edo_tokyo (edo_tokyo) wrote,
edo_tokyo
edo_tokyo

Categories:

Японская керамика...

В Японии существует множество стилей керамики и фарфора, уходящих корнями в древние времена. Характерные черты и история различных традиций керамики тесно связаны с образом жизни людей и отражают уникальную историю каждого региона.
Японская керамика имеет долгую историю, она восходит к глиняной посуде доисторического периода Дзёмон, начавшегося 13 000 лет назад. Само название «Дзёмон» обозначает «верёвочный узор», характерную черту горшков той эпохи. Глиняная посуда Дзёмон в последнее время вновь вызывает интерес из-за её уникальной формы, духовного содержания и сильного ощущения индивидуальности.Фигурки догу периода Дзёмон, известные как Венера Дзёмон (слева) и Богиня в маске. Они были обнаружены в ходе раскопок в префектуре Нагано (© Jiji)
Фигурки догу периода Дзёмон, известные как Венера Дзёмон (слева) и Богиня в маске. Они были обнаружены в ходе раскопок в префектуре Нагано (© Jiji)
Керамика и фарфор
Керамика изготавливается из глины и других компонентов, по свойствам напоминающих стекло. Глине придают определённую форму, после чего обжигают. Керамику можно условно разделить на две категории – глиняные изделия и фарфор. У фарфора температура обжига выше, чем у глиняной керамики, она обычно толще и теплее на вид, чем фарфор. Фарфоровая глина мелкозернистая и содержит кварц и полевой шпат, благодаря чему напоминает стекло. После обжига фарфор становится чрезвычайно твёрдым, стенки изделий можно сделать намного тоньше, чем у обычной керамики. У обеих категорий керамики есть свои уникальные стили с характерным для них дизайном, включающим роспись и глазуровку, надрезы и рельефные узоры, созданные с использованием различных инструментов.
Японское наследие: шесть древних печей
Производство керамики в Японии особенно процветало с конца периода Хэйан (794-1192) до периода Муромати (1336-1568). Гончарные печи строили по всей Японии, но самыми известными были шесть районов производства керамики, так называемые «Шесть древних гончарных печей» – Бидзэн (префектура Окаяма), Тамба (префектура Хёго), Сигараки (префектура Сага), Токонамэ и Сэто (оба в префектуре Айти) и Этидзэн (префектура Фукуи). В 2017 году они были внесены в список объектов культурного наследия Японии.
Неглазурованная бутыль для сакэ бидзэн с эффектом натуральной золы и пятнами после дровяного обжига (слева); узкая дорога рядом с керамической мастерской Сэто, в стену врезаны подпорки печей (© Pixta)
Неглазурованная бутыль для сакэ бидзэн с эффектом натуральной золы и пятнами после дровяного обжига (слева); узкая дорога рядом с керамической мастерской Сэто, в стену врезаны подпорки печей
Статуэтки енотовидных собак (тануки) из Сигараки. Благодаря наличию качественной глины там начали делать японскую черепицу (© Pixta)
Статуэтки енотовидных собак (тануки) из Сигараки. Благодаря наличию качественной глины там начали делать японскую черепицу
Керамика и чайная церемония
В чайной церемонии, доведенной до совершенства чайным мастером Сэн-но Рикю в конце периода Муромати, используется уникальная японская керамика, в том числе специализированная посуда, вазы для цветов и чашки в нарочито простом стиле, такие как изделия раку и орибэ. Военачальник Тоётоми Хидэёси, страстный поклонник чайной церемонии, во время вторжения на Корейский полуостров в конце XVI века привёз корейских гончаров, которые построили в Кюсю и занялись производством посуды для чая.
Керамика Имари имеет высокую ценность как антиквариат, которую коллекционируют коллекционеры по всему миру. Это разновидность фарфора, когда-то производившаяся в городе Арита префектуры Сага, который сейчас славится изделиями арита. В 2016 году керамика арита отметила свой 400-летний юбилей. Одним из самых известных стилей посуды арита является какиэмон, в котором надглазурная эмаль гармонирует с белым фарфором.
С конца периода Адзути-Момояма (1568-1603) и в начале периода Эдо (1603-1868) гончары совершенствовали свои технические навыки в поисках красоты, и с тех пор создано множество прекрасных изделий.
Взбивание чая в чашке во время чайной церемонии (© Pixta)
Взбивание чая в чашке во время чайной церемонии
Блюдо арита, реставрированное при помощи кинцуги – техники, при которой разбитая керамика склеивается при помощи лака, смешанного с золотым порошком (© Pixta)
Блюдо арита, реставрированное при помощи кинцуги – техники, при которой разбитая керамика склеивается при помощи лака, смешанного с золотым порошком
Начиная с XVIII века техника изготовления посуды арита распространилась в Киото, Кутани и Сэто. С начала эпохи Мэйдзи (1868-1912) богатые поклонники чайной церемонии, которые сыграли в её истории важную роль, такие как бизнесмен Нэдзу Каитиро, чья коллекция легла в основу Музея Нэдзу ) и торговец шёлком Хара Санкэй (создатель сада Санкэйэн), поддержали распространение японской культуры.
Керамика в стиле мингэй
В современную эпоху Янаги Соэцу (1889-1961), Хамада Сёдзи (1887-1978), Каваи Кандзиро (1890-1966) и англичанин Бернард Лич (1887-1978) выступили с поддержкой движения Мингэй, делавшего акцент на функциональную красоту в предметах повседневного обихода, созданных неизвестными мастерами. Это движение постепенно набирало силу.Посуда онта из префектуры Ойта с мелким ритмичным узором тоби-ганна
     Посуда онта из префектуры Ойта с мелким ритмичным узором тоби-ганна
Одним из районов производства керамики, вызвавший интерес во всей стране из-за движения Мингэй, стал Онта в городе Хита, префектура Ойта. Более трёхсот лет гончары в Онте передали свои секреты только одному из своих сыновей. Это позволило сохранить постоянное количество печей; до наших дней работают только десять гончарных мастерских, как и в старину. В 1995 году японское правительство объявило технику гончаров Онта нематериальной культурной ценностью.
Японская керамика сегодня
В послевоенные годы быстрого экономического роста финансовая свобода позволяла людям приобретать керамику и предметы искусства. Однако после того, как в начале 1990-х годов экономический пузырь в Японии лопнул, возросла популярность керамики, более подходящей для повседневной жизни.
В последнее время керамику начали создавать самые разные люди. Горшки и миски для повседневного использования популярны и у подрастающего поколения.
Дважды в год в мае и октябре в районах гончарного производства по всей стране проводятся ярмарки керамики, где посетители могут недорого купить понравившиеся вещи и встретиться с самими гончарами. Три основные ярмарки керамики в Японии посвящены изделиям Мино (префектура Гифу), изделиям Имари и Арита, и изделиям Сэто. Любители керамики заранее планируют поездки на такие ярмарки, где они любуются различными керамическими стилями, знакомятся с историей регионов и наслаждаются местной кухней.Ярмарка керамики Химацури проводится в г. Касама преф. Ибараки каждую весну и осень. Гончары устанавливают полки и сами продают свои изделия
Ярмарка керамики Химацури проводится в г. Касама преф. Ибараки каждую весну и осень. Гончары устанавливают полки и сами продают свои изделия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments