edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Япония: взгляд изнутри. Фотограф Ганс Зауттер выпустил новый альбом «Япония»


Фотограф Ганс Зауттер выпустил новый альбом «Япония» – огромную коллекцию работ о стране, в которой он живёт на протяжении четырёх десятилетий.
В 2015 году немецкое издательство предложило сделать ещё одну книгу о Японии. Отнёсся к этой идее без особого энтузиазма. Прожив здесь более 40 лет, меньше всего хотелось участвовать в создании очередного альбома, идеализирующего Японию – тот самый романтический образ страны, эксплуатируемый издателями начиная с XIX века.
В отличие от многих местных экспатов, Япония была не целью, а лишь перевалочным пунктом на пути в Австралию в 1972 году. Синтоистские святилища и буддийские храмы, сады и всё остальное, что обычно рекламируется в качестве японской культуры на западе, не представляли для меня ни малейшего интереса.
Токио был мало похож на растиражированные образы Японии – элегантные деревянные дома, улыбки, женщины в кимоно. Предстали многолюдные хаотичные городские джунгли и бесконечные застройки из стекла и бетона, как будто переплетённые между собой нависавшими над головой электрическими проводами.

Ганс Зауттер прожил в Киото восемь лет, и его первые фотоработы были посвящены отнюдь не местным достопримечательностям. Объектив запечатлел уличные костюмированные представления тиндонъя, водителей-дальнобойщиков и игровые автоматы патинко. Он не стремился быть одним из тысяч людей, фотографирующих храмы Киото. На переговорах о новой книге в 2015 году он выставил ряд условий. Во-первых, никакого Киото. Я не собирался делать путеводитель для туристов. Во-вторых, книга должна создаваться на основе его концепций, отражать его восприятие Японии. И он сам должен был выбрать авторов эссе. Переговоры были нелёгкими, проект перешёл от одного издателя к другому, а затем вернулся к первому. В конце концов он сделал заготовку книги, чтобы визуализировать свой замысел, и нашёл издателя, который пришёл в восторг от этой концепции. К его удивлению, японская сторона поддержала проект с большим энтузиазмом, чем некоторые экспаты. А то, что работа над книгой была благополучно завершена в условиях пандемии, можно считать чудом. Огромный фотоальбом с 250 фото на 320 страницах весит 4,5 килограмма..

Большой Токио – крупнейшая урбанизированная зона в мире с населением 38 миллионов человек. Общая численность населения двух главных мегаполисовТокио и Осаки, достигает 50 миллионов человек. Одна из самых тесно населённых городских зон в мире пронизана сетью автодорог протяжённостью около 25 000 километров. А огромная железнодорожная система Большого Токио состоит из 158 линий и более 2000 станций.

Этот частный чайный домик с 250-летней историей расположен в центральном деловом районе Осаки. Это изолированный оазис посреди бетонных джунглей, невидимый с улицы. Беспощадная плотная застройка породила городской пейзаж, воплощающий буддийское представление о бренности мира.

Япония расположена в зоне Тихоокеанского вулканического огненного кольца на стыке 4 континентальных плит. В одной из самых сейсмически активных стран мира имеется около сотни активных вулканов, ежегодно происходит до полутора тысяч землетрясений.

Вечный страх землетрясений и цунами, катастрофических тайфунов и наводнений нашёл выход в жёстких попытках обуздать дикую непредсказуемую природу любыми способами, чтобы защитить архипелаг. Природная красота и экосистема разрушены бесчисленными волноломами, плотинами и цементированными берегами.

Глубокое стремление контролировать, обуздать и зацементировать природу зафиксировалось в психике японцев и характере японского общества, культуре и эстетике, это проявляется в воссоздании природы в японских садах. Объектом любви к природе является не первозданная природа, а её законсервированный вариант, отточенный и контролируемый руками человека.

Униформа для определённых профессий, деятельности или мероприятий – одна из отличительных черт общества. По мнению японцев, если ты выполняешь какую-то функцию, твой внешний вид должен эту функцию олицетворять. Эта группа женщин борется с песочной эрозией на пляже Сёнай – ветреном побережье на севере страны. Атрибутика зависит от региона, климата и температуры.

Женщины, представляющие бренд или имидж компании, аккуратно одеты в специфическую униформу. Их внешний вид – гордость компании, и отношение к одежде особое. Тренинги отличаются скрупулёзностью, а корпоративные правила – суровостью. Косплей – это освобождение от принуждения к конформизму. Пусть на короткое время, но люди претворяют в жизнь свои фантазии.

Японские ритуалы призваны изгонять демонов, молиться за счастье и богатый урожай или проходить очищение с помощью воды и огня. Каждый ритуал не только подтверждает групповую идентичность, но и проверяет, насколько каждый участник встроен в групповую иерархию.

Формирование японского характера начинается со школы, продолжается в компании и поддерживается дома. Вступительные церемонии в компаниях и школах одинаковы по форме и содержанию. Тёмные костюмы новобранцев призваны порождать единство тела и духа.

Сюгэндо – это аскетическая практика, сочетающая почитание гор, эзотерический буддизм, таосизм и японский шаманизм. Гора Хагуро в Дэва Сандзан – значимое место для проведения ритуалов с налётом магии и мистицизма.

Японская эстетика смешивает умиротворение с профанным, земную простоту – с безвкусицей, как это часто бывает в Японии.

Интернет-сайт книги Japan:
japanbook.info

Эссе из фотоальбома на английском языке можно скачать в секции «купить» Интернет-сайта книги, или по ссылке:
japanbook.info/download/japan_insert_e.pdf

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments