edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Унизительные правила японских школ...


Требования перекрашивать натуральные каштановые волосы в чёрный цвет, учителя-мужчины, проверяющие цвет трусов учениц, запреты на применение крема от загара и защитного крема для губ – в японских школах применяются весьма странные ограничения и правила. Сунага Юдзи, один из инициаторов движения за пересмотр школьных правил, указывает, что такие правила и строгость их применения могут стать одной из форм издевательства.
В октябре 2010 года в Осаке одна старшеклассница подала в суд иск к администрации преф. Осака о возмещении морального ущерба. Причина в том, что в префектуральной школе от неё неоднократно требовали перекрашивать в чёрный цвет её волосы, каштановые от природы. Насколько сообразуется с образованием нелепое требование менять врождённую особенность человека? Проблема унизительных школьных правил, которая довела школьницу до обращения в суд, получила в Японии широкий резонанс.

В школе, где учится эта школьница, запрещено красить или осветлять волосы. Перед поступлением в школу от её матери потребовали подтвердить, что это – естественный врождённый цвет волос, однако потом от девочки стали требовать красить волосы в чёрный цвет и придирались к тому, что окрашено недостаточно или неравномерно, часто требовали перекрасить, не давали ей участвовать в школьных праздниках и экскурсиях. Когда ей сказали, что если она не красит волосы в чёрный, то необязательно и посещать школу, вынуждая её к прогулам, она обратилась в суд с обвинением в издевательстве со стороны школы.

Проверка школьных правил в масштабах всей страны проводится впервые
Объективно говоря, такое обращение с детьми ненормально, однако подобные нелепые и нелогичные правила есть далеко не только в той префектуральной школе. Этот случай стал поводом для борющихся с издевательствами организаций для начала движения за отмену унизительных правил. Они начали особую проверку положения дел со школьными правилами и ищут способы, позволяющие добиться отмены таких правил.

В феврале 2018 года они опросили 2000 человек в возрасте от 15 до 50 лет. В анкете были вопросы о том, с какими школьными правилами пришлось столкнуться респондентам в средних и старших классах школы. Как и предполагалось, с самыми строгими требованиями столкнулось поколение, ходившее в средние и старшие школы с середины 1970-х и в 1980-е годы, когда общество боролось со школьным насилием и другими негативными явлениями. Потом наступил период смягчения правил, но выяснилось, что в последние годы вновь растёт количество правил, касающихся длины юбок, цвета волос и т. п. К ним добавились правила, определяющие цвет нижнего белья, запрет на выщипывание бровей, использование средств для укладки волос и т. п. Встречаются и запреты на применение крема от загара и защитного крема для губ, других средств сохранения здоровья и ухода за телом. Часто говорили и о том, что мужчины-учителя проверяли длину юбки и цвет нижнего белья – такие «воспитательные меры» уже явно граничат с сексуальными домогательствами.

Сунага Юдзи, заместитель представительного директора НКО «Сутоппу идзимэ! Наби» («Остановим издевательства! Навигация») и один из инициаторов проекта, рассказал нам, что на сайте проекта около 150 человек высказалось о своём опыте унизительных школьных правил. Часто это были весьма отвратительные воспоминания, которые люди как будто выталкивали из себя, и встречались очень эмоциональные жалобы о том, что происходило 30 лет назад. Люди выплёскивали своё раздражение и гнев.

Школьные правила – стресс и для детей, и для преподавателей
Сунага Юдзи говорит, что проблема не исчерпывается только нелогичностью школьных правил. Дело ещё и в том, что на их основании применяются телесные наказания, и даже более того, ученикам иногда выдвигают требования, которые даже не следуют напрямую из этих правил, из-за чего дети испытывают излишний стресс. Таким образом, такие правила порождают проблемы второго и третьего уровня.

К примеру, если кто-то один нарушил правила, ответственность могут возложить на весь класс, могут громко отругать перед другими учениками. Такими методами учеников запугивают, чтобы они и не вздумали нарушать правила школы, и ученики начинают следить друг за другом. Как средство самозащиты они стремятся нисколько не выделяться из общего стандарта, а то меньшинство, которое всё-таки выделяется, бойкотируют. Это иногда становится причиной издевательств, и нередки случаи, когда дети просто не могут жить в такой напряжённой обстановке и отказываются посещать школу.

По его словам, одна женщина призналась, что очень переживала, не нарушает ли она правила ношения школьной формы даже в мелочах, ей было тяжело в обстановке, когда одноклассники следили друг за другом даже в большей степени, чем требовали правила, и начала пропускать школу, а один мужчина, родившийся в международном браке между гражданами Японии и США, рассказывал, что со стороны учителей к его цвету волос никто не придирался, но одноклассники, привыкшие отвергать всех, кто выделяется, обвиняли его в нарушении правил, так что ему пришлось отказаться от посещения школы.

Сунага Юдзи считает, что одной только критикой учителей и школы проблему не решить. На самом деле на сайт проекта пишут не только измученные школьными правилами ученики, там раздаются и крики о помощи со стороны учителей. Они пишут, что сами не понимают, чем обоснованы правила и не могут это объяснить детям, но обязаны следить за их соблюдением. Чувствуя противоречивость правил, не могут ничего с этим поделать, потому что на собраниях работников школы побеждает мнение вышестоящих, у которых есть право голоса – директора, завуча и т. п. Пишут, что учителей, которые становятся на сторону учеников, могут и отстранить от работы. Таким образом, становятся очевидны и актуальные проблемы учителей, зажатых в тисках между школьной системой и интересами учеников.

Позитивный подход вместо запретов
Сунага Юдзи убеждён, что не имеет смысла ещё более усложнять ситуацию для учителей, которые и без того загнаны в угол. Учителя запрещают, школа запрещает, министерство образования запрещает, а Сунага считает, что сейчас нужен другой, позитивный подход – рекомендовать, как что можно улучшить и т. п.
В рамках проекта движения за упразднение унизительных школьных правил будут запрашивать открытости этой информации и собирать правила всех школ, обсуждается и возможность опроса учителей. Сунага Юдзи говорит, что до сих пор системы оценки и проверки эффективности школьных правил практически не было. Вот, например, зачем нужно правило о форме причёски? Достигается ли воспитательный эффект за счёт его выполнения? Если оно нерезультативно, то его стоит пересмотреть, и за счёт этого снизится нагрузка и на тех, кто обязан следить за его выполнением, и на тех, кто обязан выполнять. Он рассказывает, что они выступают не за беспорядочную отмену всевозможных правил, а считают, что может быть найден новый путь, если исследовать правила и предложить способы их улучшения.

Сам Сунага Юдзи из-за издевательств в школе не смог ходить на уроки с четвёртого класса. Это был тягостный опыт – два с половиной года ему было тяжело даже просто выйти из дома. Впоследствии «свободная школа», которую организовала НКО «Токио сюрэ», вдохнула в него волю к жизни, и в этой школе он восстановил свою связь с обществом, не посещая обычную школу. Он стал одним из организаторов НКО «Сутоппу идзимэ! Наби», и в качестве заместителя представительного директора и начальника секретариата занимается внешними связями организации, а также выступает с лекциями по всей стране. Он активно работал с парламентариями в ходе создания проекта закона о борьбе с издевательствами, выражая позицию тех, кто подвергается издевательствам, и их опекунов.

Сунага Юдзи считает, что причиной такого тяжёлого положения в Японии является слишком малое количество альтернатив обычной школе. Образование втиснуто в учебные планы, где определены правильные ответы и система оценок, а строгие правила приводят к стремлению к одинаковости. Однако он уверен, что выбор всё же есть, и из школы можно уйти. Если же и продолжать ходить в школу, то не выполнять, как сказано, правила и не требовать их отмены – имеются и другие пути.

Сунага говорит, что у такой небольшой группы, как у них, есть свои пределы возможного, и они были бы рады сотрудничать с другими людьми, которые хотят изменить ситуацию к лучшему.

Сунага Юдзи, выступающий за отмену унизительных школьных правил
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments