймё должны были приезжать с жёнами, детьми и вассалами. Для этого требовалось уже несколько усадеб, поэтому замок Эдо окружали верхние, средние и нижние усадьбы. Сами усадьбы являлись государственными учреждениями, а жёны и дети – своего рода заложниками, и их когда угодно можно поместить под постоянный надзор.
Если в Эдо живёт много даймё, их семей и вассалов, то будут съезжаться купцы, экономика оживится. Появится работа, там помимо самураев будут жить и другие люди, и он станет оживлённым городом, достойным названия столицы.
Система санкин котай должна была стать детонатором для превращения Эдо в огромный город – неизвестно, действительно ли Иэмицу преследовал такую ​​цель, но во всяком случае Ёсимунэ видел его намерения именно так.
Пребывание в Эдо как шанс узнать что-то новое
Помимо того, поскольку в Эдо находились самураи со всей страны, то стал возможным частый обмен информацией между Эдо и регионами. Усадьба даймё каждого клана играла роль своего рода «ретранслятора», через неё в каждое княжество попадали новейшие знания.
Например, в княжествах учреждали собственные клановые школы ханко, и обычно считается, что они являлись средством развития человеческих ресурсов, но были случаи, когда клановая школа создавалась в Эдо. В 9 году Кансэй (1797) княжество Хиросаки учредило помимо школы в княжестве другую ханко в Эдо, она получила название Кодокан и служила учебным заведением для представителей княжества, живших в Эдо (такое же название носила школа семейства Мито, но речь о другой школе).
Есть записи о том, что княжество Мацусиро провинции Синано, хотя официально и не основывало школ, приглашало для лекций правительственного конфуцианского учёного сёгуната в свою резиденцию в Эдо в годы Бунсэй (1818-1831).
Правителем Мацусиро в то время был 8-й даймё Санада Юкицура, сын Мацудайры Саданобу, который руководил реформами годов Кансэй и правнук Токугавы Ёсимунэ. В возрасте 25 лет он был усыновлён семьей Санада, у которой не было наследника. Ему, похоже, от рождения было предназначено стать просвещённым правителем. При таких даймё учившиеся в Эдо потом несли полученные знания и опыт в свои княжества.
Санада Юкицура (Собрание сокровищницы Санада)
Санада Юкицура (Собрание сокровищницы Санада)
Кроме того, избранных самураев из разных княжеств принимали в школу Сёхэйдзака гакумондзё в эдоском районе Юсима. Это были молодые люди, которые приезжали в Эдо, сопровождая даймё в ходе посменного пребывания в Эдо. Учащиеся Сёхэйдзака были талантливыми людьми, после возвращения на родину они работали в администрации княжеств и определяли их будущее.
Одним из таких учеников Сёхэйдзака был Фудзино Кайнан. Он родился в 9 году Бунсэй (1826) в княжестве Мацуяма земли Иё, учился в Сёхэйдзака и вернулся на родину, где возглавил школу княжества.
Княжество Мацуяма было «ближним княжеством», то есть им правили близкие родственники сёгунов, потомки Мацудайра Садаюки, племянника Токугавы Иэясу. Однако, когда в 4 году Кэйо (1868) началась битва при Тоба-Фусими, первая битва в войне Босин между новой правительственной армией Мэйдзи и армией прежнего правительства, сёгуната, Фудзино собрал выживших и изменил образ мысли в княжестве, вследствие чего оно поддержало новую власть. Он был человеком, умеющим видеть тенденции своего времени.
Примеры знаний, которые даймё и самураи привозили из Эдо в провинциальные княжества
Есть примеры распространения из Эдо в провинции, например, культуры питания. Один из таких примеров – приготовленные с использованием соевого соуса и других добавок блюда цукудани, которые можно хранить.
Способ приготовления цукудани возник на острове Цукуда в Эдо, местные рыбаки так заготавливали для себя впрок мелкую рыбу, которую нельзя было отправлять в качестве товарной продукции. Когда этот способ оценили в Эдо, и он обрёл популярность, приезжавшие в Эдо по системе санкин котай феодалы увозили цукудани домой как эдоский сувенир.
«Цветочный календарь Восточной столицы», «Ловля “белой рыбы” в море у острова Цукуда» («Тото ханагоёми», Национальная парламентская библиотека)
«Цветочный календарь Восточной столицы», «Ловля “белой рыбы” в море у острова Цукуда» («Тото ханагоёми», Национальная парламентская библиотека)
Когда во второй половине годов Кансэй (конец 1700-х годов) улов у острова Цукуда стал сокращаться, рыбаки с Цукуда мигрировали в разные места по указанию даймё и самураев. Из мелкой рыбы и моллюсков, выловленных в море недалеко от нового места жительства, они готовили цукудани, как раньше, и доставляли в Эдо.
Это показательный пример распространения культуры питания с перемещением людей.
Даймё и феодалы и за пределами Эдо сталкивались с новыми для них вещами – вероятно, так же происходило с обычаями и культурой, которые они видели на трактах и в городах, где останавливались на отдых.
В следующей статье я хотел бы рассказать о путях, соединявших Эдо и регионы – трактах кайдо и постоялых посёлках сюкубамати.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments