edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Category:

Лес японского святилища Мэйдзи-дзингу: лесной проект национального масштаба

Территория святилища Мэйдзи-дзингу заросла густым лесом. Его можно принять за оставшийся нетронутым огромный участок природного леса, но на самом деле это искусственный лес, посаженный около 100 лет назад с целью сделать его частью естественной среды. Он воплотил мудрость и умения лесоводов и ландшафтных архитекторов своего времени.
В японской традиционной религии есть понятие «мириад божеств», яоёродзу-но ками, отражающее анимистический характер этих верований. Мириады божеств живут повсюду – на высоких горах, в густых лесах, голубых морях и на прекрасных островах. Есть божества воды в водопадах, реках, прудах и озёрах, боги огня в вулканах и печах, боги ветра и боги грома. Это так называемые природные божества. Другая разновидность японских божеств – божества с человеческой природой, это почитаемые духи предков и великих людей. Божества, которых почитают в святилище Мэйдзи – это император Мэйдзи (1852-1912) и императрица Сёкэн (1849-1914), много сделавшие для процветания современной Японии. В ноябре 2020 года исполняется сто лет со времени объявления их божествами.

Участок вокруг Главного павильона (хондэн) святилища называется найэн, «внутренний сад», и его почти со всех сторон окружает густой лес ринъэн, «лесной парк». Живущий в Лондоне скрипач Хакасэ Таро говорил: «С первым шагом внутрь святилища я что-то ощущаю. Как будто что-то накатывает, чего я обычно совершенно не чувствую – это можно назвать чувством веры». Возможно, туристы разных религий во множестве приходят сюда в том числе и затем, чтобы ощутить святость места.Внутренний сад святилища Мэйдзи (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи)
Внутренний сад святилища Мэйдзи (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи)
Помимо священного пространства есть и «внешний парк» гайэн, где расположены различные спортивные сооружения, такие как поле для регби и бейсбольное поле, сосредоточенные вокруг Мемориальной картинной галереи Сёкэн (музей, который повествует о жизни императора Мэйдзи с помощью живописи), которую изначально соединяла с внутренним садом дорожка для верховой езды, вдоль которой тянулись аллеи деревьев. В парке за пределами святилища находится Национальный стадион, который является главным стадионом Олимпийских игр в Токио-2020. Стадион спроектировал архитектор Кума Кэнго. Несмотря его огромные размеры, построенный из дерева стадион вызывает тёплые чувства.

Лес, созданный лучшими учёными страны
Император Мэйдзи много путешествовал по Японии и снискал широкую народную любовь, а после его смерти в июле 1912 года мэр Токио Сакатани Ёсиро (1863-1941), бизнесмен Сибусава Эйити (1840-1931) и другие уже через день выступили с предложением основать святилище Мэйдзи. Они уточнили, что внутренний сад должен финансироваться национальным правительством, а внешний парк будет построен за счёт частных пожертвований, и правительство немедленно согласилось с планом. Гробницу императора уже было решено построить в Момояме в Киото, и жителям Токио, наверное, тоже хотелось сохранить связь с любимым императором.

В следующем 1913 году Кабинет министров учредил Комитет по исследованию святилища, в состав которого вошли лучшие учёные того времени, и в нём обсуждали местоположение и размеры святилища, общие планы создания внешнего и внутреннего садов. В результате было решено построить внутренний сад (постройки святилища и лесной парк ринъэн) на 70 гектарах на территории Ёёхатамати в пригороде Токио, где император Мэйдзи устроил прогулочный сад для императрицы Сёкэн, у которой было слабое здоровье. В небольшом отдалении от внутреннего сада, на месте расположения погребального зала императора Мэйдзи решили построить на 27,3 гектарах внешний сад гайэн. В 1915 году при Министерстве внутренних дел было создано Строительное бюро святилища Мэйдзи и началось строительство внешнего и внутреннего садов.

Строительство велось под руководством исследовательского комитета, состоящего из экспертов, ученики которых занимались воплощением планов в жизнь. Архитектор Ито Тюта (1867-1954) и историк архитектуры Секино Тадасу (1868-1935), профессора Токийского императорского университета (нынешний Токийский университет) занимались проектированием и строительством центральных сооружений, включая Главный павильон и Мэйдзи Кинэнкан. Отбор деревьев и создание лесных насаждений осуществляли профессора того же университета Кавасэ Дзэнтаро (1862-1932) и Хонда Сэйроку (1866-1952). За дизайн газонов внутреннего сада найэн, аллей и лесопарка гайэн отвечали Фукуба Хаято (1856-1921), художник-пейзажист Управления императорского двора, и Хара Хироси (1868-1934), профессор сельского хозяйства в Императорском университете Токио.

Уэхара Кэйдзи, пионер японского паркового планирования
В общей концепции внутреннего и внешнего садов Мэйдзи-дзингу, национального проекта, приковавшего внимание всех жителей страны, выразилось чувство баланса того времени, к которому стремились создатели. Они не упустили из внимания устремление к вестернизации и цивилизационному развитию, выражавшееся в лозунге вакон ёсай, «японский дух и западное знание». Во внутреннем саду, который и является самим святилищем, находятся деревянные постройки в традиционном стиле нагарэ-дзукури и лесные насаждения естественного вида, воплощающие традицию «леса умиротворения духов». Во внешнем саду гайэн, стремясь создать современный парк в западном стиле, разместили построенный из камня музей живописи в западном стиле, создав искусственный дизайн с четырьмя рядами деревьев, которые подчёркивали симметрию, и построили спортивные сооружения. В ноябре 1920 года провели церемонию перемещения божества в святилище внутреннего сада, а завершение строительства внешнего сада гайэн отпраздновали в октябре 1926 года.

Внутренний парк найэн планировали три автора. Первый – Хонда Сэйроку, вернувшийся в Японию после учёбы в Германии со степенью доктора лесного хозяйства. В Японии он стал основателем специальности «парковое строительство» в Токийском университете и спланировал парк Хибия, который открылся в 1903 году.

Вторым автором был Хонго Таканори (1877-1945), ученик Хонды и преподаватель Токийского университета. Позже он в качестве инженера Управления святилища Мэйдзи-дзингу создал проект развития лесного хозяйства святилища.

Третьим был Уэхара Кэйдзи (1889-1981), в то время аспирант Токийского университета, который специализировался на эстетике леса (ландшафтном дизайне), обучаясь у Хонды. Вместе с Хондой он устраивал предварительные обсуждения проекта сада, а в 1915 году был назначен техническим специалистом Строительного бюро. В течение трёх лет Уэхара руководил работами на месте строительства, пробовал различные подходы и экспериментировал, результаты его работы в 1920 году стали основой диссертации «Исследования лесов святилищ», благодаря которой он получил степень доктора наук.

После этого он отправился на Запад для изучения ландшафтного дизайна, и ещё будучи сравнительно молодым, в возрасте 35 лет, основал в 1924 году Токийскую старшую школу ландшафтного дизайна (сейчас – отделение ландшафтного дизайна факультета региональной экологии Токийского сельскохозяйственного университета), а в следующем году – Японское общество изучения ландшафтного дизайна, при этом он учитывал незаменимость специалистов по зелёному городскому планированию (ландшафтной архитектуре) после того, как большая часть Токио сгорела во время Великого землетрясения Канто в 1923 году.

Уэхара – первый современный исследователь ландшафтного дизайна в Японии, за свою жизнь опубликовал 250 книг и был пионером в этой сфере, подготовив множество специалистов. Он писал: «В Японии есть японские сады, священные леса, гробницы и другие особые японские ландшафты, отличающиеся от парков и лесов в других странах мира». Их общими чертами являются вечность и естественность, дающие ощущение жизненной силы, организация пространства и духовность, которые позволяют вам прочувствовать их глубокий смысл.

Возрождение огромного священного леса в Токио
Как говорилось выше, до строительства на внутренний сад найэн выделили 70 гектаров. Площадь лесов составляла 8 га, а 89% территории были заброшенными заросшими сорняками землями. Кроме того, от паровозов железной дороги по соседству шёл чёрный дым, и выращивать уязвимую к загрязнению криптомерию суги было нельзя. Создатели столкнулись с проблемой – как здесь можно создать «вечный лес» для божеств? Существовавшие ранее леса святилищ были природными лесами, расположенными в благоприятных местах, и «вечные леса» поддерживала сила природы. Трое лесоводов поставили перед собой задачу создать лес, максимально напоминающий природный.

Уэхара сыграл в этом важную роль. Вначале он провёл полевые исследования лесов 88 важнейших в стране старых святилищ разных эпох, и составил схемы наблюдений. Он также осмотрел лес гробницы императора Нинтоку, куда людям доступ запрещён. Японские императорские гробницы – это огромные инженерные сооружения, для которых создавали ров, в котором скапливалась вода, а извлечённую землю складывали в курган в форме замочной скважины, облицовывая поверхность камнем, деревья там не высаживали. Однако Уэхара своими наблюдениями подтвердил, что в течение сотен лет без малейшего вмешательства человека там растёт густой, напоминающий первобытный лес, и он считал его идеальным священным лесом.

Что необходимо для того, чтобы найэн стал идеальным «вечным лесом»? Трое создателей решили пересаживать растения и создавать лесопарк в соответствии со следующими принципами.

Во-первых, массив леса должен быть сплошным, за исключением территории внутреннего святилища и путей передвижения паломников.

Во-вторых, нужно полностью запретить вход в лес.

В-третьих, священный лес будет состоять из деревьев разных пород. Политики настоятельно просили устроить лес из криптомерий суги, такой как в святилище Исэ-дзингу, но с точки зрения лесоводства криптомерия здесь непригодна – на территории не хватает воды, а рядом находится железная дорога с её копотью и дымом поездов. Кроме того, для превращения насаждений в естественный лес нужно использовать разные породы широколиственных и хвойных деревьев, создав многослойную структуру из высоких, средних и низких деревьев – к такому выводу пришли на основе наблюдений Уэхары за естественными лесами по всей Японии.

В-четвёртых, опавшие листья в лесах скапливаются, микроорганизмы разлагают их до перегноя. На упавших деревьях растут грибы, деревья сгнивают и снова возвращаются в почву. Таким образом, если опавшие листья и упавшие деревья не удалять за пределы лесной зоны, то растениям для роста будет хватать питательных веществ без удобрения леса.

В-пятых, под воздействием влаги почвы и проникающего сквозь кроны солнечного света плоды прорастают, на месте упавших деревьев вырастают новые, и весь лес становится всё более природным. Таким образом, со временем без вмешательства человека он превратится в естественный лес.

В те времена не использовали современную научную лексику – говоря современным языком, они создали теорию и практические способы создания естественного леса на основе круговорота веществ и круговорота жизни (насекомых, птиц и мелких животных) в природе. Удивительно, что они это сделали уже более 100 лет назад. Они создали основанную на научной рациональности симуляцию в виде «Диаграммы прогноза последовательности переходов от посадки леса к конечному лесу», показывающей лес сразу после посадки (I), 50 лет спустя (II), через 100 лет (III) и через 150 лет.Созданная Хонго Таканори «Диаграмма прогноза последовательности переходов от посадки леса к конечному лесу»; показан лес сразу после посадки, 50, 100 и 150 лет спустя (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу)
Созданная Хонго Таканори «Диаграмма прогноза последовательности переходов от посадки леса к конечному лесу»; показан лес сразу после посадки, 50, 100 и 150 лет спустя
Территория возле Великих ворот-тории (Оотории) во время строительства святилища Мэйдзи-дзингу (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу)
Территория возле Великих ворот-тории (Оотории) во время строительства святилища Мэйдзи-дзингуВид святилища сейчас, спустя 100 лет (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу)
Вид святилища сейчас, спустя 100 лет
Территория возле моста Синкё, «Божественного моста», во время строительства святилища Мэйдзи-дзингу (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу)
Территория возле моста Синкё, «Божественного моста», во время строительства святилища Мэйдзи-дзингу
Вид территории возле моста Синкё сейчас, спустя 100 лет (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу) Территория возле тории Минамисандо во время строительства святилища Мэйдзи-дзингу (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу)
Вид территории возле моста Синкё сейчас, спустя 100 лет (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу) Территория возле тории Минамисандо во время строительства святилища Мэйдзи-дзингуТерритория возле тории Минамисандо (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу)
Территория возле тории Минамисандо
Территория возле тории Минамисандо 100 лет спустя (фотография предоставлена святилищем Мэйдзи-дзингу)
Территория возле тории Минамисандо 100 лет спустя
Леса и поддержание биоразнообразия в больших городах
Благодаря тому, что автор статьи был учеником профессора Уэхары, а также председателем комитета по науке об окружающей среде Научного совета Японии, он возглавил второй Комитет по комплексным исследованиям святилища Мэйдзи-дзингу через 90 лет после его постройки, в преддверии 100-летия святилища. В 2013 году в сотрудничестве с более чем 1000 специалистов в различных областях биологии, члены экспертного комитета, создали отчёт о текущем состоянии леса найэн, обобщив собранные данные. В отчёте указано, что лес, созданный из пожертвованных около 100 лет назад со всей страны 100 000 деревьев и посаженный руками 110 000 молодых добровольцев, определённо приближается к запланированному состоянию спустя 100 и 150 лет после посадки, как выяснилось при сравнении данных, в том числе полученных в ходе первого (1980 г.) и второго комплексного исследования.

Столичный округ Токио – это огромный мегаполис с населением 40 миллионов человек и скудной природой, но в центре города находится естественный лес святилища Мэйдзи-дзингу, созданный руками людей. Для определения роста и изменений искусственно посаженного леса четырежды проводились исследования, в ходе которых замеряли обхват и высоту каждого дерева – в 1924, 1934, 1970 и 2013 годах – возможно, не имеющие прецедентов в мировой практике. В процессе второго комплексного исследования изучили не только лесную флору, но и фауну – птиц, насекомых и рыб – и смогли доказать, что этот лес в значительной степени поддерживает биоразнообразие большого города.
Из-за глобальной эпидемии инфекционного заболевания, вызванного новым коронавирусом, Олимпийские и Паралимпийские игры 2020 года в Токио были перенесены на 2021 год; хотелось бы, чтобы потом посетители Японии всё-таки зашли в лес святилища Мэйдзи-дзингу и ощутили всю его красоту.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments