
Всеяпонская ассоциация учащихся аспирантуры ежегодно проводит анкетирование об исследованиях и условиях жизни аспирантов, чтобы определить реальные условия доходов от подработок и стипендий аспирантов. В 2020 году опрос проводили онлайн с июня по июль, были получены ответы от 600 человек из 118 вузов(*1).
Согласно отчёту, у 42,7% респондентов из-за эпидемии доходы снизились, а 10,4% лишились доходов, так что финансовые проблемы ощутило более 50% ответивших, при этом так ответили 47,9% мужчин и 60,9% женщин; среди аспирантов-японцев эти проблемы коснулись 50,0%, среди иностранных студентов – 77,6%.

На вопрос о месячной сумме дополнительного дохода, которая в связи с эпидемией им потребовалась бы для продолжения исследований и расходов на жизнь, 40,5% респондентов ответили, что им нужно более 100 000 йен. Только 26,4% ответили, что не нуждаются в дополнительном доходе, но выяснилось, что даже у тех, у кого доходы не изменились, выросли расходы.

47,2% респондентов ответили, что в связи с эпидемией потребовались непредвиденные срочные расходы, и в 26,3% случаев на сумму более 50 000 йен. Траты потребовались в связи с переходом на онлайн-занятия на улучшение оборудования для Wi-Fi и коммуникационной среды, а также на покупку книг и материалов в связи с тем, что библиотеки не работали.
Проблемы из-за невозможности в полной мере использовать университетские службы наибольшее влияние на исследования, по мнению респондентов, оказала невозможность использовать библиотечные материалы и книги (71,0%). Следующие по значимости проблемы – снижение возможностей для общения с научными руководителями и другими преподавателями (62,6%) и невозможность проведения исследований, в том числе полевых исследований (44,7%).
Влияние эпидемии на исследования из-за проблем с использованием университетских служб (допускается несколько ответов)
(%) |
|
---|---|
Не повлияла | 5,5 |
Недоступны книги и материалы | 71 |
Необходимость онлайн-устройств (компьютер, планшет, Wi-Fi роутер и т. д.) | 24,4 |
Необходимость в улучшении коммуникационной среды (расходы на связь и т. п.) | 25,7 |
Нельзя использовать исследовательское (лабораторное) оборудование | 38,7 |
Невозможность проведения исследований (в т. ч. полевых) | 44,7 |
Невозможность выехать за границу на учёбу или практику | 21,2 |
Снижение возможностей для общения с научными руководителями и другими преподавателями | 62,6 |
Невозможность выступать на конференциях | 41,6 |
Обдумываю или планирую прервать обучение | 5,2 |
Обдумываю или планирую прекратить обучение | 2,7 |
Другое | 6,3 |
(Составлено по данным исследования Всеяпонской ассоциации учащихся аспирантуры 2020 г.)
Ответы на вопрос о влиянии эпидемии на исследования были разными в зависимости от вида аспирантуры – так, например, в докторантуре особенно отмечали невозможность выступать на научных конференциях и поехать за границу на учёбу или стажировку. Ассоциация аспирантов отмечает, что большее влияние на исследования ощущают учащиеся докторантуры, где требуются достижения, необходимые для признания аспиранта как будущего исследователя.