edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Фотоальбом «Наказание розами»: дуэль Мисимы Юкио и Хосоэ Эйко

Когда в 1963 году один из самых известных фотографов Японии, Хосоэ Эйко, выпустил уникальный фотоальбом «Наказание розами» («Баракэй») со снимками мускулистого Мисимы Юкио, о нём заговорили не только в Японии, но и на Западе, а имя Мисимы, которому прочили Нобелевскую премию, прославилось во всём мире.
В 2020 году исполняется полвека со дня трагической гибели писателя Мисима Юкио (1925-1970). Во всём мире проводятся памятные мероприятия, на которых в центре внимания неизменно оказывается один и тот же фотоальбом – «Наказание розами» (Баракэй) Хосоэ Эйко (1933-), выпущенный издательством «Сюэйся» в 1963 году. Главный герой сложных композиций – Мисима Юкио, демонстрирующий читателю натренированное тело бодибилдера. Серия снимков, точно отражающих внутренний мир Мисимы, была сделана в его доме в местечке Магомэ (Токио). Съёмки проводились с осени 1961 года до весны 1962 года. Автор фото – перспективный 28-летний фотограф Хосоэ.
Беспрецедентное искусство за пределами здравого смысла
Мисима Юкио и Хосоэ Эйко познакомились благодаря хореографу Хидзиката Тацуми (1928-1986). Хидзиката, друживший с Мисимой, находился в поисках нового танцевального жанра. В 1959 году он ставит спектакль по мотивам романа Мисимы «Запрещённые цвета». Случайно оказавшийся среди зрителей Хосоэ потрясён спектаклем. Он заходит к Хидзикате в гримёрную, и между ними завязывается сотрудничество. В 1961 году Хосоэ выпускает фотоальбом «Мужчина и женщина» (Отоко то онна, издательство «Камера Арт») с серией подчёркнуто контрастных и грубых чёрно-белых снимков, на которых Хидзиката, модель Исида Масако и театральные танцоры были запечатлены в вызывающей форме «в виде мужчин и женщин, то есть людей, обладающих конкретным полом» (фотокритик Фукусима Тацуо).

Увидев этот фотоальбом и фотографии в буклете об инсценировках Хидзикаты, Мисима заинтересовался стилем работы Хосоэ. Через редактора он предлагает Хосоэ стать его моделью. На первой встрече Мисима заявляет: «Я буду твоим объектом, снимай меня как хочешь». Хосоэ воспринял его слова буквально и дал волю своему воображению. На первой фотосессии он поставил обнажённого и обмотанного резиновым шлангом Мисиму с кончиком шланга во рту на мраморную плиту с эклиптической картинкой. Мисима сжимает в правой руке деревянный молоток и с ненавистью взирает на Хосоэ снизу вверх, излучая мощь своего тела.

Невиданный и непостижимый снимок пришёлся Мисиме по душе и он решил продолжать съёмки. Во время съёмок Мисима всегда просил уйти из дома жену и детей ради соблюдения моральных устоев. Некоторые снимки делались на фоне картин любимых итальянских художников Мисимы – «Спящая Венера» Джорджони и «Рождение Венеры» Боттичелли. На фотосессии приглашали Хидзикату Тацуми, его танцоров и актрису Энами Кёко (1942-2018). Иногда компания совершала тайные вылазки на развалины церкви из красного кирпича.
Во время съёмок, а также при проявке и печати фотографий большую роль сыграл Морияма Дайдо (1938-). В 1961 году Морияма переехал из Осаки в Токио и устроился ассистентом к Хосоэ. Съёмки Мисимы пришлись на самое начало его карьеры. Поспевать за бесконечными указаниями Хосоэ было нелегко, но работать в тёмной комнате оказалось ещё труднее – приходилось проявлять низкочувствительную высококонтрастную плёнку с понижением чувствительности, а при печати делать фотомонтаж, совмещая несколько негативов. Однако именно эта работа превратила Морияму Дайдо в профессионала, не имеющего равных в технике фотопечати.

Эстетика Мисимы в названии фотоальбома
Впервые снимки предстали перед публикой на обложке и фронтисписе сборника критических статей «Атака красоты» («Би но сюгэки»), выпущенного в ноябре 1961 года издательством «Коданся», а затем на выставке «НОН», организованной Фукусимой Тацуо. Выставка проходила в универмаге «Мацуя» в токийском квартале Гиндза в январе 1962 года. В ней участвовали такие известные фотографы, как Нарахара Икко (1931-2020), Томацу Сёмэй (1930-2012), Кавада Кикудзи (1933-), Исимото Ясухиро (1921-2012) и Имаи Хисаэ (1931-2009). А в марте 1963 года вышел фотоальбом «Наказание розами» в оформлении и переплёте от Сугиуры Кохэй (1932-). Альбом состоял из 5 глав – «Глава 1. Вступление», «Глава 2. Повседневная жизнь народа», «Глава 3. Смеющиеся часы или ленивый свидетель», «Глава 4. Поругание всего и вся» и «Глава 5. Наказание розами».
Когда решение о выпуске фотоальбома было принято, Хосоэ попросил Мисиму придумать для него название. На полученной от Мисимы открытке среди множества вариантов – «Избавление от мук», «Мужчина и розы», «Вариации страстей», «Смерть и болтливость», было слово «Баракэй», увидев которое, у Хосоэ не осталось сомнений. Он понял, что «Наказание розами» – это оптимальное отражение эстетики Мисимы, его восприятия жизни и смерти. Альбом оказался успешным и в том же году удостоился литературной премии японского Общества фотографов.
Новый фотоальбом: прерванный полёт
Впоследствии Хосоэ выпускает ещё несколько фотоальбомов, включая «Кама-итати» (издательство «Гэндай Ситёся», 1969 год), съёмки которого проводились на его малой родине, в местечке Тасиро посёлка Угомати (префектура Акита) при участии местных жителей. Хосоэ делает успешную карьеру фотографа, однако «Наказание розами» не выходит у него из головы.
В 1970 году появляется идея переиздать «Наказание розами» в том числе в экспортном варианте. Работы по дизайну возглавил Ёкоо Таданори (1936-), и в результате дискуссий с участием Хосоэ, Мисимы и Ёкоо было решено внести значительные изменения в макет издания и комплект используемых снимков. Выход альбома запланировали на ноябрь 1970 года, однако дату пришлось перенести на месяц, потому что Ёкоо попадает в дорожную аварию.
В октябре 1970 года на выставке «Мисима Юкио» в универмаге «Тобу» на станции Икэбукуро (Токио) экспонировался предварительный вариант нового издания «Наказание розами». Увеличенные фотографии альбома были представлены в разделе «Река тела», и однажды Хосоэ заметил, что Мисима делает новую надпись «Я беспощаден к слабеющему телу». Примерно в это же время Мисима намного раньше срока подготовил вступление к новому фотоальбому Хосоэ «Объятия» (Хоё, издательство «Сясин Хёронся», 1971). Подобное поведение было нетипично для Мисимы.
Однако инцидент с вторжением Мисимы на базу сил самообороны в Итигая и последующим самоубийством оказался для Хосоэ полной неожиданностью. Хосоэ немедленно приказал прекратить работу над новым изданием «Наказания розами». Предсказать, как отнесутся средства массовой информации к фотоальбому после подобного скандала, было невозможно. Кроме того, в нём заговорила гордость – меньше всего ему хотелось иметь дело с обвинениями в попытке заработать денег на смерти Мисимы с помощью книги, которая наверняка окажется в центре внимания.
Через некоторое время Хосоэ позвонила Ёко, вдова Мисимы: «Муж так ждал этого альбома, прошу его издать», и книга немедленно вышла в свет. Экспортное издание «薔薇刑 Barakei (Ordeal by Rose)» в оформлении Ёкоо Таданори (издательство «Сюэйся Интернешнл») появилось в январе 1971 года.
Экспортное издание «薔薇刑 Barakei (Ordeal by Rose)» (1971) в оформлении Ёкоо Таданори. Когда раскрываешь коробку – появляется Мисима, изображённый Ёкоо в виде индийского лежачего Будды
Смертельная дуэль фотографа и писателя
Обращаясь к «Наказанию розами» в наши дни, мы понимаем, что этот фотоальбом очень специфичен. Надпись на коробке дебютного издания «Фотоальбом Хосоэ Эйко. Модель и автор вступления – Мисима Юкио» свидетельствует о том, что отношения между фотографом и Мисимой были равноправными, а книга является плодом их совместной деятельности.

Мисима действительно выступал моделью для Хосоэ, однако снимки, выполненные в его доме, пронизанном уникальной эстетикой, среди подобранной им мебели, подчёркивающие его натренированное тело, вовлекают читателя на его територию. Хосоэ работал профессионально, не уступал ни пяди и умело управлял великим писателем, предстающим то в облике танцора, то бодибилдера. «Наказание розами» - это продукт упорной борьбы фотографа и писателя, наделённого актёрским талантом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments