/Фото-видео репортаж Анатолия Булавина/.В Японии лотос считается священным цветом. Он олицетворяет непорочность, совершенство, изящество и стремление вверх к солнцу, к духовной чистоте.
Лотос также является символом духовного самосовершенствования, в какой бы среде, хорошей или плохой, не находился человек, он всегда должен сохранять душевную чистоту.

Цветок начинается расти на дне пруда в грязи и иле. Он медленно растет вверх, к поверхности воды, и постоянно перемещается к свету. Лотосовый пруд Синобадзу (Shinobazu) в токийском парке Уэно:
Как только лотос выходит на поверхность воды, он начинает цвести и превращается в прекрасный цветок. Поэтому символическое значение цветка - появление в красоте и торжество после борьбы жизни.



[ Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть японские лотосы дальше...]

Примечательно, что цветок лотоса, являющийся в сознании народа олицетворением моральной чистоты и целомудрия, был использован буддизмом и превращен в один из своих религиозных символов, непременных храмовых атрибутов. В буддийской живописи и храмовой скульптуре, получивших необыкновенное развитие в Японии, Будда и его сподвижники нередко изображены восседающими на троне из гигантских цветов лотоса.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану.


Памятник ядовитой рыбе Фуга (или ее жертвам?) на берегу лотосового пруда Синобадзу (Shinobazu) в токийском парке Уэно



Памятник Очкам на берегу лотосового пруда Синобадзу (Shinobazu) в токийском парке Уэно
Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (Мехо рэнгэ ке) - один из самых известных канонических текстов махаяны, ведущего направления буддизма. Авторитет и известность Сутры возросли в IX веке, когда основанная в 804 году школа Тэндай стала фактически государственной церковью. Общеизвестна глубокая приверженность японцев к живым цветам, к их выращиванию и разведению. Культ цветов можно назвать одной из характерных черт японского национального характера. В японских парках с их прудами и озерами есть заросли водяных растений с громадными темно-зелеными листьями и водопрозрачными белыми или розовыми цветами лотоса. Цветы лотоса привлекали внимание художников и поэтов с древнейших времен. Упоминание о лотосе встречается в народных песнях и стихах.


Нежные и благоухающие цветы лотоса, гордо возвышающиеся над поверхностью воды, с давних времен служат олицетворением неподдельной чистоты и целомудрия. Прекрасно об этом сказано в поэтическом произведении "Я лотос люблю", принадлежащем известному китайскому художнику слова Чжоу Дунь-и (1017 –1073), творчество которого пользуется большой любовью в Японии.

И на воде, и на сухих листах, среди травы и на деревьях цветов Есть очень много всяких, которые ты мог бы полюбить. При Цзинь жил Тао Юань-мин : один лишь он умел любить, как надо, хризантему. А начиная с Тан и вплоть до наших дней любовь толпы сильней всего к пиону. Но я один люблю лотос, за то, что из грязи растет он, а сам не грязнится; Чистою рябью омытый, кокетства женщин он не знает. Сквозя внутри, снаружи прям. Не расползается и не ветвится. И запах от него чем далее, тем лучше. Он строен и высок, отчетливо растет.

В японской кухне очень ценят корень лотоса - ренкон, не только за его необычный вкус, но и за его эстетическое совершенство подводной части растения, неповторимый рисунок в виде цветка на срезе. Он является деликатесом и имеет самое широкое применение - его тушат, готовят из него суси, делают тэмпуру из корня лотоса, а также разнообразные салаты и другие блюда.
У японцев есть изображение лепестков лотоса, выгравированное на основании каменного фонаря. Называется это каэрибана - "цветы, которые зацвели повторно". Это символ увядания...




